Срок действия электронной цифровой подписи законодательно ограничен. Рекомендуется заранее подготовиться к продлению электронной подписи, чтобы избежать возможных проблем. Расскажем об особенностях этой процедуры для разных категорий владельцев ЭЦП.
Содержание
Что такое электронная подпись
Электронная подпись представляет собой электронную информацию, присоединенную к подписываемому электронному документу или иным образом связанную с ним, и предназначенную для идентификации подписавшего лица (ст. 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Благодаря электронной подписи организации и физлица получают возможность пользоваться преимуществами электронного документооборота (ЭДО):
- ускоренное заключение контрактов и соглашений
- безопасность сделок, включая защиту данных от подделки
- возможность удаленного взаимодействия с государственными органами, включая быструю сдачу отчетности в онлайн-режиме
- участие в государственных закупках и тендерах
Виды электронной подписи (п. 1 ст. 5 Закона N 63-ФЗ):
- простая электронная подпись (ПЭП)
- усиленная электронная подпись, подразделяемая на неквалифицированную электронная подпись (НЭП) и квалифицированную электронную подпись (КЭП)
ЭЦП представляет собой совокупность уникальных ключей шифрования: открытого и закрытого. Их формирование и применение регламентируется:
- Законом N 63-ФЗ
- НК РФ (ст. 11.2, ст. 21 и др.)
- Государственными стандартами: ГОСТ Р 34.10-2012 «Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной подписи», ГОСТ Р 34.11-2012, иными ГОСТами, связанными с криптографической защитой
- ведомственными НПА Минцифры, ФНС, Банка России и т.д., устанавливающих особенности применения ЭЦП для конкретных видов взаимодействия
Ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, создаваемая криптографическими методами для создания электронной подписи (пп. 5 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Виды ключей электронной подписи:
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
- закрытый (секретный) ключ — известен только владельцу, хранится на защищенном носителе (токене, смарт-карте и др.) и используется для формирования электронной подписи на документе
- открытый ключ — используется для проверки подлинности электронной подписи: позволяет убедиться, что документ не был изменен, а подпись проставлена владельцем закрытого ключа
Сертификат ключа проверки электронной подписи — это электронный или бумажный документ, выданный удостоверяющим центром/его доверенным лицом, подтверждающий принадлежность открытого ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи. Он включает данные о владельце, период действия ЭЦП и данные удостоверяющего центра, выпустившего сертификат (ст. 2, 14 Закона N 63-ФЗ).
По принципу использования электронные подписи подразделяются на два типа:
- присоединенная ЭЦП — интегрируется непосредственно в файл подписанного документа, обеспечивая его неизменность и защиту от несанкционированного доступа
- отсоединенная ЭЦП — является отдельным файлом, связанным с документом через специальный механизм верификации, что позволяет подтвердить подлинность и неизменность документа без внедрения ЭЦП в его структуру
При перевыпуске или продлении ЭЦП, полученной в ФНС (или в ее доверенном центре) руководителем юридического лица, выдается новый сертификат со сроком действия на 15 месяцев (см. сообщение ФНС от 25.07.2025). Для физических лиц применяется, как правило, годичный срок. По истечении этого срока сертификат становится недействительным и его дальнейшее использование для подписания документов блокируется соответствующим ПО.
УЦ ФНС выпускает квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом ФСБ от 27.12.2011 N 795. Срок действия ключей ЭЦП и соответствующих им сертификатов, с учетом требований ФСБ, составляет 15 месяцев.
Проверка текущего сертификата перед продлением ключей ЭЦП
Чтобы облегчить продление электронной подписи и упростить процедуру ее обновления, необходимо, чтобы сертификат ключа ЭЦП был действителен на момент подачи заявки. Проверить срок его действия можно несколькими способами: оффлайн и онлайн.
Офлайн-способ заключается в использовании специальной программы-криптопровайдера, установленной на локальный компьютер владельца подписи. При подключении токена с ЭЦП (или просмотре сертификата на диске ПК) такая программа покажет срок действия хранящегося на нем сертификата.
Применяя этот способ можно заранее подготовиться к продлению ЭЦП, не прибегая к услугам сторонних сервисов.
Онлайн-способ проверки срока действия ЭЦП заключается в использовании соответствующих Интернет-ресурсов:
Подготовка к продлению электронной подписи
Для успешного продления электронной подписи важно начать процедуру продления за 2 — 3 недели до окончания срока действия текущего сертификата. Это позволит минимизировать риски возникновения технических проблем или задержек в процессе обновления.
Для ускоренного продления ЭЦП онлайн-способом потребуется действующая ЭЦП, которой будет подписана заявка на продление и подтверждены сведения, затребованные удостоверяющим центром (УЦ) для выдачи нового сертификата.
Пошаговый алгоритм продления ЭЦП:
1 Шаг. Проверка срока текущего сертификата (см. выше) — УЦ обычно позволяет проверить статус ЭЦП на своем сайте, но есть и иные возможности (например, на портале «Госуслуги»).
2 Шаг. Проверка актуальности ПО — нужно убедиться, что программное обеспечение владельца подписи будет поддерживать новую версию ЭЦП (некоторые устаревшие версии ПО не работают с новыми сертификатами).
3 Шаг. Обращение в УЦ для подачи заявки на продление: лично или онлайн (например, через личный кабинет (ЛК) пользователя).
При продлении ключа ЭЦП для физических лиц необходимо уделить особое внимание изменениям в паспортных и других данных, имевшим место в период действия старой подписи. Эти изменения должны быть учтены в новой ЭЦП, однако изменить их онлайн пока невозможно – только при личном посещении УЦ. Аналогичные действия по включению измененных реквизитов в получаемый новый сертификат должны выполнить и юридические лица.
Как продлить ЭЦП онлайн для юридических лиц
Юридические лица могут продлить действие ЭЦП через сервисы ФНС или ее доверенных лиц, используя для этого соответствующее мобильное приложение или свой ЛК (например — «Личный кабинет юридического лица» на сайте ФНС.
Однако такой способ возможен только, если имеется действующая ЭЦП или верифицированный профиль в Единой Биометрической Системе (ЕБС).
Право выдавать и продлевать УКЭП для руководителей организаций имеет не только Удостоверяющий центр ФНС (Приказ ФНС от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@), но и его доверенные лица (Перечень доверенных лиц УЦ ФНС).
Для онлайн продления ЭЦП для руководителя юридического лица понадобятся:
- действующая ЭЦП, полученная в УЦ ФНС или у его доверенного лица
- локальный ПК с актуальными программами-криптопровайдерами, настроенными для работы с квалифицированной ЭЦП (их состояние можно проверить с помощью «Сервиса выпуска сертификатов КЭП» УЦ ФНС)
После успешного прохождения всех этапов проверки рекомендуется:
- зайти в ЛК ЮЛ на сайте ФНС по действующей подписи и перейти по гиперссылке «Перевыпустить сертификат электронной подписи» — заявка сформируется автоматически
- проверенное заявление подписать действующим сертификатом и направить запрос на изготовление нового сертификата
После продления новая ЭЦП будет записана на тот же токен, на который изначально был получен сертификат ФНС (Информация ФНС).
Несмотря на постоянное совершенствование сервиса УЦ ФНС, удаленное продление ЭЦП может быть недоступно для налогоплательщиков, у которых изменились данные (например — фамилия) с момента получения предыдущей ЭЦП. В таких случаях необходимо лично посетить офис УЦ ФНС или его доверенного лица для подтверждения личности.
Для юридических лиц существуют и иные способы продления электронной подписи. С 25.12.2024 ФНС проводит эксперимент с облачной электронной подписью, ключи которой хранятся в безопасной инфраструктуре ее удостоверяющего центра. Участие в эксперименте «Облачная подпись» могут принять все клиенты УЦ ФНС, установив мобильное приложение «Подпись для бизнеса».
Продление сертификата ЭЦП для физических лиц
Физическим лицам для продления электронной подписи необходимо обратиться в УЦ с паспортом и подать заявку на обновление сертификата.
Основные требования для продления ЭЦП физлица:
- наличие документа, удостоверяющего личность владельца квалифицированного сертификата (например, паспорта)
- оформление заявления на продление сертификата
- оплата услуг удостоверяющего центра (при необходимости)
Многие УЦ предлагают удобные сервисы для дистанционного (онлайн) оформления заявок. В таких случаях заявление на продление, проверка данных владельца подписи и получение нового сертификата осуществляется через ЛК клиента УЦ.
Для работников организаций (физлиц) альтернативным способом получения ЭЦП без посещения офиса УЦ является применение мобильного приложения «Моя подпись», формирующего ЭЦП с применением данных из ЕСИА и биометрической базы (Информация ФНС).
Для получения электронной подписи необходимо:
- установить приложение «Моя подпись»
- ознакомиться с Руководством по обеспечению безопасности использования КЭП и порядком использования мобильного приложения
- открыть установленную веб-версию на смартфоне или планшете
- ввести ИНН подписанта
- выбрать документ для заверения
Программа «Моя подпись» дает возможность пользователям с верифицированными профилями в ЕБС оформить УКЭП для юридических лиц через УЦ ФНС (Информация ФНС).
Кратко о том, как продлить электронную подпись
- Применение ЭЦП регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», ГК РФ, ведомственными НПА ФНС, Минцифры, ФСБ и др.
- Продлить ЭЦП для юридических и физических лиц можно при личном посещении офиса УЦ (офлайн) либо дистанционно (онлайн). Продление онлайн невозможно, если срок действия сертификата продлеваемой подписи истек
- Перед подачей заявки на продление ЭЦП необходимо убедиться в том, что ПК владельца подписи имеет актуальные программы-криптопровайдеры, настроенные для работы с новой подписью с помощью «Сервиса выпуска сертификатов КЭП» УЦ ФНС
- Продление электронной подписи онлайн способом возможно через ЛК пользователя на сайте УЦ либо с помощью мобильных приложений «Подпись для бизнеса», «Моя подпись»
См. также:
Если вы еще не подписаны:
Активировать демо-доступ бесплатно →
или
Оформить подписку на Рубрикатор →
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно





Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете