Операции с подотчетными суммами — ежедневная рутина бухгалтера. Одна из ключевых проводок в этом процессе: дебет 50 кредит 71. Расскажем, что скрывается за этой записью, на каких документах она основана, как ее отразить в программе 1С, определим алгоритм действий, минимизирующий ошибки.
Содержание
Смысл и назначение проводки
Корреспонденция счетов дебет 50 кредит 71 выступает отражением конкретного хозяйственного факта: поступления в кассу предприятия остатка денежных средств, ранее выданных сотруднику под отчет и не израсходованных по целевому назначению.
По дебету счета 50 «Касса» отражаются поступившие денежные средства, а по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» показывается погашение задолженности сотрудника перед организацией. Такая проводка одновременно фиксирует увеличение одного актива (денег в кассе) и уменьшение другого (задолженности сотрудника).
Нормативная база, регулирующая эти операции:
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (устанавливает общие требования к ведению учета)
- Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У (определяет правила ведения кассовых операций, включая выдачу и возврат подотчетных сумм)
Пример 1
Сотруднику Иванову А.С. 28.05.2025 была выдана из кассы подотчетная сумма в размере 15 000 рублей на покупку канцелярских товаров. Работник совершил покупки 29.05.2025 на сумму 12 500 рублей и в этот же день предоставил бухгалтерии авансовый отчет, который был утвержден руководителем. Оставшиеся 2 500 рублей Иванов А.С. вернул в кассу предприятия.
Бухгалтер отразил в учете выдачу средств под отчет, оприходование покупки и возврат в кассу неизрасходованной подотчетной суммы:
Дата
Дебет
Кредит
Сумма БУ
Операция
28.05.2025
71
50
15 000
Выданы наличные средства из кассы под отчет сотруднику Иванову А.С.
29.05.2025
10
71
12 500
Канцтовары оприходованы на склад
50
71
2 500
Возврат в кассу неизрасходованных средств подотчетным лицом Ивановым А.С.
После этих операций задолженность Иванова А.С. перед организацией полностью погашена.
Как заполнить бланк авансового отчета, расскажем в статье: Документ Авансовый отчет в 1С.
Практические примеры
Приведем примеры формирования проводки дебет 50 кредит 71 в разных ситуациях.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
Пример 2
Сотрудник Петров Б.В. был направлен в командировку на 3 дня. Ему 11.05.2025 выдана подотчетная сумма в размере 30 000 руб. По возвращении из командировки Петров Б.В. предоставил авансовый отчет с приложением документов по расходам в командировке:
- Стоимость железнодорожных билетов: 8 000 руб.
- Оплата проживания в гостинице: 15 000 руб.
- Суточные (3 дня по 700 руб.): 2 100 руб.
Итого расходов: 25 100 руб.
Сумма к возврату: 30 000 — 25 100 = 4 900 руб.Бухгалтер отразил операции на счетах учета:
Дата
Дебет
Кредит
Сумма БУ
Операция
11.05.2025
71
50
30 000
Выданы наличные средства из кассы под отчет сотруднику Петрову Б.В. на командировочные расходы
15.05.2025
26
71
8 000
Стоимость ж/д билетов отражена в составе общехозяйственных расходов
26
71
15 000
Расходы на проживание в командировке отражены в составе общехозяйственных расходов
26
71
2 100
Учтены в составе расходов суточные по командировке Петрова Б.В, (700 руб./день х 3 дн.)
50
71
4 900
Возвращена в кассу неизрасходованная подотчетная сумма
Пример 3
Сотруднику Сидорову И.К. 14.05.2025 выданы под отчет наличные средства в сумме 60 000 руб. на покупку МФУ для офиса. Стоимость аппарата по договору купли-продажи составила 47 200 руб. (в том числе НДС = 7 867 руб.). Сидоров И.К. приобрел устройство и вернул в кассу остаток подотчетной суммы.
Бухгалтер отразил в учете:
Дата
Дебет
Кредит
Сумма БУ
Наименование операции
14.05.2025
71
50
60 000
Выданы наличные средства из кассы под отчет сотруднику Сидорову И.К.
15.05.2025
08
71
39 333
Стоимость МФУ (без НДС) отражена в составе вложений во внеоборотные активы
19
71
7 867
Учет «входного» НДС по приобретенному МФУ
68.НДС
19
7 867
Принят НДС к вычету на основании счета-фактуры
50
71
12 800
Остаток аванса внесен в кассу
01
08
39 333
Отражение МФУ в составе основных средств
Более подробно о правилах выдачи денежных средств подотчетному лицу читайте в нашей статье — Общие правила выдачи наличных под отчет.
Первичные документы — основание для отражения операции
Любую бухгалтерскую запись, включая Дт 50 Кт 71, необходимо подтверждать оправдательными первичными документами. Для оформления возврата подотчетных средств необходимы документы:
- Авансовый отчет — в нем сотрудник детализирует все произведенные расходы. Бухгалтер проверяет отчет, подтверждает целевое использование средств, определяет и отмечает сумму остатка, подлежащую возврату. После проверки авансовый отчет утверждается руководителем организации. Затраты по утвержденному авансовому отчету отражаются в учете, а сумма остатка подлежит возврату
- Приходный кассовый ордер (ф. № КО-1) — ему отведена роль основания для записи Дт 50 Кт 71. ПКО выписывается на имя сотрудника, возвращающего деньги. Номер и дату ПКО проставляют в бланке авансового отчета. Кассир записывает данные ПКО в кассовую книгу (ф. № КО-4), а бухгалтер отражает операцию в бухучете
- Подтверждающие расходы документы — они напрямую не относятся к возврату денег, но без них авансовый отчет не будет утвержден, а поэтому не будет определен и остаток. К таким документам относятся чеки (товарные, кассовые), бланки строгой отчетности (БСО), акты выполненных работ и другие подтверждающие документы
Особенности отражения проводки Дт 50 Кт 71 в 1С
Учетные программы корреспонденцию счетов дебет 50 кредит 71 выполняют автоматически при корректном вводе документов. Рассмотрим алгоритм действий в 1С на данных из Примера 1.
Во вкладке Банк и касса выбирается раздел Авансовые отчеты:
Создается новая операция с указанием подотчетного лица и суммы выданной ранее подотчетной суммы. На вкладке Товары или Прочее вносятся приобретенные ценности или произведенные расходы (при покупке материалов система автоматически сформирует проводку дебет 10 кредит 71). Сумму к возврату (или перерасход) программа рассчитает автоматически.
После проведения в программе авансового отчета, если есть сумма к возврату, необходимо ввести ПКО. Для этого на вкладке Банк и касса — Кассовые документы создается новый документ:
В качестве контрагента выбирается тот же сотрудник. В поле Счет расчетов проставляется 71 Расчеты с подотчетными лицами:
При проведении этого документа система автоматически сформирует запись по дебету 50 и кредиту 71.
Построение аналитики — ключевой момент для корректного бухучета. По счету 71 ведение аналитического учета происходит в разрезе:
- каждого подотчетного лица (справочник Физические лица или Сотрудники)
- статей движения денег
- сумм задолженностей
Грамотная аналитика позволяет получать детальную расшифровку о состоянии расчетов с каждым работником.
Оформление командировки в 1С 8.3 Бухгалтерия по шагам.
Кратко о проводке дебет 50 кредит 71
- Проводка Дт 50 Кт 71 означает, что сотрудник вернул в кассу предприятия неизрасходованные денежные средства, выданные ему в качестве подотчетных сумм
- Операция проводится на основании утвержденного авансового отчета и приходного кассового ордера
- При возврате подотчетных сумм в кассу организации, необходимо проконтролировать лимит кассы и сверхлимитную часть обязательно сдать в банк
- Программа 1С формирует проводку автоматически при введении ПКО, оформленного подотчетнику для возврата неизрасходованной суммы
- Корректное отражение операции гарантирует отсутствие задолженности у сотрудника перед организацией и обеспечивает достоверность данных учета
Если вы еще не подписаны:
Активировать демо-доступ бесплатно →
или
Оформить подписку на Рубрикатор →
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно


Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете