Перед вами сравнение камеральных (КНП) и выездных (ВНП) налоговых проверок в удобной таблице. Узнайте, как действует система контроля ФНС, чтобы эффективно минимизировать налоговые риски.
[jivo-yes]
Сравнение КНП и ВНП в 2026
Цель камеральных и выездных налоговых проверок — проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Однако инструменты и возможности для достижения этих целей разные. Отсюда и разные задачи при назначении КНП и ВНП: если камералка — текущая проверка деклараций, расчетов всех налогоплательщиков без исключения, которая может не иметь негативных результатов, то выездная проверка назначается по налогоплательщикам, которые вызвали подозрения в:
- серьезных ошибках в учете
- злоупотреблениях
- незаконной оптимизации налогов
Задача налоговиков при выездной проверке — найти и пресечь незаконные действия налогоплательщика со всеми вытекающими последствиями в виде доначислений, пеней и штрафов.
Таблица содержит 9 важнейших различий по нормам НК РФ: от реальных полномочий инспекторов до сроков подачи возражений и способов защиты ваших интересов.
PDF
| Показатель | Камеральная проверка | Выездная проверка | Изменение с 2026 года (законопроект N 1026190-8) |
| Основания проверки | Не требуется специального решения | Решение руководителя налогового органа или его зама по месту нахождения организации, ИП или ОП
|
При проведении камеральной проверки инспекцией не по месту нахождения (уполномоченным налоговым органом) налогоплательщика извещают в течение 5 рабочих дней (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
| Предмет проверки | Проверка конкретной декларации (расчета), по одному конкретному налогу (сбору, взносу) | Проверка правильности расчета и уплаты одного, нескольких или сразу всех налогов (сборов, взносов) | — |
| Источник данных для проверки | Декларация, документы, представленные налогоплательщиком, документы, имеющиеся у налогового органа | Декларации (расчеты), регистры налогового учета, первичные документы, договоры, имеющие отношение к расчету налога | — |
| Период проверки | Налоговый (отчетный) период, за который подана декларация (расчет) | Не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о выездной проверке | В проверяемый период добавлены налоговые периоды года, в котором вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки, завершившиеся до даты вынесения такого решения (п. 4 ст. 89 НК РФ) |
| Место проведения | В налоговом органе, без выезда к налогоплательщику | На территории налогоплательщика (ОП) | — |
| Срок проведения | Не более 3 месяцев со дня представления налоговой декларации (расчета) | До 2 месяцев, с продлением до 4, в исключительных случаях — до 6 месяцев | — |
| Периодичность | По каждой декларации, автоматически | Не более двух проверок в течение календарного года, есть исключение — по решению главы ФНС | — |
| Контрольные действия | Используются редко. Истребование документов только в строго определенных случаях — например, НДС к возмещению, применение льгот (ст. 88 НК РФ) |
Используются широко и разнообразно — допрос свидетелей, инвентаризация, осмотр помещений, выемка документов и т. д. | В случае назначении дополнительных мер контроля при камералках возможны осмотр и выемка документов |
| Результаты проверки | Акт проверки (при нарушениях), уведомление | Справка (окончание проверки)
Акт проверки при любом результате Решение о доначислениях/штрафах |
— |
| Доведение результатов | Письменное уведомление не позднее 5 дней после принятия решения | Лично (под роспись), другим способом, чтобы определялась дата его получения проверяемым лицом (его представителем) | Вводится возможность рассмотрения материалов налоговой проверки с использованием видео-конференц-связи в порядке, утверждаемом ФНС |
| Процедуры оспаривания | Жалобы в вышестоящие органы, суды
В течение 1 года со дня вынесения решения о привлечении к ответственности. Срок для подачи в суд – 3 месяца с даты решения по жалобе |
Жалобы, административное и судебное обжалование
В течение 1 года со дня вынесения решения о привлечении к ответственности. Срок для подачи в суд – 3 месяца с даты решения по жалобе |
Разрешается представление письменных возражений и документов в электронной форме не только по ТКС, но и через Личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги (п. 6 ст. 100 НК РФ) |
См. также:
- Закон о налоговой реформе 2026 принят в третьем чтении
- Налоговые проверки в 2026 году
- Налоговый мониторинг в 2026 году
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете