Факторный анализ выручки

Последнее изменение: 30.01.2024

Компания планирует увеличить годовую выручку на 20%, но наблюдает снижение этого показателя. Почему так происходит? Какие факторы оказывают на выручку наибольшее влияние? Ответить на эти вопросы помогает факторный анализ выручки.

Из статьи вы узнаете:

  • какие факторы выбираются для анализа выручки;
  • как строится факторная модель и ведутся расчеты;
  • какие выводы можно сделать по результатам анализа.

Выбор факторов для анализа выручки

Факторный анализ выручки — метод исследования, при котором определяется влияние внешних и/или внутренних факторов на выручку.

К внутренним факторам, влияющим на выручку от реализации, можно отнести:

  • объем производства;
  • себестоимость продукции;
  • уровень цен;
  • номенклатуру выпускаемой продукции;
  • качество производимых товаров;
  • другие аналогичные.

На эти факторы может влиять менеджмент компании. Но сначала требуется их изучить, проанализировать.

Внешние факторы, влияющие на выручку:

В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку

  • социальные — уровень доходов потенциальных клиентов, климатические условия и т. п.;
  • экономические (политика ценообразования, корректировка государственных тарифов, инфляционные процессы, уровень цен конкурентов, соблюдение контрагентами договорных обязательств и т. п.);
  • политические (ситуация в стране и регионе, законодательные изменения, обусловленные политической ситуацией и т. п.).

На внешние факторы менеджмент компании влиять не может, но они оказывают влияние на результаты деятельности компании и их необходимо учитывать.

При проведении факторного анализа выручки важно не только верно выбрать факторы для оценки (те, что оказывают определяющее влияние на предмет исследования), но и:

  • определить приемы анализа показателей;
  • подобрать оптимальный метод расчета.

Факторный анализ выручки, которая является одним из определяющих факторов при оценке прибыли, можно рассматривать как первый этап факторного анализа финансовых результатов в целом.

Факторная модель выручки от продаж

Предмет исследования (результативный показатель) — выручка от продаж (В).

Факторы для оценки, которые оказывают определяющее значение на величину выручки от продаж:

  • объем продаж (V);
  • цена за единицу (Ц).

Связи между выручкой и факторами могут быть описаны формулой:

Выручка = Объем продаж * Цена за единицу

или

В = V * Ц

Факторов два, поэтому модель называют двухфакторной, а анализ такой модели — двухфакторным анализом выручки.

Изучив данные за отчетный и предыдущий («базисный» в формулировках финанализа) годы, можно оценить, какой из факторов оказал наибольшее влияние на прирост/снижение выручки от продаж, и принять управленческое решение.

Например, выручка выросла на 10%, причем на 75% рост обусловлен увеличением объема продаж. Если ресурсы позволяют, можно и далее увеличивать объем продаж, хотя это не самый оптимальный путь развития. При недостатке ресурсов можно попробовать обеспечить рост выручки за счет корректировки цен на продукцию.

Пример факторного анализа выручки

Рассмотрим пример, представляющий аналог теста на экзамене ИПБ РФ для главных бухгалтеров.

Требуется определить влияние количественного и ценового факторов на изменение выручки от продажи товара «А» на основе следующих данных:

  • объем продаж за 2022 год — 1 200 ед., за 2023 год — 1 400 ед.;
  • цена за единицу в 2022 году — 100 руб., в 2023 году — 150 руб.

Даны варианты ответов, из которых требуется выбрать верный:

  • 16 000 руб. и 50 000 руб.;
  • 20 000 руб. и 70 000 руб.;
  • 16 000 руб. и 30 000 руб.

Факторная модель выручки от продаж:

Выручка (В) = Объем продаж (V) * Цена за единицу (Ц)

где:

  • В — результативный показатель;
  • V и Ц — факторы, влияющие на величину выручки.

В формуле применяется арифметическое действие «умножение», то есть используется мультипликативная факторная модель.

Воспользуемся методом цепных подстановок:

  • последовательно вычислим ряд промежуточных величин (по цепочке), при этом базисное значение фактора в результате заменяется на фактическое значение;
  • в процессе расчетов определим условные результирующие показатели, отражающие сначала влияние одного из факторов на конечный показатель, потом влияние остальных факторов.

Шаг 1

Рассчитаем результативный показатель для базисного года. В нашем случае это 2022 год:

  • В2022 = V2022 * Ц2022 = 1 200 ед. * 100 руб. = 120 000 руб.

Шаг 2

Первая подстановка. Заменим значение объема продаж на данные 2023 года:

  • В1 = V2023 * Ц2022 = 1 400 ед. * 100 руб. = 140 000 руб.

Шаг 3

Определим изменение выручки, обусловленное изменением объема продаж:

  • ∆Вv = В1 — В2022 = 140 000 руб. — 120 000 руб. = 20 000 руб.

Шаг 4

Вторая подстановка. Заменяем значение цены продаж на данные 2023 года. Ранее измененные данные оставляем, не корректируя:

  • В2 = V2023 * Ц2023 = 1 400 ед. * 150 руб. = 210 000 руб.

Шаг 5

Рассчитаем изменение выручки, обусловленное изменением цены продаж:

  • ∆Вц = В2 — В1 = 210 000 руб. — 140 000 руб. = 70 000 руб.

Если выбирать из вариантов ответов, то это второй вариант из предложенных: 20 000 руб. и 70 000 руб.

Выводы:

  • Выручка в абсолютном выражении увеличилась на 90 000 руб. (В2 — В1 = 210 000 руб. — 120 000 руб.) — это показатель совокупного влияния факторов. Увеличение выручки — положительная тенденция.
  • Наибольшее изменение (70 000 руб.) обусловлено увеличением цены продаж — это может свидетельствовать как о востребованности товара (положительный момент), так и предупреждать о возможном снижении спроса (нежелательная тенденция). Требуется постоянный оперативный контроль изменений выручки.
  • Количественный фактор (объем продаж) повлек менее значимое увеличение выручки (20 000 руб.). Требуется дополнительный анализ причин такой ситуации.

Запомните

  • Выручку от продаж иногда называют фактором первого порядка, оказывающим наряду с себестоимостью продукции наибольшее влияние на изменение прибыли от продаж.
  • Факторный анализ выручки позволяет оценить влияние на выручку (и на прибыль) некоторых изменений, к примеру, в объеме реализации и цене продукции. Объем реализации и цена реализации для факторного анализа выручки — факторы первого порядка, для факторного анализа прибыли — факторы второго порядка.
  • Результаты факторного анализа выручки могут быть использованы при анализе прибыли компании. Их можно считать предварительными расчетами для факторного анализа прибыли.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий