Формула точки безубыточности: как оценить финансовое равновесие бизнеса

Последнее изменение: 29.09.2025

В финансовом анализе с помощью математических вычислений можно определить объем производства, при котором бизнес начинает приносить прибыль. Расскажем, как анализировать финансовое положение бизнеса с помощью формулы точки безубыточности и какие выводы можно сделать по итогам расчета.

Что такое точка безубыточности и зачем ее считать

Точка безубыточности (ТБУ) — объем продаж, при котором доходы бизнеса равны его расходам. В этой точке компания работает с нулевой прибылью.

Расчет точки безубыточности полезен:

  • При планировании нового бизнеса или запуске дополнительных направлений в уже работающей компании. Если сопоставить рыночный спрос на товар, услугу и уровень безубыточности, можно оценить жизнеспособность бизнес-идеи
  • Для текущего анализа эффективности деятельности предприятия. Оценивают запас финансовой прочности — превышение фактической выручки над ТБУ
  • При продаже бизнеса, в том числе в формате франшизы. Покупателю или франчайзи, в первую очередь, интересно, как быстро начнут окупаться его вложения. Напомним, что франшиза — покупка права работы под брендом известной на рынке компании с использованием ее технологий. Продавца франшизы называют франчайзером, а покупателя — франчайзи

Получается, что формула точки безубыточности пригодится всем бизнесменам на любых этапах развития компании.

Где взять информацию для расчета точки безубыточности

Чтобы рассчитать точку безубыточности, нужны следующие данные:

  • Выручка (В)
  • Переменные затраты (ПерЗ) — затраты, напрямую зависящие от объема производства: стоимость сырья, сдельная зарплата рабочих и другие
  • Постоянные затраты (ПостЗ) — затраты, величина которых не меняется при росте или падении объемов производства: зарплата управленцев, аренда офиса и подобные
  • Цена за единицу продукции, работ, услуг (Ц)
  • Количество проданной продукции, товаров или услуг (К)

Разделение расходов на постоянные и переменные делается для целей управленческого учета и не регламентировано бухгалтерскими стандартами.

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

Как посчитать точку безубыточности для одного продукта: формула в натуральном выражении

Рассмотрим на примере, как рассчитать точку безубыточности.

Пример

В кофейне чашка кофе стоит 300 руб., продукты для ее изготовления обходятся в 120 руб. Бариста получает с каждой проданной чашки кофе 30 руб.

Общая сумма постоянных затрат кофейни в месяц — 120 000 руб. Это аренда, оклад бариста, услуги бухгалтера на аутсорсинге и другие аналогичные расходы.

Разность между выручкой и переменными затратами — это маржинальный доход (МД).

Рассчитаем удельный маржинальный доход (МДу), который приходится на единицу продукции. Он равен разности между ценой и удельными переменными затратами:

МДу = Ц — ПерЗу = 300 руб. — 120 руб. — 30 руб. = 150 руб.

Маржинальный доход бизнеса в целом равен произведению удельного дохода на количество продукции, товаров или услуг (К). В нашем примере это будут чашки кофе.

МД = К х МДу

Компания достигает ТБУ, если маржинальный доход становится равным постоянным затратам:

ПостЗ = МД = ТБУ х МДу

Чтобы рассчитать ТБУ в натуральных единицах, разделим постоянные затраты на удельный маржинальный доход:

ТБУ = ПостЗ / МДу = ПостЗ / (Ц — ПерЗу)

В нашем примере формула расчета точки безубыточности будет такой:

ТБУ = 120 000 руб. / (300 руб. – 150 руб.) = 800 шт.

Выручка при таком объеме продаж:

В = 800 шт. х 300 руб. = 240 000 руб.

На рисунке по горизонтальной оси отражено количество проданных в месяц чашек кофе, а по вертикальной — сумма в тысячах рублей. ТБУ находится на пересечении графиков выручки (синяя линия) и общих затрат (желтая линия). Общие затраты складываются из постоянных (серая линия) и переменных (зеленая линия). Графически мы получили тот же результат — 240 000 руб., что и путем расчетов.

Расстояние между синим и желтым графиками правее ТБУ соответствует прибыли компании, которая растет с увеличением объемов продаж.

Как рассчитать точку безубыточности для бизнеса в целом: формула в суммовом выражении

Бизнесмены редко занимаются одним видом продукции или услуг. Даже небольшая кофейня предлагает клиентам несколько видов кофе, другие напитки, выпечку.

Поэтому расчет по количеству применяют чаще для сравнения ТБУ по разным видам продукции, а для компании в целом ТБУ считают в суммовом выражении.

Чтобы найти точку безубыточности в стоимостном выражении, нужно рассчитать маржинальность (М) — отношение общего маржинального дохода к выручке компании в процентах:

М = МД / В х 100%

Отсюда можно посчитать общий маржинальный доход, как произведение выручки на маржинальность:

МД = В х М

В точке безубыточности маржинальный доход равен постоянным затратам:

ПостЗ = МД = ТБУ х М

Отсюда:

ТБУ = ПостЗ / М

Чтобы рассчитать ТБУ в деньгах, нужно разделить постоянные затраты на маржинальность.

Выше мы рассчитали, что маржинальный доход на одну чашку кофе составляет 150 руб. при цене 300 руб.

Значит, маржинальность по этой чашке равна:

М = 150 руб. / 300 руб. х 100% = 50%

Предположим, что и по другим продуктам выдерживается такое же соотношение выручки и переменных затрат — маржинальность в целом по кофейне равна 50%. Тогда:

ТБУ = 120 000 руб. / 0,5 = 240 000 руб.

Мы получили ту же сумму, что и при расчете ТБУ через количество продукции.

Что делать после расчета точки безубыточности

Работать без прибыли, когда доходы только покрывают расходы, неинтересно, так как цель любого бизнеса — получение прибыли. К тому же это опасно: любое негативное изменение рыночных условий может привести к убытку.

Поэтому фактическая выручка бизнеса должна превышать ТБУ. Здесь для анализа используют показатель «запас финансовой прочности» (ЗФП) — отношение превышения фактической выручки над ТБУ к самой точке безубыточности:

ЗФП = (В – ТБУ) / ТБУ

Единых нормативов для ЗФП нет, это зависит от специфики бизнеса и рыночной ситуации. Желательно, чтобы он был не менее 0,5 — реальная выручка бизнеса должна превышать уровень безубыточности хотя бы наполовину.

Предположим, выручка кофейни за месяц составила 350 000 руб. Тогда запас финансовой прочности:

ЗФП = (350 000 руб. — 240 000 руб.) / 240 000 руб. = 0,46

Здесь положение бизнеса не вызывает серьезных опасений, но лучше поискать пути повышения ЗФП. Можно поднять цену, увеличить объемы продаж или постараться снизить расходы.

Однако у любых мероприятий по оптимизации есть и оборотная сторона. Например, для роста объемов продаж в натуральном выражении придется больше вкладываться в рекламу, а возможно — и снижать цены. В итоге прибыль может оказаться меньше, чем до изменений.

Непродуманные мероприятия по снижению затрат тоже могут дать негативный эффект. Например, если приобрести более дешевое сырье низкого качества, это приведет к оттоку клиентов и падению выручки.

Кратко о формуле точки безубыточности

  • Точка безубыточности — объем продаж, при котором выручка бизнеса равна его расходам
  • Ее можно считать для отдельного продукта или по компании в целом
  • Расчет полезен как на старте бизнеса, так и для текущего анализа деятельности или при продаже компании
  • Превышение фактической выручки над ТБУ показывает запас финансовой прочности бизнеса. Чтобы его увеличить, можно поднять выручку или оптимизировать расходы. Но не забывать о возможных негативных эффектах

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете

Добавить комментарий