Самозанятые в 1С 8.3 — как завести, провести оплату, проводки

Последнее изменение: 28.07.2023

Налог на профессиональный доход все больше распространяется по России, и все чаще организации сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Не знаете, как проводить самозанятых в 1С и можно ли принять в расходы услуги самозанятого? Тогда читайте нашу статью.

Рассмотрим:

  • учет самозанятых в 1С 8.3;
  • как завести в 1С самозанятого контрагента;
  • как провести оплату самозанятому в 1С;
  • расчеты с самозанятыми в 1С 8.3;
  • проводки по самозанятым в 1С 8.3;
  • какие варианты отражения операций есть в программе.

В 1С с релиза 3.0.100 есть возможность оформлять реестры по выплатам самозанятым и отправлять их в банк. Об этом можно узнать в статье Перечисление оплаты самозанятым по реестру.

Учет самозанятых в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

Организация заключила договор услуг с покупателем на монтаж и пусконаладку оборудования.

Пусконаладочные работы оборудования осуществляются через субподрядчика — самозанятое лицо.

28 июня субподрядчик-самозанятый осуществил пусконаладку оборудования на сумму 38 130 руб. (без НДС), подписан акт выполненных работ.

В тот же день самозанятому перечислена оплата за работы и получен чек.

Как провести оплату самозанятому в 1С — пошаговая инструкция →

Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С
Дт Кт
Отражение в учете пусконаладочных работ выполненных подрядчиком
28 июня 20.01 76.09 38 130 38 130 38 130 Учет затрат на работы стороннего лица Поступление (акт, накладная, УПД)-
Услуги
Перечисление оплаты самозанятому
28 июня 76.09 51 38 130 38 130 Перечисление оплаты самозанятому Списание с расчетного счета —
Оплата поставщику

Как учитывать услуги самозанятых в БУ и НУ

Самозанятыми называют физических лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность самостоятельно: не нанимаясь на работу по трудовому договору и не принимая наемных сотрудников:

  • лица применяющие систему налогообложения «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ, далее — 422-ФЗ).
  • ведущие деятельность в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ (репетиторы, няни, сиделки, помощники по хозяйству).

В данной статье будем говорить именно о плательщиках НПД.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Налог на профессиональный доход для самозанятых: эксперимент начался

Сделки с гражданами, работающими на НПД, необходимо оформлять в соответствии с ГК РФ:

  • возможна как устная, так и письменная форма — простая или нотариальная (п. 1 ст. 158 ГК РФ);
  • письменный договор не требуется, если исполнитель приступит к оказанию услуг сразу после заключения сделки.

Расходы на услуги самозанятого отражаются в зависимости от характера услуг как расходы:

  • В БУ — в соответствии с ПБУ 10/99:
    • по обычным видам деятельности — связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в т. ч.:
      • прямые — затраты, напрямую формирующие себестоимость конкретной выпускаемой продукции (работ, услуг): например, стоимость материалов, зарплата основных рабочих и т. п.;
      • косвенные — расходы по основной деятельности, распределяемые на весь выпуск продукции (работы, услуги);
    • прочие расходы — не связанные с основной деятельностью организации;
  • В НУ — в соответствии с гл. 25 НК РФ:
    • прямые — расходы, напрямую связанные с процессом производства;
    • косвенные — остальные расходы, не относящиеся к прямым и внереализационным расходам.

Документы от самозанятого для подтверждения расходов (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@):

  • чек ─ электронный или бумажный с указанием наименования товаров (услуг), ИНН покупателя (заказчика) (п. 8-10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ)
    • акт может составляться дополнительно для определения периода или даты оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя, но не может быть самостоятельным подтверждающим документом. Налоговые органы настаивают на необходимости акта, поскольку он является документом, подтверждающим факт и дату оказания услуг.

Наличие чека от плательщика НПД ─ обязательное условие для того, чтобы признать расходы в налоговом учете и не платить за него взносы (абз. 2 п. 1, п. 8 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, Письма ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@, Минфина РФ от 26.03.2020 N 03-11-11/24008).

Самозанятый гражданин обязан выдать чек (ч. 3 ст. 14 Закона N 422-ФЗ):

  • в момент расчета наличными;
  • при безналичной оплате — не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.

Таким образом, признание в расходах услуг самозанятого возможно:

  • при постоплате — только после получения чека;
  • в случае предоплаты — при наличии чека и подписанного акта выполненных работ (услуг).

Например:

  • чек получен в 1 квартале, акт на услуги подписан во 2 квартале — расход в НУ отражается во 2 квартале;
  • акт подписан в 1 квартале, чек получен во 2 квартале — расход в НУ отражается во 2 квартале.

В разъяснениях чиновников есть оговорка про немедленную сделку. Например, «…Таким образом документом, подтверждающим произведенные организацией-заказчиком затраты на оплату услуг, по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора, является чек, выданный исполнителем — физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход…». Но осторожная позиция – действовать по этому алгоритму во всех случаях: и при исполняемой немедленно сделке, и в ситуации, когда оказание услуг и оплата приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды.

Проверить действует ли статус самозанятого можно с помощью специального сервиса ФНС >>

Если окажется, что самозанятый утратил право на применение НПД во время исполнения договора, то работодатель обязан удержать из его дохода НДФЛ и начислить страховые взносы (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).

Как завести самозанятого в 1С 8.3

Шаг 1. Создание самозанятого как контрагента в 1С 8.3.

Создайте контрагента в разделе Справочники — Контрагенты.

Укажите:

  • Вид контрагентаСамозанятый.

Заполните остальные данные о контрагенте в обычном порядке.

Подробнее Справочник Контрагенты

Шаг 2. Создание договора с самозанятым в 1С 8.3.

Создайте договор с самозанятым в 1С по ссылке Договоры в карточке контрагента (либо в разделе Справочники — Договоры).

Укажите:

  • Вид договораС поставщиком.

По ссылке Счета учета расчетов с контрагентами укажите:

  • Счет расчетов с поставщиком и Счет авансов выданных — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

С релиза 3.0.100.16 реализован учет расчетов с самозанятыми на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми».

Этот счет имеет особенности:

  • предназначен только для расчетов с самозанятыми по реестрам;
  • имеет только одно субконто Контрагенты;
  • в документе Акт сверки расчетов с контрагентом расчеты по нему не отражаются.

Для более детальных расчетов следует использовать другие счета расчетов с контрагентами.

Счет расчетов с самозанятыми следует закрепить в учетной политике (60,76).

Как провести услуги самозанятых граждан в 1С 8.3

В БУ затраты, которые отражаются в себестоимости выполняемых работ, учитываются на счете 20 «Основное производство» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н).

В НУ организация самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и косвенных расходов, связанных с выполнением работ (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Поступление работ от самозанятого в 1С 8.3 оформите документом Поступление услуг (акт, УПД) в разделе Покупки.

Рассмотрим особенности заполнения документа Поступление (акт, накладная, УПД) по примеру:

  • Контрагент — самозанятое лицо, выбирается из справочника Контрагенты;
  • Договор — договор с самозанятым лицом, выбирается из справочника Договоры;
  • Счет учета:
    • Счет затрат — в нашем примере счет 20.01 «Основное производство»;
    • Номенклатурные группы — указать номенклатурную группу, по которой собираются затраты на выполнение работ, оказываемых заказчику;
    • Статьи затрат — статья затрат из справочника Статьи затрат:
      • Вид расхода Материальные расходы;
    • Продукция — заполняется при использовании субконто Продукция;
    • Подразделение затрат — заполняется подразделение, на которое относятся расходы, при ведении учета по подразделениям.

Проводки по самозанятым в 1С 8.3

Документ формирует проводку:

  • Дт 20.01 Кт 76.09 — учет затрат на работы самозанятого.

Как проводить чеки от самозанятых в 1С 8.3

Если чек от самозанятого получен позже подписания акта, отразите операции двумя документами Операция, введенная вручную (Операции — Операции, введенные вручную):

  • на дату акта — укажите суммы только в БУ;
  • на дату чека — укажите суммы только в НУ.

Как проводить оплату самозанятым в 1С

Для перечисления оплаты самозанятому в 1С создайте документ Платежное поручение в разделе Банк и касса – Платежные поручения.

Укажите:

  • Вид операцииПрочее списание, поскольку при выплате физическому лицу нужно указать код дохода для исполнительного производства;
  • Статья расходовОплата поставщикам (подрядчикам):
    • Вид движенияОплата товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов;
  • Удержание по исполнительному листу1 — разрешено, с ограничением по сумме.

С 1 июня 2020 при выплате дохода физическому лицу через банк в платежных документах необходимо указывать код вида дохода в целях исполнительного производства. А также давать расшифровку суммы удержания из дохода при его наличии (ч. 5.1 ст. 70 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, Указание Банка России от 14.10.2019 N 5286-У).

Перечисление оплаты самозанятому в 1С отразите документом Списание с расчетного счета вид операции Прочее списание в разделе Банк и касса – Банковские выписки — кнопка Списание.

Укажите:

  • Получатель — самозанятый контрагент;
  • Счет дебета — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
  • Контрагенты — самозанятый контрагент;
  • Договоры — договор с самозанятым;
  • Документы расчетов с контрагентом — документ поступления на выполненные работы;
  • Статья расходовОплата поставщикам (подрядчикам):
    • Вид движенияОплата товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов.

Проводки по документу

Документ формирует проводку:

  • Дт 76.09. Кт 51 — оплата самозанятому за работы.

Вопросы по расчетам с самозанятыми

Организация заключила договор с самозанятым на оказание услуг. Расчет с самозанятым происходит с расчетного счета ООО на расчетный счет самозанятого. Должно ли ООО пробивать чек самозанятому лицу с признаком расчета «РАСХОД» как обычному физлицу?

Согласно Письмо ФНС от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@).

Формировать чек с видом РАСХОД при перечислении нет необходимости, поскольку вы являетесь покупателем, а не пользователем ККТ.

В организации все работники самозанятые физлица. Есть ли какие-нибудь особенности при приеме самозанятых на работу, начислении зарплаты?

Если речь идет о самозанятых, которые платят налог на профессиональный доход, то для организаций такие физические лица не являются сотрудниками. Следовательно, их не принимают на работу и не начисляют зарплату.

Кроме того, самозанятому нельзя применять НПД по доходам от услуг, оказанных работодателю или лицу, которое было работодателем менее 2 лет назад (пп. 8 п. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ).

Мы успешно разобрали как завести в 1С самозанятого контрагента, как проводить расчеты с самозанятыми в 1С 8.3.

См. также:

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд

(17 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Все комментарии (2)

  1. А почему в проводках используется счет 76.09, если есть спец. субсчет для самозанятых 76.16?

    4
    1. Здравствуйте!

      Счет 76.16 имеет множество ограничений.
      Он подходит под вариант, который рассмотрен здесь
      Перечисление оплаты самозанятым по реестру
      Например, с релиза 3.0.100.16 реализован учет расчетов с самозанятыми на счете 76.16 «Расчеты с самозанятыми». Этот счет имеет особенности:
      -предназначен только для расчетов с самозанятыми по реестрам;
      -имеет только одно субконто Контрагенты;
      -в документе Акт сверки расчетов с контрагентом расчеты по нему не отражаются.
      Если выполнение работ и оплата производится не в один день (образуется дебиторская или кредиторская задолженность), следует использовать другие счета расчетов с контрагентами.

      35

Комментарии закрыты.