Регистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Представляем октябрьский выпуск нашего журнала «ЗУП с Бухэксперт». В нем собрали важные публикации, которые выходили у нас на сайте в сентябре, а также темы, которые будут актуальны в октябре 2026. В конце публикации размещен финальный тест. За его прохождение вы заработаете 500 бонусных баллов Бухэксперт!
-
1. ЗУП-эфир с разбором изменений, горячих новостей и кейсов
Пожалуйста, войдите в системуЧитать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
На сентябрьском поддерживающем ЗУП-эфире разобрали свежие релизы ЗУП 3.1 и главные новости месяца – перевод на ЕЦП больничных и пособий с его подводными камнями, новые правила оплаты сверхурочных и особенности их реализации в программе, изменения в выплатах и отчётности. Все эти темы есть в других разделах журнала, но есть хотите посмотреть все на одном дыхании — добро пожаловать в запись эфира!
1С:ЗУП 3.1 (сентябрь): Разбор изменений на практических примерах и ответы на горячие вопросы
Что разбирали:
1. Изменения в релизах ЗУП 3.1 и новости августа-сентября
- Релизы ЗУП 3.1 за август-сентябрь
- Законодательные изменения по зарплате и кадрам с 1 сентября 2026
2. Перевод больничных и детских пособий на ЕЦП
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- Ошибки в ЗУП 3.1 после перехода на ЕЦП
- Что делать, если после перехода СЭДО на ЕЦП не приходят входящие запросы
- Какие документы на ЕЦП и что в них изменилось
- Входящий запрос СФР для расчета пособия
- Ответ на запрос СФР для расчета пособия: новые и измененные поля
- Почему приходит протокол с ошибкой, если сотрудник заболел вечером
- Что изменится в больничном листе после перехода на ЕЦП
- Изменения в Исходящем сообщении о страховом случае СФР после перехода на ЕЦП
- Как изменится Запрос данных СФР о среднем заработке после перевода на ЕЦП
3. Новый лимит сверхурочных и двойная оплата, начиная со 121 часа за год
- Новые правила оплаты сверхурочных с 1 сентября
- Двойная оплата сверхурочных в ЗУП 3.1.38.69
- Расчет сверхурочных, если они зарегистрированы документом Работа сверхурочно
- Расчет сверхурочных при суммированном учете
- Расчет сверхурочных при суммированном учете – особенности для переходящих смен
- Ошибка — разбивка часов 1,5 и 2-ную оплату помесячно, а не в целом за учетный период
- Ошибка – Не учитываются недоработки в отдельных месяцах учетного периода
- Ошибка – часы из Работа сверхурочно и часы переработки подсчитываются отдельно
- Ошибка «Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено»
- Ошибка – сверхурочные часы в ночное время завышают количество часов полуторной оплаты
4. Выплаты
- Выплата зарплаты в цифровых рублях
- Печатная форма для документа Подтверждение зачисления зарплаты
- Обмен в 1С:ДиректБанк со Сбербанком
5. Отчетность
- Новые формы уведомлений об иностранных работниках
- Отчеты для военкоматов в форме 1С-Отчетности
6. Пособия и СЭДО
- Больничный лист уволенного
- Как определить срок ответа на запрос СФР
- ЗУП требует обновить Сведения о застрахованных лицах
7. НДФЛ
- Откуда в Подробном анализе НДФЛ берутся строки с минусами
- Аванс начислен, но не выплачен
8. Настройка начисления оплаты военных сборов
Запись эфира от 24.09.2026:
-
2. Перевод СЭДО на ЕЦП
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
СФР перевел все основные сообщения СЭДО на ЕЦП — если раньше на ЕЦП были переведены только дополнительные документы (извещения, запросы реквизитов и т.д.), то с конца сентября теперь туда перекочевали и основные: входящие запросы по пособиям и ответы на них, исходящие сообщения о страховом случае. Переход на ЕЦП принёс с собой не только изменения в программе, но и целый ряд технических сложностей и ошибок. В этом разделе журнала собрали описание изменений, вопросы и ошибки, с которыми мы все столкнулись.
Также в конце сентября СФР выпустил новые сертификаты для прямого обмена с СЭДО. Прежние можно было использовать и после перевода СЭДО на ЕЦП, но их срок действия истекал 3 октября. Поэтому если используете прямой обмен с Фондом, нужно обновить сертификаты.
2.1 Что изменилось и как проходил переход на ЕЦП
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Перевод СЭДО на ЕЦП — что изменилось в ЗУП 3.1 (видеоразбор)
На поддерживающем эфире разобрали самые горячие вопросы перехода СЭДО на ЕЦП:
- Ошибки в ЗУП 3.1 после перехода на ЕЦП
- Что делать, если после перехода СЭДО на ЕЦП не приходят входящие запросы
- Какие документы переведены на ЕЦП и что в них изменилось
- Входящий запрос СФР для расчета пособия
- Ответ на запрос СФР для расчета пособия: новые и измененные поля
- Почему приходит протокол с ошибкой, если сотрудник заболел вечером
- Что изменится в больничном листе после перехода на ЕЦП
- Изменения в Исходящем сообщении о страховом случае СФР после перехода на ЕЦП
- Как изменится Запрос данных СФР о среднем заработке после перевода на ЕЦП
Запись эфира от 24.09.2026:
Перевод больничных и пособий по материнству на ЕЦП (статья)
В сентябре 2026 СФР перевел на ЕЦП обмен по пяти видам пособий:
- по временной нетрудоспособности
- по временной нетрудоспособности из-за несчастного случая на производстве или профзаболевания
- по беременности и родам
- единовременное при рождении ребенка
- по уходу за ребенком до 1,5 лет
При этом изменился не только формат обмена с СФР, но и сами документы СЭДО в ЗУП. Часть привычных реквизитов была скрыта, но появились новые поля.
Основные изменения в ЗУП 3.1:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- В Ответе на запрос СФР появилось новое поле Страхование. Значение в этом поле проставляется автоматически в зависимости от статуса застрахованного лица и гражданства
- В Ответе на запрос СФР вместо периода оплаты за счет СФР теперь выводится весь период освобождения от работы. Первые три дня больничного, которые оплачивает работодатель, попадут в исключаемый период
- В Исходящем сообщении о страховом случае СФР изменятся категории застрахованных лиц. Вместо категории Застрахованное лицо добавили 6 новых. Но для большинства сотрудников будет использоваться категория Лица, работающие по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера
Перевод СЭДО на ЕЦП 19-21 сентября 2026 – как проходил
СФР перевел обмен по больничным и пособиям по материнству на ЕЦП. В статье разобрали особенности переходного периода.
СФР выпустил новый сертификат уполномоченного лица на 2026 – 2027 годы
СФР обновил сертификат уполномоченного лица для обмена электронными документами.
СФР выпустил новый сертификат для шифрования реестров ПВСО на 2026 — 2027 годы
29 сентября СФР выпустил новый сертификат уполномоченного лица ФСС 2026-2027 для ПВСО/Ф4.
2.2 Проблемы и вопросы, какие возникали в переходном периоде
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Почему в ЗУП 3.1 в Ответе на запрос СФР появились исключаемые дни, если их нет в Больничном листе
После перехода больничных на ЕЦП изменилось заполнение Ответа на запрос СФР.
Теперь вместо поля Период оплаты за счет СФР появилось поле Период освобождения от работы. А в него попадает весь период болезни, включая первые три дня, которые оплачивает работодатель.
Чтобы Фонд смог верно определить период оплаты за счет СФР — первые три дня попадают в таблицу исключаемых периодов. СФР пособие за эти дни начислять не будет.
Очищать исключаемый период не нужно.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
После перехода СЭДО на ЕЦП не приходят входящие запросы
Тем, кто не успел ответить на запросы по больничным, закрытым до 20 сентября, нужно было направить Ответ на запрос СФР по этим больничным по-новому. Но после перехода на ЕЦП новые Входящие запросы могли так и не прийти, поэтому приходилось получать их вручную.
Повторные входящие запросы СФР по уже выплаченным пособиям после перехода на ЕЦП
После перехода на ЕЦП по уже выплаченным пособиям приходили новые Входящие запросы СФР с другим номером процесса. Отвечать на такое сообщение нужно было не всегда.
Если пособие выплачено и это не перерасчет, повторный Входящий запрос СФР можно игнорировать. Такое пояснение дали специалисты СФР в телеграм-канале для разработчиков СЭДО.
Однако прежде чем игнорировать входящее сообщение, нужно проверять, что пособие выплачено и СФР не запустил перерасчет.
Во Входящем запросе СФР заработок по данным Фонда ошибочно увеличен вдвое
28 и 29 сентября в некоторых Входящих запросах СФР для расчета пособия сумма заработка по данным Фонда была ошибочно увеличена вдвое. Ошибка наблюдалась не у всех страхователей, но рекомендуется проверить суммы заработка в полученных в конце сентября Входящих запросах.
СФР уже закрыл проактивные процессы, в которых возникла ошибка. Поэтому при отправке Ответа на запрос по такому процессу придет ошибка ERR_PR_1076 о том, что процесс был закрыт по причине «Статус процесса изменен тех. поддержкой по согласованию с ЦА».
Никаких действий от работодателя для инициации нового проактивного процесса не требуется. СФР, после исправления ошибки, сам открывает новые процессы и присылает новые Входящие запросы.
СФР не принимает ответ на запрос – классификация не соответствует гражданству
После перевода больничных на ЕЦП при отправке Ответа на запрос СФР по иностранным сотрудникам может возникнуть ошибка ERR_PR_1182 — классификация застрахованного лица не соответствует гражданству.
Если получили такую ошибку — проверьте значение в поле Страхование. Оно зависит от страхового статуса и гражданства сотрудника.
Если код верный, но СФР всё равно не принимает ответ, проверьте ранее отправленные Сведения о застрахованном лице — возможно, там нет данных о гражданстве или они неверны. Тогда Сведения нужно отправить повторно.
Почему в ЗУП 3.1 возникает ошибка ERR_PR_1023 при отправке ответа на запрос СФР по иностранцам
В Ответе на запрос СФР по иностранному работнику обязательно нужно указать документ, подтверждающий его право на проживание или пребывание в РФ. Если такого документа нет в списке ЗУП 3.1, создайте его вручную в справочнике Виды документов физических лиц.
Для граждан ЕАЭС, у которых может не быть документов, подтверждающих проживание или пребывание на территории РФ, СФР рекомендует указать в Ответе на запрос налоговый статус Резидент, а в примечании страхователя написать, что сотрудник — гражданин ЕАЭС.
СФР не принимает ответ на запрос после замены лет
Со 2 октября при отправке Ответа на запрос СФР после замены лет расчетного периода появляется ошибка ERR_PR_1186.
Проблема возникает на втором этапе обмена: СФР уже принял замену лет и прислал новый Входящий запрос с измененными расчетными годами, но следующий Ответ на запрос не проходит проверку.
Причина — на стороне СФР. Неверно срабатывает форматно-логический контроль сообщения.
Что делать:
- дождаться, когда СФР отключит некорректную проверку
- после этого повторно отправить Ответ на запрос СФР, по которому получена ошибка
В ЗУП 3.1 во втором Ответе на запрос автоматически устанавливается только флажок Есть заявление о замене лет расчетного периода. По разъяснениям разработчиков 1С, это верно. Второй флажок устанавливать не нужно.
СФР не принимает Ответ на запрос, если не заполнен e-mail и телефон составителя
После перехода СЭДО на ЕЦП e-mail и телефон составителя стали обязательными для заполнения. Если в Ответе на запрос СФР не заполнены e-mail или телефон составителя, Фонд не примет документ и вернет ошибку формата.
Где заполнить данные
E-mail и телефон в Ответе на запрос заполняются:
- из карточки физического лица, указанного в поле Составитель
- из карточки организации (эти данные подтянутся, если для составителя они не заполнены)
- вручную непосредственно в Ответе на запрос СФР
СФР перезапускает отправку Входящих запросов из-за ошибки вида договора
C 21 сентября 2026 некоторым работодателям стали поступать Входящие запросы СФР для расчета пособия с неверным видом договора. При попытке указать в Ответе на запрос правильное значение, Фонд присылал ошибку ERR_PR_1145 Значение вида договора недопустимо для редактирования.
В связи с этим 24 сентября СФР временно приостанавливал отправку сообщений по пособиям.
СФР присылает неверный стаж во Входящих запросах — что делать
После перехода на ЕЦП в некоторых случаях СФР присылает неверный страховой стаж во Входящем запросе СФР для расчета пособия. Вместо фактического стажа может быть указано 0 лет 1 месяц, хотя заработок за прошлые годы заполнен верно. Если применить такой стаж при расчете пособия — оно может быть занижено
Ошибки на стороне СФР ERR_PR_1066 и ERR_PR_1068 при отправке Исходящего сообщения о страховом случае
1 октября при отправке Исходящего сообщения о страховом случае массово возникают ошибки ERR_PR_1066 и ERR_PR_1068. Проблема на стороне СФР.
Ошибки связаны с проактивными процессами, которые Фонд ранее закрыл из-за ошибочно задвоенного заработка.
Что делать
Если процесс закрыли из-за ошибочного заработка:
- ждем новый Входящий запрос СФР
- повторно Исходящее сообщение не отправляем
Если причина закрытия неизвестна — ждем восстановления обмена и проверяем поступление запроса. Если его не будет, уточняем статус страхового случая в СФР.
Сейчас сервис работает медленно. СФР планирует направить недостающие запросы после восстановления работы.
2.3 Ошибки в 1С:ЗУП 3.1, какие проявились при переходе
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Реестр ошибок по СЭДО 2026
После перехода СЭДО на ЕЦП в ЗУП 3.1 проявилось много программных ошибок при работе с Ответами на запрос СФР. Подготовили реестр, в котором на момент публикации журнала собрали 13 новых ошибок. Большинство из них уже исправили патчами.
11 ошибок уже исправлены
Патч EF_60034749 исправляет сразу 4 проблемы:
- ошибка «Метод назначения и выплаты пособия недопустимо для редактирования»
- ошибка с исключаемым периодом и кодом причины 4
- ошибка при отправке Ответа по ежемесячному пособию по уходу за ребенком
- неверный код статуса налогоплательщика для граждан ЕАЭС и иностранных агентов
Патч EF_60034743 исправляет 3 ошибки:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- не заполнен e-mail и телефон составителя
- длина актовой записи ЗАГС не равна 21
- не заполнен период договора ГПХ
Еще 4 ошибки исправлены отдельными патчами:
- очищается период оплаты за счет СФР — EF_70161566 и EF_70161574
- техническая ошибка при обработке Уведомления об отсутствии ответа СЭДО — EF_70162181
- не загружаются Входящие запросы СФР, полученные до обновления на релиз ЗУП 3.1.38.92 — EF_60034751
- в Ответе на запрос по уходу за ребенком нет реквизитов договора о передаче в приемную семью — EF_61134788
2 ошибки пока не исправлены
- В Ответ на запрос попадают исключенные СФР коды условий исчисления. Пока исправления нет, код придется очищать вручную
- По иностранным работникам не проверяется заполнение документов, подтверждающих право на проживание или пребывание в РФ
Далее в этом разделе расскажем подробнее о каждой ошибке.
Ошибка в ЗУП 3.1 – в ответе на запрос заполняются условия исчисления, исключенные СФР
В новой спецификации СФР исключил некоторые коды условия исчисления, но в ЗУП 3.1 они по-прежнему доступны в документах Больничный лист и Ответ на запрос СФР.
Например, исключен код 44, однако он устанавливается на форме Ответа на запрос и выгружается в файл. При отправке сообщения с этим кодом возникает ошибка формата XML. Проблема касается не только кода 44. Например, для пособия по беременности и родам исключен код 46, но программа также позволяет его выбрать.
Какие коды теперь допустимы?
- Временная нетрудоспособность — 43, 45, 46, 47, 48, 51
- Беременность и роды — 43, 51
- Несчастный случай на производстве или профзаболевание — 47, 48, 51
Что делать, пока ошибка не исправлена?
Удалить исключенный код из условий исчисления. Если условие актуально для сотрудника и влияет на размер пособия, указать его в поле Примечания страхователя.
ЗУП 3.1 не проверяет заполнение документов, подтверждающих право на проживание (пребывание) на территории РФ иностранных граждан
В Ответе на запрос СФР по иностранному работнику обязательно нужно указать документ, подтверждающий его право на проживание или пребывание в РФ. Однако ЗУП 3.1 не проверяет наличие такого документа и позволяет отправить Ответ на запрос по иностранцу без него. В результате СФР не принимает Ответ на запрос.
Пока ошибка не исправлена, отслеживать наличие документов, подтверждающих право на проживание или пребывание на территории РФ нужно самостоятельно.
Ошибка в ЗУП 3.1 — Значение поля «Метод назначения и выплаты пособия» недопустимо для редактирования (исправлена)
При отправке Ответа на запрос с признаком перерасчета в файл выгрузки не подтягиваются параметры назначения пособия — блок данных assignmentParams. Из-за этого на стороне СФР проверка выдает несоответствие формату.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка в ЗУП 3.1 – неправильно заполняется код статуса налогоплательщика в Ответе на запрос СФР (исправлена)
В Ответе на запрос СФР для граждан со статусами НДФЛ Физическое лицо — иностранный агент и Гражданин страны-участника договора о ЕАЭС неправильно заполнялся код статуса.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка ЗУП 3.1 – ошибка формата сообщения при выгрузке ответа на запрос по ежемесячному пособию по уходу за ребенком (исправлена)
На форме Ответа на запрос СФР по ежемесячному пособию по уходу за ребенком устанавливается флажок Выбор подтвержден застрахованным лицом. Однако для данного типа пособия этот флажок больше не применяется.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка в ЗУП 3.1 – в ответе на запрос СФР указан исключаемый период, но не заполнено примечание страхователя (исправлена)
В Ответе на запрос СФР заполнен исключаемый период с кодом 4 — Иное или Очередной отпуск. И заполнено примечание страхователя, обязательное для данного типа исключаемого периода. Однако в файл выгрузки примечание не попадает.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка в ЗУП 3.1 – не создаются новые документы Входящий запрос СФР для расчета пособия (исправлена)
По входящим сообщениям типа 10010, полученным до обновления на ЗУП 3.1.38.92 не создают документы Входящий запрос СФР для расчета пособия.
Ошибка исправлена патчем EF_60034751.
Ошибка в ЗУП 3.1 — отсутствует проверка заполнения даты начала договора ГПХ (исправлена)
В ЗУП 3.1 добавлена проверка заполнения даты начала договора ГПХ при отправке ответа на запрос СФР.
Проверка реализована через патч EF_60034743 с выводом предупреждения.
Ошибка в ЗУП 3.1 — отсутствует проверка длины номера «Актовая запись ЗАГС» (исправлена)
В ЗУП 3.1 добавлена проверка длины номера актовой записи ЗАГС при отправке ответа на запрос СФР.
Проверка внедрена через патч EF_60034743 с выводом предупреждения.
ЗУП 3.1 не проверяет заполнение e-mail и номера телефона составителя (исправлена)
В ЗУП 3.1 добавлена проверка заполнения e-mail и телефона составителя с выводом предупреждения. Проверка реализована с помощью патча EF_60034743.
Ошибка в ЗУП 3.1 – в Ответе на запрос скрыты сведения для договора о передаче в приемную семью в случае опеки (исправлена)
В ЗУП 3.1 обнаружена ошибка – в Ответе на запрос СФР для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не отображаются реквизиты договора о передаче в приемную семью. В результате из СФР приходит ошибка формата.
Для исправления ошибки выпущен патч EF_60034788.
Ошибка в ЗУП 3.1 – Поле объекта не обнаружено (Значения реквизитов до записи) (исправлена)
При обработке документа Уведомление об отсутствии ответа СЭДО в ЗУП 3.1 может возникнуть ошибка «Поле объекта не обнаружено (ЗначенияРеквизитовДоЗаписи)».
Для исправления ошибки выпущен патч EF_70162181.
Ошибка в ЗУП 3.1 – очищается период оплаты за счет СФР в Ответе на запрос (исправлена)
В релизе ЗУП 3.1.38.92 обнаружена ошибка при заполнении Ответа на запрос СФР — программа очищает период оплаты за счет Фонда.
Последствия ошибки
Если отправить ответ в таком виде, СФР вернет ошибку логического контроля с текстом: «Ошибка формата сообщения. SAXParseException…»
Решение
Для исправления ошибки выпущены патчи EF_70161566 и EF_70161574.
-
3. Новые правила оплаты сверхурочных
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Осенью вступили в силу новые правила оплаты сверхурочной работы: каждый час сверхурочной работы сверх 120 часов за год теперь оплачивается не менее чем в двойном размере. В этом разделе мы разберем, как корректно рассчитывать переработки в программе ЗУП 3.1, какие подводные камни могут попадаться при суммированном учете и какие ошибки выявили в новом расчете сверхурочных в ЗУП 3.1. Проверьте, все ли знаете, чтобы подготовиться к расчету сверхурочных в октябре.
Новый расчет оплаты сверхурочных (видеоразбор)
На поддерживающем эфире в конце сентября разобрали все основные особенности оплаты сверхурочных по новым правилам:
- Новые правила оплаты сверхурочных с 1 сентября
- Двойная оплата сверхурочных в ЗУП 3.1.38.69
- Расчет сверхурочных, если они зарегистрированы документом Работа сверхурочно
- Расчет сверхурочных при суммированном учете
- Расчет сверхурочных при суммированном учете – особенности для переходящих смен
- Ошибка — разбивка часов 1,5 и 2-ную оплату помесячно, а не в целом за учетный период
- Ошибка – Не учитываются недоработки в отдельных месяцах учетного периода
- Ошибка – часы из Работа сверхурочно и часы переработки подсчитываются отдельно
- Ошибка Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено
- Ошибка – сверхурочные часы в ночное время завышают количество часов полуторной оплаты
Запись эфира от 24.09.2026:
Двойная оплата сверхурочных часов, начиная со 121 часа за год (статья)
С 1 сентября 2026 года сверхурочные часы начиная со 121-го часа за год оплачиваются не менее чем в двойном размере. В ЗУП 3.1 новый порядок оплаты сверхурочных часов применяется с релиза 3.1.38.69.
Что изменилось в программе:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- сверхурочные теперь учитываются нарастающим итогом с начала года
- после достижения 120 часов все следующие часы автоматически оплачиваются в двойном размере
- при суммированном учете ЗУП теперь сама разбивает переработку на часы с оплатой ×1,5 и ×2
Нюансы с суммированным учетом
Если переходящие смены в графике разбиты по дням, программа может завысить часы с оплатой ×1,5. В этом случае распределение придется корректировать вручную.
Кроме того, после обновления могут проявиться две проблемы:
- при учетном периоде больше месяца ЗУП разбивает часы на ×1,5 и ×2 по каждому месяцу отдельно, а не за весь учетный период. В результате часов ×1,5 может оказаться меньше, а ×2 — больше
- если в сентябре есть недоработка, программа может завысить общее количество часов переработки
Сверхурочная работа сверх графика для сотрудников с суммированным учетом – как учесть и оплатить в ЗУП 3.1
Сотрудник с суммированным учетом задержался после смены. Как зарегистрировать дополнительные часы в ЗУП, чтобы программа правильно рассчитала оплату и учла годовой лимит 120 часов?
В чем сложность?
ЗУП 3.1 учитывает часы из документов Работа сверхурочно и Регистрация переработок отдельно. Если использовать оба документа для одного сотрудника, годовой лимит может определяться неверно. Это зарегистрированная ошибка 60034677.
Что делать сейчас?
Способ учета зависит от выбранной компенсации.
Если выбрана повышенная оплата
В этом случае документ Работа сверхурочно не подойдет. Отражаем работу сверх графика в Табеле с помощью собственных видов времени. По окончании учетного периода часы попадут в документ Регистрация переработок. Так ЗУП 3.1 сможет учитывать годовой лимит сверхурочных и рассчитывать двойную оплату начиная со 121-го часа.
Если выбран отгул
Используем документ Работа сверхурочно со способом компенсации Отгул. Такие часы не включаются автоматически в общий подсчет переработок. Поэтому лимит 120 часов придется контролировать вручную.
Ошибка в ЗУП 3.1 – сверхурочные часы в ночное время завышают количество часов полуторной оплаты
Ошибка возникает, когда в документе Работа сверхурочно за один день указаны и дневные, и ночные часы. В этом случае программа неверно определяет часы полуторной оплаты:
- часы в поле Отработано (оплачено) задваиваются
- показатель Сверхурочно (до 2 ч) завышается. Из-за этого оплата сверхурочных занижается
Причина
Программа берет первые 2 часа отдельно по каждому виду времени. В результате вместо совокупных 2 часов за день в полуторную оплату может попасть до 4 часов.
Что делать
Пока ошибка не исправлена, вручную скорректировать сумму оплаты сверхурочных часов. Сам показатель «Сверхурочно (до 2 ч)» исправить не получится — изменения не сохраняются.
Ошибка в ЗУП 3.1 — Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено
При заполнении документов Начисление зарплаты и взносов или Увольнение может появляться сообщение об ошибке: «Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено». Ошибка может возникнуть, если в документе рассчитывается оплата за работу сверхурочно.
Для исправления ошибки выпущен патч EF_60034435.
-
4. Важные дела и новости – что учесть в октябре 2026
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
В конце сентября мы посетили партнерский семинар 1С — в этом разделе журнала расскажем, какие ближайшие планы у разработчиков по изменениям в ЗУП 3.1. Также в сентябре 2026 года у компаний появилась возможность отправлять прогнозные уведомления по НДФЛ и взносам и вышли разъяснения от ФНС, как будут работать новые правила. 1С выпустила патч для исправления ошибок по НДФЛ и поменяла свою позицию по расчету НДФЛ для граждан ЕАЭС. Налоговая наконец выпустила разъяснения, как отражать доходы директора в РСВ, а СФР пояснил, как заполнять ЕФС-1 по директору без договора. Еще вышли новые разъяснения по удержаниям штрафов с зарплаты, заполнению отчета по квоте для работников-инвалидов, дистанционной работе граждан ЕАЭС. Проверяйте чек-лист, чтобы быть в курсе свежих новостей и применять их в работе.
4.1 Новости с партнесркого семинара 1С
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Новости ЗУП 3.1 с партнерского семинара (сентябрь 2026)
Рассказываем, что нового ждет нас в ЗУП — выжимка из докладов разработчиков на партнерском семинаре.
Воинский учет: новое рабочее место и задачи организации
Появятся задачи по воинскому учету, которые можно будет увидеть в том числе в календаре отчетности. А также отдельное рабочее место специалиста по воинскому учету, где будут доступны задачи и документы ВУ
Модуль проверки ПО ПД ЕЦП для ЕФС-1 в новом формате
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Разработчики обещают добавить его уже в ближайшем релизе
Планируют исправить ошибки по НДФЛ и взносам:
- ошибка зачета НДФЛ при совместительстве
- ошибки в расчете взносов по классам условий труда
Роботизация расчета отпусков через 1С:Кабинет сотрудника
Автоматическое создание и расчет отпусков по заявкам сотрудников. Расчетчику останется только проверить результат
Рабочие места для отдельных пользователей
В планах разработчиков сделать в ЗУП 3.1 рабочие места для специалистов по учету наставничества, охране труда, учету рабочего времени и т.д.
Исправление документа «Простой сотрудников» текущим месяцем
Ввести документ-исправление можно будет не только следующим месяцем, но и в том же месяце, когда был введен исходный документ
Новый отчет по исполнительным листам
Отчет будет показывать остатки неперечисленных сумм
4.2 НДФЛ и уведомления
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
С 01.09.2026 можно подавать ЕНП-уведомление по НДФЛ досрочно: как работают новые правила
С 1 сентября 2026 года компании и ИП смогут оптимизировать работу с уведомлениями по налогам и взносам. Теперь работодателям необязательно сдавать уведомления каждый месяц, а можно представить один сводный документ сразу на несколько месяцев вперед.
Зачет и возврат средств с ЕНС: новые правила с 01.09.2026
1 сентября 2026 вступили в силу изменения в правила зачета и возврата денег на едином налоговом счете. Поправки внесены в ст. 78, 79 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2025 N 425‑ФЗ.
Новый патч с исправлением ошибок по НДФЛ для ЗУП 3.1.38.92
Для релиза ЗУП 3.1.38.92 выпущен патч EF_60034318, который исправляет сразу 11 ошибок по НДФЛ. Аналогичный патч с исправлением 10 ошибок для релизов ЗУП 3.1.34.332 / 3.1.38.69 был выпущен ранее.
Дополнительно исправленная ошибка:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- 60033330 — если в межрасчетном документе применился социальный вычет, а выплата межрасчета произошла с авансом, при расчете зарплаты может ошибочно доначисляться НДФЛ на дату выплаты аванса
1С снова поменяла позицию по НДФЛ с РК и СН нерезидентов-граждан ЕАЭС в 2026
В 2026 году возник спорный вопрос по поводу расчета НДФЛ с доходов в виде РК и СН нерезидентов из стран ЕАЭС. В п. 3 ст. 224 НК РФ для них прямо прописали ставку 13–22% по трудовым доходам, но относится ли эта ставка к РКСН изначально было не понятно.
Однако теперь разработчики 1С получили письмо ФНС от 04.05.2026 N 3Г-35-11/5162@, в котором прямо указано, что РК и СН таких сотрудников не выделяются в отдельную налоговую базу и облагаются по общим ставкам 13-22%.
До конца года планируется внести изменения в расчет НДФЛ в ЗУП 3.1.
С 2027 года обновится порядок заполнения 6‑НДФЛ: появятся новые коды для резидентов ЕАЭС и иноагентов
ФНС представила поправки к порядку заполнения расчета 6‑НДФЛ, чтобы привести отчет к нормам, которые вступили в силу с 1 января 2026: к трудовым доходам граждан из стран ЕАЭС стала применяться прогрессивная шкала ставок (13-22%), а доходы лиц со статусом иностранного агента облагаются по единой повышенной ставке 30% независимо от налогового статуса (изменения в ст. 224 НК РФ).
4.3 РСВ и ЕФС-1
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
ФНС разъяснила, как отражать выплаты директору меньше МРОТ в РСВ и перссведениях
С 1 января 2026 действует правило: если за расчетный месяц сумма выплат, начисленных физлицу-единоличному исполнительному органу коммерческой организации, меньше МРОТ, взносы нужно исчислить исходя из величины МРОТ (абз. 2 п. 1 ст. 421 НК РФ). Федеральный МРОТ на 2026 год — 27 093 руб.
ФНС обратила внимание: важен именно факт начисления, а не фактическая выплата денег. Дата осуществления выплаты определяется как день начисления вознаграждения (ст. 424 НК РФ). Поэтому ситуация «директору в этом месяце ничего не выплатили — значит, в РСВ ничего не показываем» ошибочна и может привести к доначислениям и штрафам.
Директор без договора: почему нужно сдать ЕФС-1
С 2026 года страховые взносы за руководителя рассчитываются исходя из федерального МРОТ, если его выплаты за месяц меньше этой суммы. Управление СФР по Чувашской Республике уточнило: по директору — единственному учредителю коммерческой организации нужно подавать сведения о трудовой деятельности, даже если трудовой договор с ним не заключен и зарплата не начисляется.
Почему изменился подход?
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Правило действует независимо от наличия трудового договора и ведения организацией деятельности.
Что делать, если ЕФС-1 ранее не подавали?
СФР рекомендует как можно скорее направить подраздел 1.1 ЕФС-1 с мероприятием «ПРИЕМ».
В графе 2 указать:
- 01.01.2026 — если директор исполнял полномочия на эту дату
- Более позднюю дату — если полномочия начались после 1 января 2026
Важно помнить:
Минтруд ранее высказывал другую позицию — если трудовой договор с единственным учредителем не заключен, сведения о трудовой деятельности подавать не нужно. Однако судебная практика и разъяснения Минфина допускают возникновение трудовых отношений без отдельного трудового договора.
Как в ЗУП 3.1 заполнить подраздел 1.1 ЕФС-1 на директора-единственного учредителя без трудового договора
СФР требует в 2026 году подать подраздел 1.1 ЕФС-1 на директора — единственного учредителя, даже если с ним не заключен трудовой договор и зарплата не начисляется. В отчете нужно показать мероприятие ПРИЕМ.
Если директор приступил к полномочиям до 2026 года, СФР рекомендует указать дату приема 01.01.2026. Если позже — фактическую дату начала полномочий.
Как отразить это в ЗУП 3.1
В статье разобрали варианты оформления и как зарегистрировать такое мероприятие в ЗУП 3.1.
Сведения о взносах на травматизм по договорникам ГПХ в ЕФС-1 с 1 сентября 2026
С 1 сентября 2026 работодатели обязаны сообщать Соцфонду, есть ли в гражданско-правовом договоре условие об уплате взносов на травматизм. Новое требование вводит Федеральный закон от 20.02.2026 N 29-ФЗ — он дополнил подпунктом 5.1 статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…».
4.4 Кадры и расчет зарплаты
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Может ли работодатель удержать штраф из зарплаты
Роструд разобрал ситуацию: в компании действует система оплаты: оклад плюс процент от прибыли. Может ли работодатель удержать штраф из зарплаты?
Можно ли запретить работнице уйти в отпуск по БиР позже?
Роструд разъяснил: работодатель не вправе принудительно отправить сотрудницу в декрет с даты, указанной в больничном, или запретить ей уйти в отпуск позже этой даты. Отпуск по беременности и родам предоставляется только по заявлению женщины (ст. 255 ТК РФ).
Какие документы нужны для допвыходных по уходу за ребенком-инвалидом
Родители, опекуны и попечители детей-инвалидов могут ежемесячно брать до четырех дополнительных оплачиваемых выходных. СФР разъяснил, какие для этого потребуются документы работодателю.
Минтруд разъяснил, как с 1 сентября 2026 заполнять отчет по квоте для инвалидов
С 1 сентября 2026 применяется обновленная форма N 7 «Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов» в ред., утв. Приказом Минтруда от 12.05.2026 N 204н.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Дистанционная работа иностранца из ЕАЭС – почему Роструд против трудового договора
Эксперты Роструда разъяснили, может ли российская компания оформить трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим в Белоруссии. Короткий ответ — нет. Трудовой кодекс не предусматривает такой возможности, и сотрудничество с таким работником нужно строить в рамках гражданско-правового договора.
-
5. Подготовка к отчетности за 9 месяцев
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
В октябре стартует отчетная кампания за 9 месяцев 2026. Подготовили для вас подборку эфиров и статей. Включили новости и изменения, а также публикации по заполнению и проверке отчетности.
5.1 Отчетность по страховым взносам
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Отчетность по страховым взносам (РСВ, ЕФС-1) за 9 месяцев 2026 в 1С:ЗУП 3.1 (запись эфира)
Что разбирали:
1. Новости и изменения по страховым взносам
- Что меняется по взносам и персучету во втором полугодии 2026
- ФНС разъяснила, как отражать выплаты директору меньше МРОТ в РСВ и перссведениях
- Что нового планируют разработчики по взносам в ЗУП 3.1: Программа проверки ПО ПД ЕЦП для ЕФС-1
- Исправление ошибок в расчете взносов по классам условий труда, в том числе при временном переводе сроком до 30 дней.
2. Отчетность по взносам от несчастных случаев
- ЕФС-1 раздел 2 за 9 месяцев 2026 – как составить в ЗУП 3.1 и на что обратить внимание
- Лишние копейки по взносам от НС – что с ними делать
3. РСВ и персонифицированные сведения (отчетность по взносам по единому тарифу)
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- Почему важно перед сдачей РСВ заполнять персонифицированные сведения
- Как проверить взносы перед заполнением отчетности
- Состав формы и порядок заполнения в 1С:ЗУП 3.1 формы за 9 месяцев 2026
Запись эфира от 06.10.2026:
ЕФС-1 Раздел 2 в ЗУП 3.1 — как заполнить и проверить
В статье разобрали заполнение и проверку Раздела 2 ЕФС-1 по подразделам и показателям:
- Код категории страхователя-физлица на Титульном листе
- Общий порядок заполнения Раздела 2 ЕФС-1
- Строка Льготы в Разделе 2 ЕФС-1
- Подраздел 2.1 - как проверить
- Подраздел 2.1.1 - как заполнить и проверить
- Подраздел 2.2 - как заполнить
- Подраздел 2.3 - особенности заполнения и как проверить
Численность вредников в ЕФС-1 Раздел 2 в ЗУП 3.1
Численность работников с вредными факторами в Разделе 2 ЕФС-1 в ЗУП 3.1 заполняется автоматически. Однако расшифровка показателя в программе пока что не предусмотрена, а при заполнении есть ряд нюансов. Разберем, как программа заполняет это поле и как его проверить.
Изменился тариф взносов от НС — что делать в ЗУП 3.1
В середине года поступило уведомление от СФР об изменении тарифа взносов от несчастных случаев. Разберем, как пересчитать взносы в начала года и как отразить этот перерасчет в Разделе 2 ЕФС-1.
РСВ с 2026 года - порядок заполнения
Описали применяемую в 2026 году форму расчета страховых взносов, основные изменения и порядок заполнения в ЗУП 3.1
Заполнение среднесписочной численности в РСВ организациями с обособленными подразделениями
В РСВ организация с обособленными подразделениями указывает в среднесписочной численности всех сотрудников — и головной организации, и её обособок.
Проверка РСВ в ЗУП 3.1
В статье разобрали все нюансы проверки РСВ, которые нужно провести перед сдачей.
Что проверить в учете перед заполнением РСВ
- Как сверить РСВ с персонифицированными сведениями и найти расхождения
- Как проверить облагаемую базу и расчет взносов
- Как отразить частично облагаемые выплаты (и почему налоговая часто не согласна с автоматическим распределением)
- Особенности заполнения РСВ по иностранцам (ВКС, граждане КНР и Вьетнама)
- Ошибки после перерасчетов — как найти и исправить
- Как найти расхождения между Разделами 1 и 3
- Контрольные соотношения-2026
Не идет РСВ в ЗУП 3.1 — где искать расхождения?
При заполнении Расчета по страховым взносам иногда оказывается, что его данные не сходятся с другими отчетами - Анализом взносов, персонифицированными сведениями, Полным сводом. И это не всегда ошибка - чаще всего причина в разных правилах заполнения. Чтобы найти причину расхождений, важно понимать, какие показатели нужно сравнивать между собой и где искать ошибку.
Взносы за директора начислены с МРОТ – как отразить в отчетности в 1С
С 2026 года если сумма выплат и иных вознаграждений директора за месяц окажется меньше МРОТ, коммерческие организации обязаны начислять страховые взносы не с фактических доходов руководителя, а с базы в размере федерального МРОТ (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Разобрали, в каких отчетах нужно показать доначисленные взносы и как отразить базу в размере МРОТ.
ФНС разъяснила, как отражать выплаты директору меньше МРОТ в РСВ и перссведениях
С 1 января 2026 действует правило: если за расчетный месяц сумма выплат, начисленных физлицу-единоличному исполнительному органу коммерческой организации, меньше МРОТ, взносы нужно исчислить исходя из величины МРОТ (абз. 2 п. 1 ст. 421 НК РФ). Федеральный МРОТ на 2026 год — 27 093 руб.
ФНС обратила внимание: важен именно факт начисления, а не фактическая выплата денег. Дата осуществления выплаты определяется как день начисления вознаграждения (ст. 424 НК РФ). Поэтому ситуация «директору в этом месяце ничего не выплатили — значит, в РСВ ничего не показываем» ошибочна и может привести к доначислениям и штрафам.
Материальная помощь при рождении ребенка в ЗУП 3.1 – что учесть в 6-НДФЛ и РСВ
С 2026 года необлагаемый лимит материальной помощи при рождении ребенка увеличен до 1 млн руб. Вместе с этим появились новые нюансы, которые важно учесть при выплате и заполнении отчетности.
Основные принципы пользования льготой:
- Выплата должна быть единовременной — не разбитой на части или транши. При этом она привязывается к конкретному ребенку: если за год родилось двое детей, по каждому возможен свой необлагаемый миллион
- Выплата производится в течение первого года после рождения (усыновления, опеки)
- Лимит — 1 млн руб. на ребенка по всем работодателям
Подробные разъяснения, примеры заполнения отчетности и рекомендации по настройке ЗУП 3.1 представлены в статье.
Как распределяется скидка по материальной помощи между тарифами при льготном тарифе МСП?
Разобрали алгоритм распределения скидка по мат. помощи между основным тарифом и тарифом МСП.
Суть механизма – скидка распределяется между тарифами пропорционально. Однако ФНС часто против такого заполнения РСВ и требует отнести всю сумму скидки к основному тарифу.
В этом случае придется:
- или корректировать отчет вручную
- или разбить мат. помощь на 2 документа
Перерасчеты в РСВ
При отражении сторно доходов в учете по страховым взносам ЗУП 3.1 анализирует, достаточно ли положительной суммы дохода в текущем месяце, чтобы "перекрыть" сторно:
- Если доходы текущего месяца "перекрывают" сторно - сторнированный доход отражается в учете взносов в текущем месяце (месяц, когда выполнили сторнирование)
- Если доходы текущего месяца не "перекрывают" сторно - сторнированный доход отражается в учете взносов в прошлом периоде (месяц, за который выполнили сторнирование)
Такой алгоритм специально реализован в программе, чтобы в случае, когда сторно не "перекрывается" положительным доходом, у сотрудника в Разделе 3 РСВ не образовалось отрицательного дохода – отчет с "минусами" не примет ФНС.
Как в ЗУП 3.1 отразить доначисление дохода и взносов в прошлом периоде
В ЗУП 3.1 доначисление дохода и взносов всегда регистрируется текущим месяцем. Но иногда требуется отразить доход и взносы в том расчетном периоде, к которому они должны были относиться изначально. Иначе база по страховым взносам и сами взносы в РСВ окажутся занижены. Автоматического механизма для таких исправлений в ЗУП 3.1 нет.
Общий порядок действий
Для переноса дохода и взносов в прошлый период потребуется выполнить несколько шагов:
- Корректируем доходы и страховые взносы для целей РСВ с помощью документа Перерасчет страховых взносов (в разделе Налоги и взносы)
- Сторнируем доход и взносы в месяце перерасчета и доначисляем их в прошлом периоде, где изначально они должны были находиться
Технически для подобных корректировок можно использовать и документ Операция учета взносов. Но в этом случае потребуется оформить два документа.
Настройки отчетов для анализа страховых взносов
Пакет настроек отчетов для проверки учета взносов и отчетности. В статье есть краткое описание каждого отчета со скриншотами.
Настройки универсального отчета для проверки учета взносов после перерасчетов
Перерасчеты страховых взносов за прошлые периоды отражаются в отчетности по особым правилам — сторно может быть отнесено к месяцу, за который уже сданы РСВ и перссведения. Также из-за неправильной последовательности проведения документов в учете взносов могут возникать ошибки.
Как работает отчет
В статье предлагаются настройки для Универсального отчета, которые помогут выявить такие случаи:
- Отрицательный суммы дохода и взносов
- Пересортицу по двум документам — есть вероятность ошибки
- Пересортицу по одному документу — в учете доходов есть ошибка
Скачать настройки универсального отчета для проверки учета взносов после перерасчетов можно в статье.
5.2 6-НДФЛ
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
6-НДФЛ за 9 месяцев 2026 в 1С:ЗУП 3.1 (эфир пройдет 13 октября)
Разберем:
- Самые горячие вопросы по 6-НДФЛ за 9 месяцев
- Правила и схемы заполнения 6-НДФЛ
- Чек-листы по проверке:
- Что проверить перед тем, как заполнить отчет
- Как сопоставить данные свода с доходами в 6-НДФЛ
- Как проверить исчисленный и удержанный НДФЛ в Разделе 2
- Почему Разделы 1 и 2 могут расходиться и как это исправить
- Как сверить Раздел 1 с отправленными уведомлениями
Эфир 13.10.2026 11:00:
6-НДФЛ — правила заполнения
Статья о том, какие разделы включает 6-НДФЛ и как они должны заполняться.
Схемы и примеры заполнения 6-НДФЛ
Разбираем схемы и примеры заполнения формы 6-НДФЛ в зависимости от сроков выплаты зарплаты.
Проверка Титульного листа и состава 6-НДФЛ
Проверяются реквизиты титульного листа 6-НДФЛ: регистрация в ИФНС, код места учета и дата подписи.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Проверяется состав страниц Разделов 1 и 2 в зависимости от применяемых ставок и используемых КБК.
Проверка Раздела 1 6-НДФЛ
4-этапная проверка Раздела 1 формы 6-НДФЛ:
- сверка сумм удержанного налога со строками 020-026
- проверка возвратов НДФЛ по строкам 030-036
- сравнение данных с отправленными уведомлениями
- анализ показателей в сравнении с предыдущим кварталом
Проверка Раздела 2 6-НДФЛ
Статья описывает методику проверки Раздела 2 формы 6-НДФЛ:
- проверка доходов
- проверка исчисленного НДФЛ
- проверка удержанного НДФЛ и возвратов налога
- сверка показателей Раздела 2 с отчетом за прошлый квартал
Распределение доходов в 6-НДФЛ по ставкам 13%-22% в ЗУП 3.1
Доходы резидентов с 2025 года облагаются по 5-ти ступенчатой шкале ставок НДФЛ 13-22%. В 6-НДФЛ доходы до и после превышения показываются отдельно, но в программе нигде не хранится разбивка доходов по ставкам.
В статье разобрали принцип разбиения доходов между ставками 13-22% при заполнении 6-НДФЛ.
Перерасчеты в отчетности по НДФЛ
В статье разобраны общие принципы отражения перерасчетов в 6-НДФЛ:
- Доначисление доходов не влияет на 6-НДФЛ прошлых периодов и отражается по месяцу выплаты доначисленного дохода
- Сторнированные доходы в учете НДФЛ всегда относятся к первоначальной дате получения дохода и могут влиять на заполнение 6-НДФЛ за прошлый период
Материальная помощь при рождении ребенка в ЗУП 3.1 – что учесть в 6-НДФЛ и РСВ
С 2026 года необлагаемый лимит материальной помощи при рождении ребенка увеличен до 1 млн руб. Вместе с этим появились новые нюансы, которые важно учесть при выплате и заполнении отчетности.
Основные принципы пользования льготой:
- Выплата должна быть единовременной — не разбитой на части или транши. При этом она привязывается к конкретному ребенку: если за год родилось двое детей, по каждому возможен свой необлагаемый миллион
- Выплата производится в течение первого года после рождения (усыновления, опеки)
- Лимит — 1 млн руб. на ребенка по всем работодателям
Подробные разъяснения, примеры заполнения отчетности и рекомендации по настройке ЗУП 3.1 представлены в статье.
Cторно доходов после отчетного периода не учитывается в 6-НДФЛ внутри года – почему и что делать в ЗУП 3.1
В отчетах внутри года (за 1 кв., полугодие, 9 месяцев) программа по умолчанию не учитывает перерасчеты, сделанные после окончания отчетного периода. Они попадут только в корректирующий отчет. В годовой 6-НДФЛ все сторно учитывается, даже если оно проведено в следующем году.
Такое поведение программы не признано ошибкой, так как оно не занижает налоговую базу и НДФЛ к уплате. Однако типовой алгоритм вызывает вопросы:
- Искажение отчетности: ФНС может счесть данные неполными и оштрафовать за недостоверные сведения.
- Сложность сверки: возникают расхождения между аналитическими отчетами по НДФЛ (где сторно есть) и 6-НДФЛ (где его нет).
Как принудительно включить сторно в отчет внутри года
Если вы решили, что первичный отчет должен быть с учетом перерасчетов, можно заполнить отчет как корректирующий, а перед отправкой убрать этот признак.
Смена адреса, закрытие «обособки» и реорганизация ИФНС — что с 6-НДФЛ и РСВ
Подборка содержит ответы на частые вопросы, возникающие при переезде организации или обособленного подразделения, закрытии «обособки», реорганизации налоговой. В ней разобраны:
- смена регистрации в налоговой
- порядок подачи уведомлений и 6-НДФЛ при изменении ОКТМО
- сдача РСВ после смены регистрации в ИФНС
- определение того, кто должен подавать отчеты при закрытии обособленного подразделения, и как заполнить 6-НДФЛ от имени «головы» за закрытую «обособку»
Что делать в ЗУП 3.1, если сдали 6-НДФЛ с ошибочным ОКТМО или КПП
Если в отправленном расчете обнаружили ошибку в ОКТМО или КПП, недостаточно просто сдать корректировку с правильными реквизитами.
Потребуется два расчета:
- Уточненный с ошибочными реквизитами и нулевыми показателями — чтобы аннулировать ранее сданные данные
- Первичный с правильными ОКТМО или КПП
Заполнить аннулирующий 6-НДФЛ в ЗУП 3.1 автоматически не получится — понадобятся ручные правки. В статье разобрали два способа, как сформировать аннулирующий отчет.
Настройки отчетов 1С:ЗУП 3.1 для анализа НДФЛ
Пакет настроек отчетов для проверки учета НДФЛ и 6-НДФЛ. В статье есть краткое описание каждого отчета со скриншотами.
Внешний отчет от Бухэксперт для расшифровки показателей 6-НДФЛ в ЗУП 3.1
Внешний отчет предназначен для расшифровки показателей 6-НДФЛ в 1С:ЗУП 3.1. Настройка совместима с облачными базами 1С:Фреш.
5.3 Спец. эфир по ответам на вопросы по отчетности за 9 месяцев
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
1С:ЗУП 3.1 — ответы на вопросы по зарплатной отчетности за 9 месяцев 2026 (эфир пройдет 15 октября)
На этом эфире расскажем о нюансах отражения перерасчетов в отчетности по взносам и в 6-НДФЛ. Но основную часть эфира посвятим ответам на ваши вопросы по отчетности — задавайте их заранее на странице эфира!
Эфир 15.10.2026 11:00
-
6. Учет договоров ГПХ от А до Я
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Гражданско-правовые договоры требуют постоянного внимания: от момента регистрации в ЗУП 3.1 до окончательного расчета и отражения в отчетности. Этот раздел журнала охватывает всю цепочку работы с договорами ГПХ — от выбора способа оплаты и оформления договора до учета НДФЛ, страховых взносов и формирования ЕФС-1. Также включили сюда детальный разбор отдельных кейсов: работа с иностранцами и северными регионами, учет авансов, досрочное завершение договора и перерасчеты.
6.1 Заключение и прекращение договоров ГПХ
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Учет договоров ГПХ
Разобран весь путь работы с договором — от регистрации до его окончания:
- как подключить учет договоров ГПХ
- как зарегистрировать договор и выбрать способ оплаты
- в каких случаях договор можно оформить без даты окончания
- как дать кадровику права на работу с договорами ГПХ
- как отразить окончание договора
- что делать, если договор завершился досрочно
Заключение договора ГПХ с иностранцем в ЗУП 3.1
При заключении договора с иностранцем дополнительно нужно указать в карточке сотрудника:
- иностранное гражданство
- подходящий статус застрахованного лица
От этих данных зависит заполнение документов и отчетности.
После заключения договора нужно направить уведомление о заключении договора с иностранцем — не позднее 3 рабочих дней. В отдельных случаях также потребуется уведомление о постановке на миграционный учет.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Заключение договора ГПХ в северных районах в ЗУП 3.1
Если договор ГПХ заключается для работы в северном регионе — в Подразделе 1.1 ЕФС-1 должен быть указан код территориальных условий:
- Если организация сама находится в северном регионе, код заполнится автоматически
- Если нет, потребуется указать в договоре подразделение или территорию с особыми климатическими условиями
Как зарегистрировать досрочное прекращение договора ГПХ в ЗУП 3.1
Если работы по договору ГПХ выполнили раньше срока, просто изменять дату окончания в исходном документе не нужно.
В ЗУП 3.1 оформляем документ-исправление:
- создаем исправление документа Договор (работы, услуги) по ссылке Исправить
- указываем новую дату окончания договора
- проводим исправленный документ
Важный момент по ЕФС-1: срок сдачи Подраздела 1.1 отсчитывается от даты фактического прекращения договора. Отчет нужно сдать не позднее следующего рабочего дня после новой даты окончания договора.
6.2 Оплата по договорам ГПХ, НДФЛ и взносы
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Оплата по договорам ГПХ в ЗУП 3.1
Оплата по договору ГПХ может быть разной: по окончании договора, по актам выполненных работ или с ежемесячными платежами. В статье собрана вся цепочка оплаты по договору ГПХ — от выбора порядка оплаты в договоре до ведомости на выплату.
Разобраны:
- три варианта оплаты по договору
- когда использовать документ Начисление по договорам, а когда — Начисление зарплаты и взносов
- как начисляются НДФЛ и страховые взносы в каждом варианте
- как оформить ведомость на выплату
- где проверить начисленные суммы по договорам ГПХ
Учет авансов по договорам ГПХ в ЗУП 3.1
В ЗУП 3.1 нет типового механизма для учета аванса по договору ГПХ.
Аванс нужно отразить для целей НДФЛ, но при этом он не должен влиять на страховые взносы и бухучет. Типовой вариант В конце срока с ежемесячными авансовыми платежами для такой ситуации не подойдет.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
В статье разобраны два варианта учета аванса:
- через документ Операция учета НДФЛ
- с использованием механизма зачета зарплатного аванса
Оба варианта разобраны пошагово — от выплаты аванса до окончательного расчета по договору.
НДФЛ с выплат по договорам ГПХ
НДФЛ с выплат по договорам ГПХ имеет свои особенности: применяются отдельные коды доходов и профессиональные вычеты.
Вычеты предоставляются в размере документально подтвержденных расходов. А для авторских договоров можно предоставить вычет в размере норматива затрат.
Страховые взносы с выплат по договорам ГПХ в ЗУП 3.1
Страховые взносы по договорам ГПХ по единому тарифу начисляются в общем порядке, а взносы на травматизм — только если такая обязанность предусмотрена договором.
При расчете взносов по единому тарифу может применяться скидка в размере документально подтвержденных расходов. Однако в ЗУП 3.1 применение скидки по взносам реализовано только для договоров авторского заказа.
Каким документом начислить договорнику ГПХ доходы, не облагаемые НДФЛ и взносами
Если компенсация расходов договорника ГПХ выделена отдельно и не входит в стоимость работ (услуг), ее можно не облагать НДФЛ и страховыми взносами. В статье разобрали два способа, которыми можно отразить такую компенсацию:
- Использовать профессиональный вычет для НДФЛ и скорректировать взносы вручную
- Для компенсации использовать отдельное начисление, не облагаемое НДФЛ и взносами
6.3 Бухучет и отчетность по договорам ГПХ
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Договорники ГПХ в ЕФС-1 подраздел 1.2 в ЗУП 3.1
Сам по себе договор ГПХ не означает, что исполнителя нужно включить в отчет. Однако есть случаи, когда такого работника нужно включить в отчет по стажу.
Договорника ГПХ включаем в Подраздел 1.2, если:
- У него есть особенности стажа
- Ранее в течение года по нему уже подавали Подраздел 1.2 ЕФС-1
Кадровые отчеты по договорникам ГПХ в ЗУП 3.1
Договорники ГПХ не попадают в стандартные кадровые отчеты ЗУП 3.1. Для них предусмотрен отдельный отчет Договорники.
Бухучет выплат по договорам ГПХ
В документе Договор (работы, услуги) или Акт выполненных работ можно задать способ отражения для вознаграждения по договору. Эти настройки будут применяться для формирования проводок по начисленной сумме, НДФЛ и страховым взносам.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
6.4 Исправление договоров ГПХ и перерасчеты
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Исправление договоров ГПХ
Ошиблись в договоре или акте? В статье разобрали 9 практических примеров, где показали не только как внести исправления, но и как они повлияют на перерасчеты, НДФЛ, взносы и отчетность.
Перерасчет оплаты по договорам ГПХ в ЗУП 3.1
Если после исправления договора или акта изменились суммы к начислению или вычет по НДФЛ, потребуется перерасчет. Отдельно разобрали, как его выполнить и какие особенности есть при исправлении акта за прошлый месяц.
-
7. Законодательные эфиры по зарплатным изменениям, НДФЛ и взносам
Пожалуйста, войдите в системуЧитать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Провели 2 законодательных эфира — смотрите чек-лист, чтобы узнать обо всех свежих изменениях законодательства и знать, как действовать в сложных ситуациях. Первый эфир прошел 10 сентября — это обзор летних законодательных изменений 2026 года. Затем 22 сентября провели детальный разбор сложных случаев расчета и уплаты НДФЛ и взносов.
Бухгалтер вышел из отпуска: самые яркие законодательные нововведения лета. Законодательный обзор
На эфире разобрали основные изменения в учете НДФЛ, взносов, а также трудовых отношений, которые вступили в силу в 2026 году.
О чем говорили:
- Новые правила возврата и зачета положительного сальдо ЕНС и изменения в налоговом контроле
- Возможность подавать уведомления по НДФЛ и страховым взносам заранее
- Новые правила оплаты сверхурочной работы
- Особенности отзыва из отпуска сотрудника, который работает во вредных условиях труда
- Заполнение платежных поручений на выплату зарплаты, если производятся удержания
Также затронули изменения в учете авансовых платежей по патентам, которые начнут действовать в 2027 году.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Запись эфира от 10.09.2026:
Сложные вопросы исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов в 2026-2027 годах. Обзор ФНС
В рамках эфира разобрали особенности учета и изменения по НДФЛ и взносам последних лет.
1. Страховые взносы: изменения 2025-2026:
- Пониженный тариф страховых взносов для МСП, основная деятельность которых относится к льготным отраслям
- Взносы с базы в размере МРОТ за единоличного руководителя коммерческой организации
- Увеличение тарифа страховых взносов для IT-компаний с 7,6 до 15%
2. НДФЛ: изменения 2025-2026
- Применение прогрессивной ставки НДФЛ к доходам граждан из стран ЕАЭС аналогично резидентам РФ
- Вычет за выполнение норм ГТО
- НДФЛ с процентов по вкладам
- Увеличение размера необлагаемой материальной помощи при рождении или усыновлении ребенка
- Вычет на долгосрочные сбережения
3. Отчетность налоговых агентов: 6-НДФЛ
- Для организаций, имеющих обособленные подразделения, планируется возможность сдавать 6-НДФЛ только по месту учета головной организации
- Особенности заполнения 6-НДФЛ при переводе сотрудника между подразделениями с разной регистрацией в налоговом органе
- Основные ошибки заполнения 6-НДФЛ
- 6-НДФЛ при изменении статуса работника в течение года
Запись эфира от 22.09.2026:
-
8. Изменения релизов 1С:ЗУП 3.1
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
В сентябре вышел релиз ЗУП 3.1.38.92 — кто еще не успел обновиться, активно обновляемся, ведь только в этой версии реализовали переход СЭДО на ЕЦП! Полное описание изменений — в статье Обзор релизов ЗУП 3.1 за сентябрь 2026. Ниже приводим краткое описание этих изменений. Проверяйте по чек-листам ниже, что в курсе всех изменений.
Перевод больничных и пособий по материнству на ЕЦП
В сентябре 2026 СФР перевел на ЕЦП обмен по пяти видам пособий:
- по временной нетрудоспособности
- по временной нетрудоспособности из-за несчастного случая на производстве или профзаболевания
- по беременности и родам
- единовременное при рождении ребенка
- по уходу за ребенком до 1,5 лет
При этом изменился не только формат обмена с СФР, но и сами документы СЭДО в ЗУП. Часть привычных реквизитов была скрыта, но появились новые поля.
Основные изменения в ЗУП 3.1:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- В Ответе на запрос СФР появилось новое поле Страхование. Значение в этом поле проставляется автоматически в зависимости от статуса застрахованного лица и гражданства
- В Ответе на запрос СФР вместо периода оплаты за счет СФР теперь выводится весь период освобождения от работы. Первые три дня больничного, которые оплачивает работодатель, попадут в исключаемый период
- В Исходящем сообщении о страховом случае СФР изменятся категории застрахованных лиц. Вместо категории Застрахованное лицо добавили 6 новых. Но для большинства сотрудников будет использоваться категория Лица, работающие по трудовым договорам или по договорам гражданско-правового характера
Отчеты для военкоматов в форме 1С-Отчетности
В разделе 1С-Отчетность появилась возможность создавать отчеты для военкоматов. Для этого добавлен новый получатель Минобороны.
Обмен в 1С:ДиректБанк со Сбербанком
Sber API заменил предыдущий способ интеграции 1С:ДиректБанк со Сбербанком.
Для отправки ведомостей и получения подтверждений зачисления зарплаты нужно настроить Sber API и обновить ЗУП 3.1.
Подключение в ЗУП 3.1 выполняется через раздел Администрирование – Обмен электронными документами – Обмен с банками.
-
9. Как правильно вести учет в 1С:ЗУП 3.1 - свежие публикации и лайфхаки
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
К октябрю подготовили для вас ответы на частые вопросы по пособиям: от какой даты считать трёхдневный срок ответа на запрос фонда и как правильно заполнить в больничном период болезни, если сотрудник заболел вечером. Рассказали о нюансах учета невыплаченного аванса и подробно разобрали компенсацию морального вреда и настройку удержаний, которые должны рассчитываться только по одному месту работы. А еще подготовили 3 кратких видеоразбора с лайфхаками по работе в ЗУП 3.1.
9.1 Пособия и СЭДО
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Ответы на вопросы по больничным и СЭДО (видеоразбор)
На поддерживающем эфире разобрали нюансы расчета пособия и обмена по СЭДО с СФР:
- Как учесть больничный лист уволенного
- Как определить срок ответа на запрос СФР
- Что делать, если ЗУП 3.1 требует обновить Сведения о застрахованных лицах
Запись эфира от 24.09.2026:
Как в ЗУП 3.1 определить срок ответа на запрос СФР по больничному
На ответ на запрос СФР отводится 3 рабочих дня. Но от какой даты их считать?
Ориентируемся не на дату, когда СФР сформировал запрос, а на дату его загрузки в ЗУП 3.1.
Где посмотреть дату
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
В регистре Входящие сообщения СЭДО СФР (бывш. ФСС) есть две даты:
- Дата — СФР сформировал запрос
- Дата загрузки — запрос загрузился в ЗУП 3.1
Для расчета нужна именно Дата загрузки.
Как в ЗУП 3.1 рассчитывается поле Осталось дней в журнале Входящие запросы СФР?
Поле Осталось дней рассчитывается от даты создания входящего запроса Фондом плюс установленный срок ответа (3 рабочих дня для большинства пособий, 2 рабочих дня для единовременного пособия при рождении ребенка), начиная со следующего дня.
Дата загрузки запроса в программу в подсчете остатка дней не участвует.
Как заполнить период освобождения от работы, если сотрудник работал на больничном
Сотрудник обратился к врачу после работы. Больничный открыли этим же днем, но пособие за отработанный день не положено. Рассказываем, как исключить этот день из оплаты с учетом новых правил заполнения после перехода на ЕЦП.
В документе Больничный лист на вкладке Оплата добавляем отработанный день в таблицу Периоды, исключаемые из расчета больничного. Период освобождения от работы на вкладке Главное не меняем — он должен совпадать с периодом в ЭЛН.
В Ответе на запрос СФР также указываем полный период освобождения от работы по данным ЭЛН. Отработанный день отражаем в таблице Исключаемые периоды вместе с периодом оплаты за счет работодателя.
Что делать, если столкнулись с ошибкой загрузки сообщений СЭДО «Прием сообщения временно не возможен. Обновляем статус подписки»
После подключения обмена с СФР через 1С-Отчетность при загрузке сообщений СЭДО может появиться ошибка: Temporarily unavailable. Updating subscription: Приём сообщения временно не возможен. Обновляем статус подписки.
Если столкнулись с такой проблемой, ничего дополнительно настраивать не нужно. Дождитесь, когда обновится статус подписки оператора на страхователя, и повторите загрузку сообщений. Точный срок обновления не установлен. Обычно СФР актуализирует статус в течение нескольких часов после подключения.
После обновления статуса оператору начнут поступать сообщения СФР для страхователя.
9.2 Расчеты и выплаты
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Что делать в ЗУП 3.1, если аванс начислен, но не выплачен
Сотруднику рассчитали аванс, но в ведомость на выплату он не попал. Такое может произойти, например, из-за задолженности за прошлый месяц.
Сам по себе невыплаченный аванс обычно не создает проблем с НДФЛ. При расчете зарплаты программа перенесет доход и налог с планируемой даты выплаты аванса на фактическую дату выплаты зарплаты.
Когда возникнет проблема
Если аванс не выплачен за последний месяц квартала и 6-НДФЛ формируется до начисления зарплаты, тогда в отчет ошибочно попадет сумма этого аванса и НДФЛ с нее.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Что делать
Если зарплата за месяц еще не начислена — удалите сотрудника из Начисления за первую половину месяца.
Если зарплата уже начислена или сотрудник уволен — после удаления потребуется перепровести Начисление зарплаты и взносов или Увольнение.
Как вовремя найти проблему
Проверяйте Анализ зарплаты по сотрудникам (за первую половину месяца) и отчеты по НДФЛ после выплаты аванса. Сумма в колонке Осталось удержать в отчетах по НДФЛ — повод проверить, был ли аванс выплачен.
Компенсация морального вреда в ЗУП 3.1
Компенсация морального вреда в ЗУП 3.1 настраивается по-разному в зависимости от причины выплаты и документа-основания. От этого зависит, нужно ли начислять НДФЛ и страховые взносы и какие удержания можно применять.
Порядок учета зависит и от получателя:
- сотруднику или договорнику ГПХ компенсацию можно начислить документом Разовое начисление
- бывшему сотруднику также доступно Разовое начисление, но есть нюансы с подбором в документ и ведомость
- стороннему физлицу облагаемую НДФЛ компенсацию отражаем через Начисление прочих доходов
Отдельный нюанс — взыскания по исполнительным листам. Для компенсации в связи с причинением вреда здоровью действуют особые ограничения.
Как в ЗУП 3.1 настроить ежемесячное удержание, чтобы оно рассчитывалось только по одному месту работы
У сотрудника два места работы в одной организации — основное и по совместительству. Нужно настроить ежемесячное удержание за питание так, чтобы оно рассчитывалось только по основному месту работы. При этом сумма удержания каждый месяц может быть разная и рассчитываться не во всех месяцах.
Особенность настройки удержания
На первый взгляд кажется, что нужно настроить выстреливающее удержание, которое будет рассчитываться только если введено значение показателя. Но при наличии совместителя из-за ошибки ЗУП 3.1 сумма выстреливающего удержания будет распределяться между основным местом и совместительством. Поэтому нужно использовать другой подход — ежемесячное удержание с накапливаемым показателем.
Порядок настройки и назначения удержания, а также ежемесячные действия по вводу суммы удержания разобрали в статье.
Сотрудник работает неполный день и неполную неделю — как заполнить подраздел 1.1 ЕФС-1
В 2026 году в Подразделе 1.1 ЕФС-1 можно указывать сразу два кода — НЕПД и НЕПН.
Однако в ЗУП 3.1 такая возможность пока не реализована: программа заполняет только НЕПД, а второй код нельзя добавить даже вручную в форме отчета.
Варианты действий:
- добавить код НЕПН непосредственно в файл выгрузки ЕФС-1
- сдать отчет только с НЕПД, а после реализации изменений в ЗУП подать корректировку
В статье подробно показано, как вручную добавить НЕПН в файл выгрузки.
9.3 Лайфхаки по работе с документами в ЗУП 3.1
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Как вернуть кнопку исправить в документе Командировка в ЗУП 3.1
Кнопка Исправить в документе Командировка может быть невидима из-за развёрнутых подробностей расчёта на вкладке Начислено.
Как в ЗУП 3.1 в журнале Все начисления вывести планируемую дату выплаты
Чтобы посмотреть плановые даты выплаты по начислениям, необязательно открывать каждый документ. Планируемую дату выплаты можно вывести прямо в журнал Все начисления.
Для этого:
- откройте Еще → Изменить форму
- выделите поле Ссылка и нажмите Добавить поля
- отметьте флажком Планируемая дата выплаты
- синими стрелками выберите место новой колонки в списке
Готово — теперь даты выплаты по всем начислениям видны сразу в журнале.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Как в ЗУП 3.1 закрепить рядом два документа
Устав от постоянного переключения между открытыми документами? Есть решение — в ЗУП 3.1 можно закрепить два документа рядом.
Как закрепить:
- Открываем меню кнопкой с тремя точками
- Выбираем Окно
- Указываем область закрепления, например, сверху
Рабочая область разделится на две части: в одной — закреплённый документ, в другой — любые другие объекты. Это особенно удобно при работе с несколькими материалами одновременно.
Как открепить:
- Три точки → Окно → Открепить-разъединить
Аналогично можно закреплять не только документы, но и отчёты, справочники и печатные формы.
-
10. Ошибки в 1С:ЗУП 3.1
Пожалуйста, войдите в системуЧитать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
В сентябре мы писали об ошибках, которые проявились при переводе СЭДО на ЕЦП, а также в новом расчете сверхурочных. Про эти ошибки рассказали в разделах журнала по СЭДО и сверхурочным. Но если хотите увидеть список всех ошибок ЗУП 3.1, о которых мы писали за последний месяц, смотрите чек-лист этого раздела.
10.1 Ошибки обмена по СЭДО с СФР
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Реестр ошибок по СЭДО 2026
После перехода СЭДО на ЕЦП появилось сразу несколько проблем при работе с Ответами на запрос СФР в ЗУП 3.1. Подготовили реестр, в котором на момент выход журнала разобрали 13 ошибок. Большинство из них уже исправлено патчами.
11 ошибок уже исправлены
Патч EF_60034749 исправляет сразу 4 проблемы:
- ошибка «Метод назначения и выплаты пособия недопустимо для редактирования»
- ошибка с исключаемым периодом и кодом причины 4
- ошибка при отправке Ответа по ежемесячному пособию по уходу за ребенком
- неверный код статуса налогоплательщика для граждан ЕАЭС и иностранных агентов
Патч EF_60034743 исправляет 3 ошибки:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- не заполнен e-mail и телефон составителя
- длина актовой записи ЗАГС не равна 21
- не заполнен период договора ГПХ
Еще 3 ошибки исправлены отдельными патчами:
- очищается период оплаты за счет СФР — EF_70161566 и EF_70161574
- техническая ошибка при обработке Уведомления об отсутствии ответа СЭДО — EF_70162181
- не загружаются Входящие запросы СФР, полученные до обновления на релиз ЗУП 3.1.38.92 — EF_60034751
- в Ответе на запрос по уходу за ребенком нет реквизитов договора о передаче в приемную семью — EF_61134788
2 ошибки пока не исправлены
- В Ответ на запрос попадают исключенные СФР коды условий исчисления. Пока исправления нет, код придется очищать вручную
- По иностранным работникам не проверяется заполнение документов, подтверждающих право на проживание или пребывание в РФ
Ошибка в ЗУП 3.1 – в ответе на запрос заполняются условия исчисления, исключенные СФР
В новой спецификации СФР исключил некоторые коды условия исчисления, но в ЗУП 3.1 они по-прежнему доступны в документах Больничный лист и Ответ на запрос СФР.
Например, исключен код 44, однако он устанавливается на форме Ответа на запрос и выгружается в файл. При отправке сообщения с этим кодом возникает ошибка формата XML. Проблема касается не только кода 44. Например, для пособия по беременности и родам исключен код 46, но программа также позволяет его выбрать.
Какие коды теперь допустимы?
- Временная нетрудоспособность — 43, 45, 46, 47, 48, 51
- Беременность и роды — 43, 51
- Несчастный случай на производстве или профзаболевание — 47, 48, 51
Что делать, пока ошибка не исправлена?
Удалить исключенный код из условий исчисления. Если условие актуально для сотрудника и влияет на размер пособия, указать его в поле Примечания страхователя.
ЗУП 3.1 не проверяет заполнение документов, подтверждающих право на проживание (пребывание) на территории РФ иностранных граждан
В Ответе на запрос СФР по иностранному работнику обязательно нужно указать документ, подтверждающий его право на проживание или пребывание в РФ. Однако ЗУП 3.1 не проверяет наличие такого документа и позволяет отправить Ответ на запрос по иностранцу без него. В результате СФР не принимает Ответ на запрос.
Пока ошибка не исправлена, отслеживать наличие документов, подтверждающих право на проживание или пребывание на территории РФ нужно самостоятельно.
Ошибка в ЗУП 3.1 — Значение поля «Метод назначения и выплаты пособия» недопустимо для редактирования (исправлена)
При отправке Ответа на запрос с признаком перерасчета в файл выгрузки не подтягиваются параметры назначения пособия — блок данных assignmentParams. Из-за этого на стороне СФР проверка выдает несоответствие формату.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка в ЗУП 3.1 – неправильно заполняется код статуса налогоплательщика в Ответе на запрос СФР (исправлена)
В Ответе на запрос СФР для граждан со статусами НДФЛ Физическое лицо — иностранный агент и Гражданин страны-участника договора о ЕАЭС неправильно заполнялся код статуса.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка ЗУП 3.1 – ошибка формата сообщения при выгрузке ответа на запрос по ежемесячному пособию по уходу за ребенком (исправлена)
На форме Ответа на запрос СФР по ежемесячному пособию по уходу за ребенком устанавливается флажок Выбор подтвержден застрахованным лицом. Однако для данного типа пособия этот флажок больше не применяется.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка ЗУП 3.1 – ошибка формата сообщения при выгрузке ответа на запрос по ежемесячному пособию по уходу за ребенком (исправлена)
На форме Ответа на запрос СФР по ежемесячному пособию по уходу за ребенком устанавливается флажок Выбор подтвержден застрахованным лицом. Однако для данного типа пособия этот флажок больше не применяется.
Ошибка исправлена патчем EF_60034749.
Ошибка в ЗУП 3.1 – не создаются новые документы Входящий запрос СФР для расчета пособия (исправлена)
По входящим сообщениям типа 10010, полученным до обновления на ЗУП 3.1.38.92 не создают документы Входящий запрос СФР для расчета пособия.
Ошибка исправлена патчем EF_60034751.
Ошибка в ЗУП 3.1 — отсутствует проверка заполнения даты начала договора ГПХ (исправлена)
В ЗУП 3.1 добавлена проверка заполнения даты начала договора ГПХ при отправке ответа на запрос СФР.
Проверка реализована через патч EF_60034743 с выводом предупреждения.
Ошибка в ЗУП 3.1 — отсутствует проверка длины номера «Актовая запись ЗАГС» (исправлена)
В ЗУП 3.1 добавлена проверка длины номера актовой записи ЗАГС при отправке ответа на запрос СФР.
Проверка внедрена через патч EF_60034743 с выводом предупреждения.
ЗУП 3.1 не проверяет заполнение e-mail и номера телефона составителя
E-mail и телефон составителя обязательны для заполнения. Если в Ответе на запрос СФР эти данные не заполнены — Фонд его не примет.
В ЗУП 3.1 добавлена проверка заполнения e-mail и телефона составителя с выводом предупреждения. Проверка реализована с помощью патча EF_60034743.
Ошибка в ЗУП 3.1 – в Ответе на запрос скрыты сведения для договора о передаче в приемную семью в случае опеки (исправлена)
В ЗУП 3.1 обнаружена ошибка – в Ответе на запрос СФР (раздел Кадры – Пособия) для пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет не отображаются реквизиты договора о передаче в приемную семью. В результате из СФР приходит ошибка формата.
Для исправления ошибки выпущен патч EF_60034788.
Ошибка в ЗУП 3.1 – Поле объекта не обнаружено (Значения реквизитов до записи) (исправлена)
При обработке документа Уведомление об отсутствии ответа СЭДО в ЗУП 3.1 может возникнуть ошибка «Поле объекта не обнаружено (ЗначенияРеквизитовДоЗаписи)».
Для исправления ошибки выпущен патч EF_70162181.
Ошибка в ЗУП 3.1 – очищается период оплаты за счет СФР в Ответе на запрос (исправлена)
В релизе ЗУП 3.1.38.92 обнаружена ошибка при заполнении Ответа на запрос СФР — программа очищает период оплаты за счет Фонда.
Последствия ошибки
Если отправить ответ в таком виде, СФР вернет ошибку логического контроля с текстом: «Ошибка формата сообщения. SAXParseException…»
Решение
Для исправления ошибки выпущены патчи EF_70161566 и EF_70161574.
10.2 Ошибки в расчете оплаты сверхурочных
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Ошибка в ЗУП 3.1 — Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено
При заполнении документов Начисление зарплаты и взносов или Увольнение может появляться сообщение об ошибке: «Преобразование значения к типу Число не может быть выполнено». Ошибка может возникнуть, если в документе рассчитывается оплата за работу сверхурочно.
Для исправления ошибки выпущен патч EF_60034435.
Ошибка в ЗУП 3.1 – сверхурочные часы в ночное время завышают количество часов полуторной оплаты
Ошибка возникает, когда в документе Работа сверхурочно за один день указаны и дневные, и ночные часы. В этом случае программа неверно определяет часы полуторной оплаты:
- часы в поле Отработано (оплачено) задваиваются
- показатель Сверхурочно (до 2 ч) завышается. Из-за этого оплата сверхурочных занижается
Причина
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Программа берет первые 2 часа отдельно по каждому виду времени. В результате вместо совокупных 2 часов за день в полуторную оплату может попасть до 4 часов.
Что делать
Пока ошибка не исправлена, вручную скорректировать сумму оплаты сверхурочных часов. Сам показатель «Сверхурочно (до 2 ч)» исправить не получится — изменения не сохраняются.
-
11. Что нового в доработках от Бухэксперт для 1С:ЗУП 3.1
Пожалуйста, войдите в системуЧитать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
К октябрю подготовили два новых отчета для анализа мест выплаты зарплаты в ЗУП 3.1 — они помогут быстро проверить, как и куда выплачивается зарплата каждому сотруднику. В отчете учли случаи, когда у работника несколько лицевых счетов и настроены разные способы выплаты для аванса и зарплаты.
Отчеты по местам выплаты зарплаты для ЗУП 3.1
В ЗУП 3.1 выплату зарплаты можно настроить по-разному. У одного сотрудника может быть сразу несколько лицевых счетов и каждую выплату нужно разбивать на несколько ведомостей. Кому-то из сотрудников аванс выплачивается через кассу, а зарплата на банковский счет. Отследить это типовыми отчетами бывает сложно.
Разместили два новых отчета, которые помогут быстро проверить, как и куда сотрудникам выплачивается зарплата.
Отчет «Места выплаты зарплаты сотрудников»
Показывает настройки выплаты по каждому сотруднику:
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- вид места выплаты
- место выплаты
- номер счета
- распределение по местам выплаты, если оно настроено
- ограничение выплаты процентом или суммой
Если настроена детализация по способам выплаты, то этот отчет её не покажет. Для детализации настроен отдельный отчет.
Отчет «Детализация по способам выплаты»
Отчет отражает именно детализацию по способам выплаты. Для каждого способа можно увидеть место выплаты, счет и настроенное распределение.
-
12. Законодательные новости
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Собрали для вас все законодательные новости сентября, которые вышли на сайте, и сгруппировали их по темам. Проверяйте, что не пропустили ничего важного.
12.1 СЭДО с СФР
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
СФР выпустил новый сертификат уполномоченного лица на 2026 – 2027 годы
СФР обновил сертификат уполномоченного лица для обмена электронными документами.
СФР выпустил новый сертификат для шифрования реестров ПВСО на 2026 — 2027 годы
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
29 сентября СФР выпустил новый сертификат уполномоченного лица ФСС 2026–2027 для ПВСО/Ф4.
Он используется при отправке в СФР реестров прямых выплат. Сегодня он может понадобиться в двух случаях:
- когда требуется скорректировать реестры за периоды до 2022–2023 года (до перехода на СЭДО)
- при отправке реестров с признаком «Проживание на территории по 20-ФЗ»
Важно помнить: прежний сертификат действует только до 1 октября 2026 года.
Если в ЗУП 3.1 подключена 1С-Отчетность, новые настройки пропишутся автоматически. Если 1С-Отчетность не используется, сертификат нужно установить в настройках обмена с СФР вручную.
12.2 Учет НДФЛ и 6-НДФЛ
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
С 01.09.2026 можно подавать ЕНП-уведомление по НДФЛ досрочно: как работают новые правила
С 1 сентября 2026 года компании и ИП смогут оптимизировать работу с уведомлениями по налогам и взносам. Теперь работодателям необязательно сдавать уведомления каждый месяц, а можно представить один сводный документ сразу на несколько месяцев вперед.
Зачет и возврат средств с ЕНС: новые правила с 01.09.2026
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
1 сентября 2026 вступили в силу изменения в правила зачета и возврата денег на едином налоговом счете. Поправки внесены в ст. 78, 79 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2025 N 425‑ФЗ.
Об упрощенной постановке на учет ОП и иностранных организаций с 01.09.2026
С 1 сентября 2026 организации могут не только выбрать налоговый орган для постановки на учет по месту нахождения одного из обособленных подразделений, но и отказаться от выбранного (пп. «а» п. 36, пп. «г» п. 37 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2025 N 425-ФЗ). А также упрощается постановка на учет иностранных компаний при открытии счета в российском банке — заявление о постановке на учет в налоговый орган теперь направляет банк, а не сама компания (ст. 1 Федерального закона от 17.11.2025 N 416-ФЗ).
С 2027 года обновится порядок заполнения 6‑НДФЛ: появятся новые коды для резидентов ЕАЭС и иноагентов
ФНС представила поправки к порядку заполнения расчета 6‑НДФЛ, чтобы привести отчет к нормам, которые вступили в силу с 1 января 2026: к трудовым доходам граждан из стран ЕАЭС стала применяться прогрессивная шкала ставок (13-22%), а доходы лиц со статусом иностранного агента облагаются по единой повышенной ставке 30% независимо от налогового статуса (изменения в ст. 224 НК РФ).
ФНС рассказала о зачете авансов по НДФЛ для мигрантов и обмене данными с МВД с 2027 года
С 2027 года ФНС упростила процедуру зачета авансовых платежей по НДФЛ для мигрантов.
Налоговая служба организовала ежеквартальный обмен данными о доходах иностранцев с МВД.
12.3 Учет взносов, РСВ и ЕФС-1
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
ФНС разъяснила, как отражать выплаты директору меньше МРОТ в РСВ и перссведениях
С 1 января 2026 действует правило: если за расчетный месяц сумма выплат, начисленных физлицу-единоличному исполнительному органу коммерческой организации, меньше МРОТ, взносы нужно исчислить исходя из величины МРОТ (абз. 2 п. 1 ст. 421 НК РФ). Федеральный МРОТ на 2026 год — 27 093 руб.
ФНС обратила внимание: важен именно факт начисления, а не фактическая выплата денег. Дата осуществления выплаты определяется как день начисления вознаграждения (ст. 424 НК РФ). Поэтому ситуация «директору в этом месяце ничего не выплатили — значит, в РСВ ничего не показываем» ошибочна и может привести к доначислениям и штрафам.
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Директор без договора: почему нужно сдать ЕФС-1
Управление СФР по Чувашской Республике сообщило: по директору — единственному учредителю коммерческой организации нужно подавать сведения о трудовой деятельности, даже если трудовой договор с ним не заключен и зарплата не начисляется.
Почему изменился подход?
С 2026 года страховые взносы за руководителя рассчитываются исходя из федерального МРОТ, если его выплаты за месяц меньше этой суммы. Правило действует независимо от наличия трудового договора и ведения организацией деятельности.
Что делать, если ЕФС-1 ранее не подавали?
СФР рекомендует как можно скорее направить подраздел 1.1 ЕФС-1 с мероприятием «ПРИЕМ».
В графе 2 указать:
- 01.01.2026 — если директор исполнял полномочия на эту дату
- Более позднюю дату — если полномочия начались после 1 января 2026
Обратите внимание: Минтруд ранее высказывал другую позицию — если трудовой договор с единственным учредителем не заключен, сведения о трудовой деятельности подавать не нужно. Однако судебная практика и разъяснения Минфина допускают возникновение трудовых отношений без отдельного трудового договора.
ЕФС-1 с 1 сентября 2026 — как отражать условие о взносах на травматизм по ГПД
С 1 сентября 2026 работодатели обязаны сообщать Соцфонду, есть ли в гражданско-правовом договоре условие об уплате взносов на травматизм. Новое требование вводит Федеральный закон от 20.02.2026 N 29-ФЗ — он дополнил подпунктом 5.1 статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете…».
С 11.09.2026 обновятся формы документов для проверок по взносам на травматизм и пособиям
С 11 сентября 2026 Социальный фонд будет использовать новые формы документов при проверках уплаты страховых взносов на травматизм, а также при контроле полноты и достоверности сведений, представленных для назначения и выплаты страхового обеспечения.
Об изменении формата перссведений для учета стажа в Крыму и Севастополе
Приказ СФР от 10.06.2026 N 691 скорректировал Приказ от 17.11.2025 N 1461 о формах и форматах сведений для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Поправки позволяют учитывать на ИЛС периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территориях Крыма и Севастополя с 17 марта по 31 декабря 2014. Изменены классификатор параметров и формат сведений о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе ОПС. Приказ действует с 31 августа 2026.
Об упрощенной СОУТ для малого бизнеса с 01.03.2027
Приказ Минтруда от 07.08.2026 N 345н утвердил особенности проведения спецоценки условий труда рабочих мест в малых и микропредприятиях (включая ИП), ведущих отдельные виды деятельности, а также в некоммерческих организациях. С 1 марта 2027 для отдельных малых и микропредприятий, а также некоторых НКО будет действовать упрощенный порядок проведения СОУТ. Работодатель сможет провести оценку самостоятельно — по проверочному листу без привлечения специализированной организации. Порядок распространяется не на весь малый бизнес, а только если основной вид деятельности организации по ОКВЭД входит в п. 16, 18 перечня, утв. Постановлением Правительства от 14.10.2022 N 1830.
12.4 Рабочее время, начисления и удержания
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Роструд: при разъездной работе районный коэффициент применяется по основному месту работы
На портал «Онлайнинспекция.рф» поступил вопрос: в организации установлен разъездной характер работы, районный коэффициент по месту нахождения работодателя — 1,15. Работника направляют в рабочие поездки в регион, где коэффициент выше. Поездки не связаны с обособленным подразделением. Должен ли работодатель начислять повышенный коэффициент на период поездки?
Об оплате простоя при неполном рабочем дне
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Время простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, оплачивается в размере не менее 2/3 оклада пропорционально времени простоя. Для сотрудника с неполным рабочим днем продолжительность простоя исчисляется исходя из его неполного графика по трудовому договору, а не из нормальной продолжительности. Например, при графике 140 ч в месяц и нормальной продолжительности 160 ч оплата рассчитывается от 140 ч (Онлайнинспекция.рф).
О подтверждении рабочего времени водителя
Постановление Мирового судьи с/у N 316 Московской области от 18.02.2026 N 5-82/26 признало законным штраф на директора муниципального учреждения по ст. 15.14 КоАП РФ за нецелевое расходование бюджетных средств. Учреждение начисляло зарплату водителям и трактористам по табелям учета рабочего времени без путевых листов. Суд указал: по Уставу автомобильного транспорта именно путевой лист служит первичным документом учета и контроля работы транспортного средства и водителя, а значит — основанием для начисления зарплаты.
О командировке совместителя
Порядок оформления и оплаты командировки внутреннего совместителя зависит от того, по какой должности (основной или дополнительной) он направлен. Если по обеим — средний заработок сохраняется по обеим должностям, в табеле по каждой ставится код «К» (или 06). Если только по одной — по ней ставится код «К» (или 06), а по другой должности оформляется отпуск без сохранения зарплаты по заявлению работника и в табеле ставится код «ДО» (или 16) (Ответ Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф).
Может ли работодатель удержать штраф из зарплаты
Роструд разобрал ситуацию: в компании действует система оплаты: оклад плюс процент от прибыли. Может ли работодатель удержать штраф из зарплаты?
Утвержден график переноса выходных дней в 2027 году
Правительство утвердило порядок переноса выходных дней в 2027 году. Документ определяет, какие выходные переносятся и как распределяются нерабочие праздничные дни для формирования длинных периодов отдыха.
В Херсонской области региональный праздник перенесен с 30.09.2026 на 02.10.2026 — вышло обновление календаря для ЗУП 3.1
Фирма 1С выпустила обновление производственного календаря для Херсонской области на 2026 год, переносящее региональный праздник с 30 сентября на 2 октября.
Обновление необходимо для правильного расчета зарплаты за сентябрь–октябрь 2026 года в ЗУП 3.1.
Календарь обновится автоматически при включенном автоматическом обновлении классификаторов или загружается вручную при отключенном обновлении.
Работодателям Херсонской области нужно учитывать, что работа в региональный праздник оплачивается в двойном размере, как и в федеральные праздники.
12.5 Гарантии и льготы работникам
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Можно ли запретить работнице уйти в отпуск по БиР позже?
Роструд разъяснил: работодатель не вправе принудительно отправить сотрудницу в декрет с даты, указанной в больничном, или запретить ей уйти в отпуск позже этой даты. Отпуск по беременности и родам предоставляется только по заявлению женщины (ст. 255 ТК РФ).
Какие документы нужны для допвыходных по уходу за ребенком-инвалидом
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Родители, опекуны и попечители детей-инвалидов могут ежемесячно брать до четырех дополнительных оплачиваемых выходных. СФР разъяснил, какие для этого потребуются документы работодателю.
Об отпуске по уходу за ребенком для отца
Отец может оформить отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и получать ежемесячное пособие, если фактически ухаживает за ним. Главное условие — мать в этот период не должна находиться в таком же отпуске и получать пособие. Отсутствие трудоустройства у матери не лишает отца права на отпуск и пособие (канал СФР в МАХ).
О сокращении перечня медограничений для водителей
Распоряжением Правительства от 19.08.2026 N 2205-р исключены из перечня медицинские ограничения, связанные с отсутствием руки (или кисти), ноги (или стопы), деформацией конечностей, отсутствием пальцев. При этом закрепили новое ограничение — отсутствие обеих рук (кистей) или их деформация, значительно затрудняющая движение кистей. Изменения действуют для категорий C, CE, D, DE, Tm, Tb и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E и направлены на расширение возможностей трудоустройства инвалидов. Новшества вступили в силу 18.08.2026.
О работе инвалида сверх сокращенной недели
Работу сотрудника с инвалидностью сверх установленной для него сокращенной продолжительности рабочего времени суд признал сверхурочной (Определение 1-го КСОЮ от 21.07.2026 N 88-18564/2026). В споре при трудоустройстве инвалида установили 40-часовую рабочую неделю вместо положенных 35 часов. Работодатель знал об инвалидности работника, но исправил нарушение только спустя 2 года. Суды обязали оплатить часы сверх сокращенной нормы как сверхурочную работу.
12.6 Иностранные работники
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Дистанционная работа иностранца из ЕАЭС – почему Роструд против трудового договора
Эксперты Роструда разъяснили, может ли российская компания оформить трудовой договор о дистанционной работе с иностранным гражданином, проживающим в Белоруссии. Короткий ответ — нет. Трудовой кодекс не предусматривает такой возможности, и сотрудничество с таким работником нужно строить в рамках гражданско-правового договора.
МВД подготовило порядок проверки доходов иностранных работников с 1 октября 2026
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
МВД разработало проект приказа, устанавливающего порядок проверки наличия и уровня доходов иностранных граждан, ведущих трудовую деятельность в России.
12.7 Отчеты в статистику и службу занятости
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Минтруд разъяснил, как с 1 сентября 2026 заполнять отчет по квоте для инвалидов
С 1 сентября 2026 применяется обновленная форма N 7 «Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов» в ред., утв. Приказом Минтруда от 12.05.2026 N 204н.
С 2027 обновится статотчетность по травматизму и просроченной зарплате
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Росстат скорректировал порядок представления статистических сведений о производственном травматизме и просроченной задолженности по заработной плате. Обновленные правила работодатели начнут применять в 2027 году.
Росстат обновил формы 1‑Т(проф) и 3‑Ф: что и когда сдавать
Росстат утвердил обновленные формы двух статистических отчетов — 1‑Т(проф) «Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам» и 3‑Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате». Обе формы обновлены в рамках регулярного пересмотра статформ, существенных изменений нет.
12.8 Увольнение
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
О срочном трудовом договоре после перевода
Определением 4-го КСОЮ от 30.07.2026 N 88-20110/2026 оставлено в силе увольнение работника в связи с истечением срока трудового договора. Работник считал, что после перевода на другую должность условие о срочности перестало действовать и договор стал бессрочным. Суд указал, что основание для срочного договора — не конкретная должность. Перевод сам по себе не делает срочный договор бессрочным, если условие о сроке не изменено.
О содержании приказа на увольнение дистанционщика
Дистанционный сотрудник не проходил обязательное обучение без уважительной причины, за что был уволен. Суд не поддержал его увольнение, так как работодатель четко не отразил в приказе факты, послужившие основанием для расторжения трудового договора: о датах или периодах, когда работник не выходил на связь; о запросе работодателя, связанном с выполнением трудовой функции, с момента которого исчисляется 2-дневный срок; о содержании запроса; о способах его направления и получения работником; о виновных действиях или бездействии работника. Отсутствие этих данных в приказе нарушает права сотрудника. Восполнить эти сведения после начала спора нельзя (Определение 4-го КСОЮ от 30.07.2026 N 88-16916/2026).
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
Об отказе принять заявление об увольнении по собственному желанию
Работник вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. Предшествующее поведение работника, из которого следовало его желание остаться, не дает работодателю оснований отказать в увольнении (Онлайнинспекция.рф).
-
13. Оставайтесь с Бухэксперт – что будет в ОКТЯБРЕ 2026
Пожалуйста, войдите в системуЧитать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Как обычно подготовили для вас памятки по расчету зарплаты и отчетности на октябрь 2026 – скачивайте ниже.
В октябре вас ждет насыщенная программа по отчетности за 9 месяцев: запланировали отдельные эфиры по РСВ и ЕФС-1 за 9 месяцев 2026 и 6-НДФЛ за 9 месяцев 2026, где разберем правила заполнения, покажем схемы и научим вас проверять отчеты перед отправкой. Также проведем эфир 1С:ЗУП 3.1 — ответы на вопросы по зарплатной отчетности за 9 месяцев 2026 – здесь соберем самые острые вопросы по отчетности и разберем их вместе с вами.
В конце октября проведем эфир 1С:ЗУП 3.1 (октябрь): Разбор изменений на практических примерах и ответы на горячие вопросы. Подготовим разбор изменений в последних релизах ЗУП 3.1 и
разберем самые горячие темы месяца. Задавайте вопросы на странице эфиров!
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
13.1 Памятки на октябрь
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Подготовили для вас памятки на месяц. Скачивайте и используйте в работе!
Сроки сдачи отчетов и где искать эти отчеты в ЗУП 3.1:
Последовательность действий по начислению аванса, зарплаты, налогов и взносов в программе со скриншотами:
13.2 Эфиры по отчетности за 9 месяцев 2026
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Отчетность по страховым взносам (РСВ, ЕФС-1) за 9 месяцев 2026 в 1С:ЗУП 3.1
Разберем:
1. Новости и изменения по страховым взносам
- Что меняется по взносам и персучету во втором полугодии 2026
- ФНС разъяснила, как отражать выплаты директору меньше МРОТ в РСВ и перссведениях
- Что нового планируют разработчики по взносам в ЗУП 3.1: Программа проверки ПО ПД ЕЦП для ЕФС-1
- Исправление ошибок в расчете взносов по классам условий труда, в том числе при временном переводе сроком до 30 дней.
2. Отчетность по взносам от несчастных случаев
- ЕФС-1 раздел 2 за 9 месяцев 2026 – как составить в ЗУП 3.1 и на что обратить внимание
- Лишние копейки по взносам от НС – что с ними делать
3. РСВ и персонифицированные сведения (отчетность по взносам по единому тарифу)
Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:
- Почему важно перед сдачей РСВ заполнять персонифицированные сведения
- Как проверить взносы перед заполнением отчетности
- Состав формы и порядок заполнения в 1С:ЗУП 3.1 формы за 9 месяцев 2026
Эфир 06.10.2026 11:00:
6-НДФЛ за 9 месяцев 2026 в 1С:ЗУП 3.1
Разберем:
- Самые горячие вопросы по 6-НДФЛ за 9 месяцев
- Правила и схемы заполнения 6-НДФЛ
- Чек-листы по проверке:
- Что проверить перед тем, как заполнить отчет
- Как сопоставить данные свода с доходами в 6-НДФЛ
- Как проверить исчисленный и удержанный НДФЛ в Разделе 2
- Почему Разделы 1 и 2 могут расходиться и как это исправить
- Как сверить Раздел 1 с отправленными уведомлениями
Эфир 13.10.2026 11:00
1С:ЗУП 3.1 — ответы на вопросы по зарплатной отчетности за 9 месяцев 2026
На этом эфире расскажем о нюансах отражения перерасчетов в отчетности по взносам и в 6-НДФЛ. Но основную часть эфира посвятим ответам на ваши вопросы по отчетности — задавайте их заранее на странице эфира!
Эфир 15.10.2026 11:00
13.3 Горячие новости и изменения
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Как всегда отслеживаем для вас важные законодательные новости, изменения в релизах 1С:ЗУП 3.1, горячие ЗУП вопросы, ошибки и т.д. – читайте публикации на нашем сайте, приходите на ежемесячные поддерживающие эфиры, следите за новостями в нашем телеграм канале ЗУП от Бухэксперт.
Изменения и топ-вопросов ЗУП 3.1
- Новости ЗУП
- Свежие изменения в релизах ЗУП 3.1
- Топ-вопросов подписчиков
Эфир 22.10.2026 11:00
Статьи, кейсы, ответы на вопросы, лайфхаки по работе в ЗУП 3.1
Готовим подборку статей по иностранным работникам. Изначально планировали ее выпустить в сентябре, но ажиотаж по СЭДО и сверхурочным внес коррективы в наши планы.
Каждый день с понедельника по пятницу
Законодательные новости
Каждый день с понедельника по пятницу
-
14. Финальный тест
Для доступа к разделу авторизируйтесь на сайте.Читать полностью
Вы достигли лимита просмотра для незарегистрированного пользователяРегистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом
Финальный тест содержит 10 случайных вопросов из тестов с к разделам журнала. Чтобы сдать тест успешно, нужно правильно ответить на 9 из 10 вопросов. На прохождение отводится 20 минут. Если не получилось сдать тест с первой попытки, не расстраивайтесь — попробовать еще раз можно будет через 2 часа.
Если успешно пройдете финальный тест до 31.10.2026, начислим вам 500 бонусных баллов — сделаем это сразу прохождения теста! Проверить свои бонусные баллы можно в личном кабинете здесь >>
Регистрация бесплатна и занимает 10 секунд.
Лимит — втрое выше.
Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с правилами пользования сайтом