Факторный анализ прибыли позволяет оценить величину выручки и себестоимости, при которых прибыль компании возрастает в планируемых величинах. Рассмотрим правила проведения и пример факторного анализа прибыли.
Содержание
Факторный анализ прибыли: методы и приемы
Факторный анализ — это метод исследования, при котором определяется влияние различных факторов на конечный результат. Основная цель — понять, как можно увеличить доходность фирмы. Изучается изменение прибыли по отношению к базовому (предыдущему) году либо к плановым показателям.
Наибольшее распространение получил детерминированный факторный анализ прибыли.
В зависимости от вида функции (алгебраического действия) с факторами выделяют 4 основные модели детерминированного факторного анализа:
- Аддитивная (суммирование факторов, в т.ч. со знаком минус), пример — анализ валовой прибыли (Пв), например, по формуле Пв = В — С,
где:- В — выручка;
- С — себестоимость.
- Мультипликативная (факторы перемножаются, расчет произведения факторов), пример — анализ выручки от продаж (В) по формуле В = V * Ц,
где:- V — объем реализованной продукции, товаров, работ, услуг и т. п.;
- Ц — цена продажи.
- Кратная (деление), пример — анализ рентабельности продаж (ROS) по валовой прибыли с использованием формулы ROS = Пв / В.
- Смешанная (факторы в формулу включаются в различных комбинациях), пример — формула расчета рентабельности собственного капитала.
При расчетах используются различные методы детерминированного факторного анализа:
- метод цепных подстановок;
- логарифмирования;
- абсолютных разниц;
- интегральный;
- относительных разниц;
- другие.
Наибольшее распространение получили методы цепных подстановок и абсолютных разниц.
В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку
Метод цепных подстановок — рассматривает, как изменится конечный показатель (в нашем случае — прибыль) при последовательном изменении факторов, выбранных для анализа (например, выручки и себестоимости).
Сначала ведется расчет для базового периода, потом значение одного фактора заменяется на данные исследуемого года при неизменных других факторах (значениях базового года). Далее проводятся вычисления, затем заменяется другой фактор и так далее. Подробно метод рассмотрим ниже на примере.
Метод абсолютных разниц — при этом методе определяют абсолютные отклонения данных базисного периода от плановых показателей, т. е. вычисляют арифметическую разницу между ними. Далее проводят анализ, заменяя относительные показатели на абсолютные отклонения.
Особенности факторного анализа прибыли
Основные факторы, определяющие величину прибыли от продаж:
- объем реализации, т. е. количество проданных товаров, оказанных услуг и т. п.;
- цена реализации;
- структура (ассортимент) товаров и услуг, предлагаемых покупателям;
- затраты, понесенные на производство или приобретение предмета продаж (себестоимость товаров, работ, услуг).
Изменение этих факторов влечет изменение прибыли в разной степени: и факторы меняются по-разному (в некоторых случаях остаются неизменными), и их влияние различно.
Первые два фактора в списке выше формируют выручку от продаж (пример факторного анализа выручки приведен в отдельной статье).
При анализе прибыли от продаж (Пр) можно:
- Провести анализ выручки (В), а затем изучить влияние остальных факторов (себестоимости, коммерческих и управленческих расходов), используя формулу Пр = В — С — КР — УР,
где:- С — себестоимость продаж;
- КР — коммерческие расходы;
- УР — управленческие расходы.
- Рассматривать составляющие элементы выручки при анализе прибыли как отдельные факторы.
Во втором случае формула для расчета прибыли от реализации продукции (Пр) может иметь вид:
Пр = (V * Ц) — С — КР — УР
Возможно использовать и модернизированную эту формулу:
Пр = V * ((Ц — Сед) — КР — УР)
где Сед — себестоимость единицы продукции.
Анализ дает более точные результаты, когда объем реализации учитывается в натуральных показателях (штуках, тоннах и т. п.). По данным отчетности объем реализации оценивается в стоимостном выражении.
В этом случае более достоверные результаты могут быть получены с учетом индекса изменения цен на продукцию. Рассчитывается объем реализации в сопоставимых ценах путем деления объема реализации отчетного года (в денежном выражении) на индекс цен, который берется, например, из данных статистики, либо рассчитывается самостоятельно.
Пример
Индекс цен производителей промышленных товаров в 2023 году по сравнению с 2022 годом составил 104% (цены возросли в 1,04 раза). Показатели объема реализации отчетного года по данным отчетности — 80 000 млн руб.
Расчет объема реализации в сопоставимых ценах:
80 000 / 1,04 = 76 923 млн руб.
Прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и затратами, вложенными в производство (закупку). К затратам относят себестоимость реализованного товара, коммерческие и управленческие расходы.
Факторный анализ прибыли позволяет просчитать влияние каждого фактора на прибыль (доходность) компании. Оцениваться может любая составляющая прибыли: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль от реализации продукции, чистая прибыль.
Анализ бухгалтерской отчетности позволяет оценить прибыль прошедшего периода по сравнению с более ранними периодами. Модель, сформированная для такого анализа, если в ней использовать плановые и фактические показатели, позволит делать прогнозы об уровне будущей прибыли.
Пример факторного анализа прибыли
Рассмотрим пример факторного анализа валовой прибыли и прибыли от продаж.
Данные (исходные и факторного анализа) сведены в аналитическую таблицу. Условные значения указаны в млн руб., показатели на индекс цен не пересчитываются.
Показатель | За 2022 год | Расчет показателя для базового года | За 2023 год | Влияние факторов на изменение результативного показателя | ||
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 / совокупное влияние факторов | ||||
Выручка (В) | 70 700 | _ | 72 200 | _ | _ | _ |
Себестоимость (С) | (50 400) | _ | (48 500) | _ | _ | _ |
Валовая прибыль (ВП) | 20 300 |
ВП = В — С = 70 700 — 50 400 = 20 300 |
23 700 | Влияние выручки = (В2023 — С2022) — ВП2022 = (72 200 — 50 400) — 20 300 = 1 500 | Влияние себестоимости = (В2023 — С2023) — (В2023 — С2022) = (72 200 — 48 500) — (72 200 — 50 400) = 1 900 | Совокупное влияние факторов = 1 500 + 1 900 = 23 700 — 20 300 = 3 400 |
Коммерческие расходы (КР) | (9 100) | _ | (9 200) | _ | _ | _ |
Управленческие расходы (УР) | (3 800) | _ | (3 600) | _ | _ | _ |
Прибыль от продаж (Пр) | 7 400 | Пр = ВП — КР — УР = 20 300 — 9 100 — 3 800 = 7 400 | 10 900 | Влияние валовой прибыли
∆ВП = (ВП2023 — КР2022 — УР2022) — Пр2022 = (23 700 — 9 100 — 3 800) — 7 400 = 3 400 |
Влияние коммерческих расходов
∆КР = (ВП2023 — КР2023 — УР2022) — (ВП2023 — КР2022 — УР2022) = (23 700 — 9 200 — 3 800) — (23 700 — 9 100 — 3 800) = — 100 |
Влияние управленческих расходов
∆УР = (ВП2023 — КР2023 — УР2023) — (ВП2023 — КР2023 — УР2022) = (23 700 — 9 200 — 3 600) — (23 700 — 9 200 — 3 800 = 200 |
Выводы:
- валовая прибыль за 2023 год по сравнению с 2022 годом увеличилась на 3 400 млн руб. (23 700 — 20 300), за счет увеличения выручки обеспечен рост валовой прибыли на 1 500 млн руб., за счет снижения себестоимости — на 1 900 млн руб.;
- прибыль от продаж рассматривалась по трехфакторной модели — увеличение прибыли от продаж от совокупного влияния факторов составило 3 500 млн руб. (3 400 — 100 + 200), наибольшее влияние на рост прибыли от продаж оказал рост валовой прибыли;
- влияние изменения величины коммерческих и управленческих расходов на совокупный рост прибыли от продаж несущественно, поэтому подробно анализировать следует именно тенденции изменения валовой прибыли.
Факторный анализ чистой прибыли (ЧП) проводится в аналогичном порядке.
К показателям, учтенным в формуле для расчета прибыли от реализации продукции, добавляются прочие доходы и расходы:
ЧП = Пр + ПД — ПР — НП
где:
- ПД — прочие доходы;
- ПР — прочие расходы;
- НП — налог на прибыль.
Факторный анализ прибыли онлайн проводится в специализированных программах. К примеру, на сайтах компаний, разрабатывающие программы управленческого учета, можно получить пробный доступ и провести факторный анализ выручки и прибыли.
См. также:
Запомните
- Факторный анализ прибыли позволяет оценить, изменение какого фактора оказало наибольшее влияние на прибыль компании: себестоимости, объема продаж, цены продажи, другого.
- Такой анализ позволяет количественно определить степень влияния на прибыль того или иного фактора, что важно для решения основной задачи анализа — определение путей максимизации прибыли.
- Анализ можно проводить с использованием разных методов расчетов, наиболее популярный — метод цепных подстановок.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете