Категории объектов НВОС: критерии отбора, характеристика, особенности актуализации

Последнее изменение: 31.05.2025

Экологическое законодательство содержит много специальных терминов, без знания которых невозможно верно рассчитать сумму платежей в бюджет.

Из статьи вы узнаете:

  • что понимают под термином «объект НВОС»
  • для чего им присваивают категории
  • сколько категорий существует и в чем их отличия
  • каким НПА утверждены критерии разделения объектов по категориям
  • когда нужно актуализировать категорию

Что такое объекты НВОС и почему их делят на категории

Нормативная расшифровка термина:

Объект НВОС — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В процессе функционирования компаний и ИП образуются отходы разной степени токсичности, в атмосферу и водоемы проникают загрязняющие вещества, что негативно влияет на окружающую среду (НВОС). Источники такого влияния есть у многих хозяйствующих субъектов.

Деление объектов на категории необходимо для обоснованного расчета платы за загрязнение окружающей среды, а также для контроля за такими объектами со стороны государства.

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

Реквизиты для перечисления платы за НВОС

Какие существуют категории

Всем объектам НВОС присваивается категория в зависимости от степени влияния на экологию:

Каким НПА утверждены ставки платы на НВОС-2025

Где сконцентрированы сведения об объектах и их категориях

Государство держит под контролем объекты НВОС. Для централизованной фиксации сведений о них применяется специальная государственная информационная система (реестр).

Федеральный реестр объектов НВОС ведет Росприроднадзор (кроме объектов, в отношении которых реестр ведет ФСБ). В нем отражаются объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (федеральный реестр).

При включении сведений об объекте НВОС в реестр ему присваивают код и категорию. С 01.09.2024 сведения об объектах НВОС, отнесенных к IV категории, в реестре не отражают (Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ).

Региональные реестры ведут органы исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения объектов, надзор за которыми осуществляется на уровне регионов.

По каким критериям присваивается категория

Основные параметры, влияющие на категорию:

Для каждой категории Постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2398 определены критерии.

Список условий для объектов первой категории включает один определяющий признак: вид деятельности, осуществляемой на объекте НВОС. Перечень включает 24 позиции.

Ко второй категории относят ряд тех же объектов, что и к категории I, но с меньшей производительностью/проектной мощностью. К этой же категории относят объекты, представляющие отдельные виды инфраструктуры:

Чтобы объект был отнесен к третьей категории, он должен соответствовать следующим критериям:

Критерии для отнесения объекта НВОС к четвертой категории:

По объектам, относимым к IV категории, плата за НВОС не производится (ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

Актуализация категории

Категория, установленная объекту, не всегда остается в исходном виде — могут появиться основания для ее изменения, к примеру, при актуализации сведений об объекте. Актуализация проводится по основаниям, перечисленным в п. 6 ст. 69.2 Закона N 7-ФЗ (при изменении места расположения объекта, его характеристик, источников загрязнения и т. д.).

Нередко у компаний и ИП по объектам НВОС возникает сомнение в правильности установленной категории. С целью оптимизации затрат возникает желание перевести объекты, к примеру, из III категории в IV.

В такой ситуации:

  • проверьте наличие оснований для актуализации сведений об объекте
  • проведите инвентаризационные мероприятия в отношении выбросов и их источников, сопоставьте полученные данные с критериями из Постановления N 2398
  • проконсультируйтесь с экспертами-экологами по возможности снижения категории
  • подайте заявку на актуализацию данных

Сложнее обстоит дело со сменой II и III категорий на I категорию. Здесь уже потребуется приведение разрешительной документации в соответствие с законодательством исходя из новой категории и могут возникнуть сложности при счислении платы за НВОС. В такой ситуации помогают сориентироваться разъяснения чиновников:

Если в течение текущего отчетного периода учетные сведения об объекте НВОС скорректированы и категория изменилась со II или III на I категорию, то после даты такого изменения до даты получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной категории исчисление платы за НВОС осуществляется на основании разрешений, лимитов на выбросы и сброс загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих до даты изменения (п. 24 Правил, утв. Постановлением Правительства от 31.05.2023 N 88, Письмо Росприроднадзора от 26.07.2023 N РН-03-01-34/27030).

Таким образом, можно законно снизить плату за НВОС, не применяя повышающие коэффициенты.

Правила возврата и зачета платы по НВОС

Кратко о категории объектов НВОС

  • Все объекты НВОС подразделяются на категории (I, II, III, IV) по уровню воздействия на окружающую среду
  • Критерии такого разделения утверждены Постановлением Правительства от 31.12.2020 N 2398
  • Деление на категории необходимо для обоснованного расчета платы за отрицательное воздействие на окружающую природную среду, а также для государственного контроля за такими объектами

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий