Из статьи вы узнаете, что такое порог рентабельности и что дает знание о его величине менеджменту компании. Как рассчитывают этот показатель, рассмотрим на примере.
Содержание
Понятие порога рентабельности
В экономической теории чаще используется понятие «точка безубыточности», которое можно считать аналогичным понятию «порог рентабельности».
Порог рентабельности — это то значение выручки от продаж (тот уровень объема производства), при котором выручка (объем продаж) полностью перекрывает затраты на бизнес, но прибыли пока нет. На сленге звучит «сработали в ноль».
Актуально рассматривать чистую прибыль, которую можно распределять между владельцами бизнеса, вкладывать в развитие производства и т. п. тогда, когда компания превысила точку безубыточности (порог рентабельности).
Порог рентабельности (точку безубыточности) важно определять не только новым компаниям, но и ведущим бизнес не первый год. Как при запуске новых проектов, так и для отслеживания текущей ситуации по соотношению доходов и расходов организации.
Графическое определение точки безубыточности (В. В. Ковалев Финансовый менеджмент-1 М.2014):
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
На графике:
- ОВ — линия, отражающая рост выручки;
- АД — рост условно-постоянных затрат;
- АС — рост общих затрат (постоянных и переменных);
- 1 — пересечение линии выручки и совокупных затрат — точка безубыточности (порог рентабельности).
Показатели (понятия) для расчета порога рентабельности
При расчете порога рентабельности потребуются показатели:
- постоянные затраты;
- переменные затраты.
В российской практике в традиционном бухгалтерском учете присутствует другое деление затрат (расходов) — на прямые и косвенные.
В бухгалтерской отчетности и, прежде всего, в отчете о финансовых результатах нет данных о постоянных (переменных) расходах (затратах). Есть строка для отражения себестоимости продукции (товаров работ, услуг).
Для расчетов потребуются данные управленческого учета. Законодательные нормы его в России не определены. Каждая компания принимает самостоятельное решение по отнесению тех или иных затрат к постоянным или переменным, руководствуются учебными пособиями по экономике и менеджменту либо сложившейся практикой.
Рассмотрим общий подход к такому делению затрат.
Постоянные затраты
Это затраты, которые не зависят от объемов производства. Большинство из них не исчезнут, если, например, временно приостановить производство (торговую деятельность и т. п.).
Некоторые авторы учебных пособий, рекомендованных ИПБ РФ бухгалтерам, считают, что правильнее называть многие из перечисленных групп затрат не постоянными, а условно-постоянными.
При анализе безубыточности к условно-постоянным затратам могут быть отнесены:
- амортизация производственного оборудования;
- расходы по сбыту продукции, относящиеся в основном к периоду;
- управленческие (административные) расходы, относящиеся к периоду.
В других источниках (экономическая теория) выделяют такие группы постоянных затрат:
- расходы на аренду и коммунальные платежи;
- заработная плата работников, в т. ч. управленческого персонала;
- услуги банка: плата за расчетно-кассовое обслуживание, проценты по кредитам и аналогичные;
- затраты на охрану;
- затраты на рекламу;
- другие аналогичные затраты.
Переменные затраты
Это затраты, которые зависят от объемов производства (торговли, объема оказываемых услуг):
- прямые затраты на сырье и средства труда;
- затраты транспортные и на хранение;
- вознаграждения посредникам (комиссионное вознаграждение);
- другие аналогичные затраты.
К переменным зачастую относят и косвенные накладные расходы — те расходы, которые напрямую не могут быть отнесены на себестоимость определенных видов продукции. В российском учете они отражаются в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а в конце периода распределяются на конкретный вид продукции.
Определения и примеры таких накладных расходов содержатся в некоторых отраслевых нормативных документах по бухучету:
- Приказ Минстроя от 04.08.2020 N 421/пр (Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта…);
- Методические положения по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса, утв. Приказом Минпромнауки от 04.01.2003 N 2.
Расчет порога рентабельности
Формула порога рентабельности (ПР) в денежных единицах:
ПР = В х ПЗ / (В — ПрЗ)
где:
- В — выручка;
- ПЗ — постоянные затраты;
- ПрЗ — переменные затраты.
(В — ПрЗ) — это так называемый маржинальный доход от реализации товара (продукции), разница между выручкой и переменными затратами на реализованную продукцию. Чем больше величина маржинального дохода, тем больше вероятность того, что его величина превысит постоянные затраты, увеличится прибыль.
Порог рентабельности может быть рассчитан и в количественном (натуральном выражении).
Формула порога рентабельности в натуральных единицах или объем продаж критический (Vп):
Vп = ПЗ / (Ц — ПрЗ ед)
где:
- Ц — цена товара (продукции) или выручка на единицу товара (продукции);
- ПЗ — постоянные затраты;
- ПрЗ ед — переменные затраты на единицу товара (продукции) в среднем.
Пример расчета порога рентабельности
Рассчитать порог рентабельности для компании, занимающейся производством мебели.
Исходные данные приведены в таблице:
Показатель | Данные отчетности (ОФР, управленческой) а 2022 год, тыс. руб. |
Постоянные затраты, в т. ч.: |
26 100 |
амортизация |
8 500 |
Зарплата управленцев, налоги/взносы с оплаты труда управленцев |
4 500 |
Затраты на рекламу |
2 400 |
Прочие затраты |
10 700 |
Переменные затраты, в т. ч.: |
80 900 |
Материальные затраты |
60 200 |
Зарплата основных работников, налоги взносы с оплаты труда основных работников |
12 200 |
Прочие затраты |
8 500 |
Выручка (строка 2110 ОФР) |
120 000 |
Себестоимость (строка 2120 ОФР) |
107 000 |
Чистая прибыль (строка 2400 ОФР) |
13 000 |
Расчет ПР в стоимостном выражении:
- ПР = В * ПЗ / (В — ПрЗ) = 120 000 * 26 100 / (120 000 — 80 900) = 80 102 тыс. руб.
Сумма 80 102 тыс. руб. — денежное выражение порога рентабельности компании.
При рассмотренном уровне затрат компания прибыльна, и останется таковой до тех пор, пока выручка от продаж в денежном выражении держится выше 80 102 тыс. руб.
Запомните
- Порог рентабельности (точка безубыточности) — финансовый показатель, который рассчитывают, чтобы понять, при каких условиях вложенные затраты окупаются, деятельность становится безубыточной.
- Порог рассчитывают на основании данных бухгалтерского и управленческого учета.
- Для расчета показателя в компании должна быть утверждена классификация затрат с делением их на постоянные и переменные, должен вестись учет таких затрат.
- Значение показателя индивидуально для каждой компании (проекта), зависит от ее реальных доходов и затрат.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете