Бухгалтеры малых организаций зачастую слишком поверхностно относятся к бухучету, при этом искренне веря, что ничего не нарушают. К сожалению, с реальными правилами ведения упрощенного учета и составления упрощенной отчетности эти представления обычно имеют мало общего. Но бывает и по-другому: учет слишком усложнен, не используются возможные послабления, способные облегчить жизнь бухгалтера без ухудшения качества бухотчетности.
Давайте нарисуем картину упрощенного учета вместе.
Содержание
Кто может себе позволить упрощенный бухучет
Закон «О бухучете» (п. 4 ст. 6) позволяет применять упрощенные способы учета (включая упрощенную отчетность):
- субъектам малого предпринимательства
- некоммерческим организациям
- резидентам Сколково.
В то же время п. 5 этой статьи налагает ряд ограничений. Не могут себе позволить упрощения те организации, чья бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту. Есть такие и среди субъектов малого предпринимательства. Например, если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет более 400 млн руб. Также упрощенный бухучет противопоказан:
- жилищным и жилищно-строительным кооперативам
- кредитным потребительским кооперативам
- микрофинансовым организациям
- коллегиям адвокатов и адвокатским бюро, адвокатским палатам, юридическим консультациям
- организациям – иноагентам и некоторым другим.
Безусловно, право на ведение упрощенного учета никак не коррелирует с применением УСН. Такой взаимосвязи нет, никогда не было и не будет.
Какие Стандарты предусматривают упрощения
Особенности применения предусматривает каждое(ый) ПБУ или ФСБУ в отдельности.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
Есть Стандарты, от применения которых можно вообще отказаться при упрощенном бухучете:
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» | ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» |
ФСБУ 5/2019 «Запасы» (может не применяться микропредприятиями, ведущими упрощенный учет, п. 2) |
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (включая учет ДАП) |
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (п. 3) |
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» |
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (п. 3) | ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» (в части учета капвложений в НМА, пп. «б» п. 4) |
Другие можно применять с особенностями-послаблениями:
Положение по ведению бухучета и бухотчетности в РФ | ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» |
ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» | ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» |
ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» | ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» |
ФСБУ 5/2019 «Запасы» | ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухучете и отчетности» |
ФСБУ 6/2020 «Основные средства» | |
ПБУ 9/99 «Доходы организации» | ФСБУ 25/2018 «Бухучет аренды» |
ПБУ 10/99 «Расходы организации» | ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» |
Важно помнить, что во всех Стандартах речь идет именно о праве на упрощения, а не о вмененных упрощениях.
Не стоит вопрос и о том, чтобы применять только все упрощения или ни одного — можно отбирать под потребности компании (п. 1.2 Информации Минфина N ПЗ-3/2024).
Почти для всех могут быть ценны, в частности:
Возможное упрощение | Норма |
Выстраивание учетной политики исходя исключительно из требования рациональности без использования норм ФСБУ (ПБУ), применение которых приводит к формированию несущественной информации | п. 6, 7.4 ПБУ 1/2008 |
Упрощенный рабочий план счетов | разд. 3 Приказа Минфина от 21.12.1998 N 64н |
Упрощенная оценка активов (включение в стоимость только оплаты поставщику без сопутствующих расходов, которые допустимо рассматривать как текущие; отказ от оценки по справедливой стоимости при оплате актива неденежными средствами; отказ от проверки на обесценение) |
п. 14, 17, 32 ФСБУ 5/2019, пп. «а» п. 4 ФСБУ 26/2020, п. 3 ФСБУ 6/2020, |
Отказ от создания резервов под обесценение запасов и/или под обесценение финансовых вложений | |
Отказ от признания оценочных обязательств (по отпускам, годовым вознаграждениям, выплатам при увольнении, по будущему демонтажу и ликвидации активов и т. д.) с признанием соответствующих расходов как текущих |
п. 4а ФСБУ 26/2020, п. 3 ФСБУ 6/2020 |
Упрощенный учет аренды арендатором без признания ППА и обязательства по аренде (кроме случаев аренды с выкупом или с передачей предмета в субаренду) | п. 11, 12 ФСБУ 25/2018 |
Учет расходов по заемным средствам без капитализации | п. 7 ПБУ 15/2008 |
Исправление существенных ошибок прошлых лет без ретроспективного пересчета и с включением корректировок в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода | п. 9 ПБУ 22/2010 |
Для законного использования всех или отдельных льгот необходимо оговорить их в учетной политике организации. Например, если не отказаться от раскрытия связанных сторон в отчетности, сославшись на п. 3 ПБУ 11/2008, то их нужно будет перечислять в пояснениях к отчетности с описанием произведенных операций.
Не забудем и о Стандартах, которые никаких упрощений не предполагают:
ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» | ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» |
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» | ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» |
ПБУ 13/2000 «Учет госпомощи» | ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете» |
ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» | |
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» |
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» |
Учитывая тематику этих НПА отсутствие в них льгот объяснить несложно. Соответствующие операции должны быть прозрачны и отражение их должно быть единообразным у всех организаций.
Скажем, одно из самых стареньких ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» одинаково актуально для всех. ФХЖ, которые оказывают или могут оказывать влияние на финансовое состояние или результаты деятельности организации, состоявшиеся после отчетной даты, но до даты подписания бухгалтерской отчетности, одинаково значимы как для крупного бизнеса, так и для микропредприятия. Пользователю отчетности о них должно быть сообщено.
В списке обязательных названо и ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», но сам ОДДС те, у кого отчетность упрощенная, могут в нее не включать. Чтобы понять, что противоречия тут нет, нужно исходить из пп. «в» п. 54 ФСБУ 4/2023: в случае существенности информации, подлежащей раскрытию в отчете об изменениях капитала, отчете о движении денежных средств, в упрощенной бухгалтерской отчетности данная информация раскрывается в виде таких отчетов либо в пояснениях к балансу и ОФР. Таким образом даже не заполняя непосредственно ОДДС представлять себе чего требует ПБУ 23/2011 нужно обязательно – хотя бы для раскрытия существенных показателей в пояснениях.
Что входит в упрощенную бухотчетность
Бухгалтерская (финансовая) отчетность в любом случае должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Новый ФСБУ 4/2023 (п. 51 — 54) четко оговаривает требования к упрощенной отчетности:
- обязательные составляющие — бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (или отчет о целевом использовании средств для НКО) и пояснения
- обязательные показатели в формах отчетности могут объединяться в группы с указанием только итоговых показателей таких групп (без детализации)
- минимальный набор пояснений включает:
- указание на то, что отчетность составлена в соответствии с ФСБУ
- раскрытие положений учетной политики, поясняющих показатели форм отчетности
- существенную информацию, которую в общем случае приводят в отчетах об изменениях капитала, о движении денежных средств
Минфин в п. 1 Информационного сообщения от 26.03.2024 N ИС-учет-50 недвусмысленно указал, что бухгалтерская отчетность рассматривается исключительно как единое целое, совокупность, комплект всех взаимосвязанных составляющих. Если чего-то из вышеперечисленных компонентов не хватает, то «набор» не является бухгалтерской отчетностью. В частности, без пояснений упрощенная отчетность совершенно точно не может считаться составленной.
Утверждаться упрощенная отчетность должна по общим правилам – тут никаких послаблений нет (п. 9 ст. 13 Закона «О бухучете»). Например, в ООО годовую отчетность утверждает общее собрание участников (единственный участник) (ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об ООО»). Соответствующее решение требует нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен уставом ООО (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).
Что грозит за несоблюдение условий применения льгот
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов, включая неправильное отражение в бухотчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, НМА, финансовых вложений чревато штрафом для организации от 10 000 руб. (ст. 120 НК РФ). Если нарушения совершаются не первый год, то минимальная сумма штрафа – 30 000 руб.
Виновное грубом нарушении требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ. Она предполагает штраф от 5 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного до двух лет. При этом руководитель ответит за надлежащую организацию бухучета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера; бухгалтер — аутсорсер) — за ведение бухучета с нарушениями, представление неполной и недостоверной бухгалтерской отчетности (п. 24, 26 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18).
На наш взгляд, страшнее всего все-таки не штрафы, а репутационные потери компании. Бухгалтерская отчетность – визитная карточка организации. Она общедоступна. Если она явно неполноценна (а это легко усматривается даже по составу форм и структуре показателей в них), это говорит о многом любому заинтересованному лицу.
Кратко об упрощенном бухгалтерском учете
- Право на упрощенный бухучет имеют не все малые предприятия и НКО: есть ограничения
- Каждая организация, имеющая право на упрощение бухучета, сама решает нужны ли ей льготы и какие именно из предлагаемых Стандартами
- Чтобы воспользоваться упрощениями, их нужно предусмотреть в учетной политике организации
- Состав упрощенной бухгалтерской отчетности включает как минимум бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах (отчет о целевом использовании средств), пояснения. Без пояснений отчетность считается не составленной
- За нарушения при ведении упрощенного бухучета и составлении упрощенной отчетности предусмотрены санкции по ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете