Объявленная налоговая амнистия позволяет бизнесу, пойманному на злоупотреблениях специальными налоговыми режимами, рассчитывать на списание налоговой задолженности, пеней и штрафов, связанных с дроблением и начисленных за период 2022 – 2024 гг. Условие лишь одно — по итогам 2025 и 2026 гг. признаков дробления у налогоплательщика и его аффилированных лиц не выявили.
Период, который подпадает под амнистию, уже истек, а период контроля еще не начался. Пока есть время, нужно сориентироваться.
Содержание
Период, за который могут списать задолженности
Речь идет о налоговой обязанности, возникшей исключительно за налоговые периоды 2022 — 2024 годов (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Отражена она должна быть в решении, вынесенном по результатам налоговой проверки, вступившем в силу не ранее 12 июля 2024 г. (п. 3 ст. 6 Федерального закона N 176-ФЗ).
На другие периоды амнистия не распространяется.
На данный момент суды успели рассмотреть только два дела, касающихся амнистии. Кажется, что в обоих случаях налогоплательщики-истцы были единственными, кто не верил в свое участие в налоговых схемах. Налоговые органы и суды нашли общий язык сразу, в том числе и по интересующему нас вопросу: обе проверки, оспаривать результаты которых налогоплательщики отправились в суды, затрагивали более ранние налоговые периоды: в одном случае 2017 – 2019 гг., в другом – 2019 – 2021 гг., поэтому претензии на списание доначислений по амнистии сразу были отвергнуты судебными инстанциями (Постановление 3 ААС от 15.05.2025 N 03АП-938/2025 по делу N А74-3401/2022, 16 ААС от 06.06.2025 N 16АП-894/2025 по делу N А22-509/2024).
Есть еще нюанс: если налогоплательщик откажется от дробления «условно» добровольно, а именно только когда узнает о назначенной в отношении него выездной налоговой проверки за периоды 2025 и 2026 гг., амнистия может сработать уже только за налоговые периоды 2022 и 2023 годов. И только «при условии добровольного отказа от дробления бизнеса также в отношении налогового периода 2024 года до даты вступления в силу решения по результатам выездной налоговой проверки (ВНП) за налоговые периоды 2025 и 2026 годов» (п. 9 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Эта формула закона означает, что с наступлением 2025, 2026 гг. группа компаний продолжала практиковать схему дробления несмотря на щедрое предложение государства об амнистии, однако решила повернуть время вспять как только узнала о назначении в отношении нее ВНП за 2025 и 2026 гг. Тогда участники схемы отказались от дробления, сами объединили показатели по группе за период 2025 г., а также за 2026 г., «единый» налогоплательщик уплатил все налоги за эти периоды исходя из совокупной налоговой базы и пени (п. 12 Письма ФНС от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@), представил декларации по налогу на прибыль (ИП – по НДФЛ), НДС, налогу на имущество организаций (если применимо) за 2025 и 2026 гг. Кроме того, до вступления в силу решения по итогам выездной проверки за 2025 и 2026 гг. были консолидированы показатели по всей группе и за 2024 г., рассчитаны и доплачены налоги «единого» налогоплательщика за этот период с пенями, представлена уточненная налоговая отчетность по спецрежимам по участникам схемы за 2024 г. и первичные «честные» декларации реального налогоплательщика по налогу на прибыль (для ИП – по НДФЛ), по НДС и по налогу на имущество (если нужно). Все эти жертвы для того, чтобы воспользоваться амнистией за периоды 2022 и 2023 гг.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
Какие недоимки могут списать по амнистии, а что останется?
Ключ к ответу на этот вопрос — п. 2 ст. 6 Федерального закона N 176-ФЗ.
Под амнистию попадает обязанность по уплате налогов, пени, штрафы, предусмотренные ст. 119 НК РФ, ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ, в части правонарушений, связанных с дроблением.
Само дробление Федеральный закон N 176-ФЗ определяет очень узко – исключительно как разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), подконтрольными одному корпоративному центру, направленное на занижение сумм налогов за счет злоупотребления применением специальных налоговых режимов (п. 1 ст. 6). Проще говоря, так или иначе единый бизнес фиктивно разделили на составляющие, вписывающиеся в лимиты применения УСН, ПСН, ЕСХН, АУСН, а при консолидации показателей этих составляющих реальный налогоплательщик оказывается на ОСН.
Исходя из такого толкования дробления амнистия может распространиться на:
- недоимку по налогу на прибыль (НДФЛ – для ИП), НДС, налогу на имущество, доначисленную за 2022 – 2024 гг.
- пени и штрафы по этим налогам
- штрафы за непредставление за эти периоды налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДФЛ (применительно к ИП), НДС, налогу на имущество организаций
- штрафы за отсутствие счетов-фактур, за неведение книги покупок и книги продаж, за отсутствие регистров налогового учета по налогу на прибыль.
При определении суммы действительных налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль (НДФЛ), НДС, налогу на имущество будут зачтены налоги, уплаченные участниками схемы при применении специальных налоговых режимов (Определение СКЭС ВС от 21.07.2022 N 301-ЭС22-4481 по делу N А29-2698/2020, п. 6 Письма ФНС от 30.12.2022 N БВ-4-7/17924@, п. 6 Письма ФНС от 21.02.2023 N БВ-4-7/2101). Естественно, нельзя рассчитывать, что «спецрежимные» налоги вернут, да еще и налоги по ОСН просят.
Не приходится рассчитывать на «прощение» по амнистии за (с учетом п. 8 Письма ФНС от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@):
- завышение расходов, занижение доходов любыми методами, кроме инструментов дробления (в значении этого термина, придаваемом Федеральным законом N 176-ФЗ)
- злоупотребление пониженными тарифами страховых взносов, связанными с применением специальных налоговых режимов (на страховые взносы амнистия вообще не распространяется, как следует из п. 2 ст. 6 Федерального закона N 176-ФЗ)
- занижение страховых взносов и НДФЛ при включении в группу компаний фиктивных ИП (де-факто – наемных работников)
- налоговые схемы с участием физлиц, не являющихся ИП (например, за подмену работников самозанятыми, выплату «серых» зарплат и т. д.)
- злоупотребление преимуществами специальных экономических территорий (ОЭЗ, ТОР, СЭЗ и т. д.)
- незаконное использование льгот по НДС в сфере общепита (дробление бизнеса в целях соответствия по показателю выручки до 2 млрд. руб. в год)
- неполную уплату НДПИ (дробление бизнеса с целью занижения себестоимости полезного ископаемого)
- злоупотребление льготами по межправительственным соглашениям об избежании двойного налогообложения
- любые другие налоговые схемы
- нарушения в сфере противоотмывочного законодательства, обналичивание денежных средств, легализацию доходов, полученных преступным путем и т.п.
Таким образом, масштабы амнистии в одной отдельно взятой группе компаний не так впечатляющи, как, возможно, кому-то представлялось. Однако эти данные мы привели не для того, чтобы налогоплательщик задумался стоит ли «выходить из тени» (законно установленные налоги уплачивать нужно!), а для более объективной и трезвой оценки ситуации.
Если выездную проверку не назначат…
Закон (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ) оговаривает, что налоговые недоимки, попадающие под амнистию, вместе в пенями и штрафами спишутся после проведения ВНП за 2025 и 2026 гг., если ею не будет выявлено дробление бизнеса.
Учитывая, что проведение ВНП очень трудоемко, маловероятно, что чек-ап затронет всех «подозреваемых». Может получиться и так, что выездная проверка затронет только 2025 г. или только 2026 г., а не оба, как определено названой нормой.
Законодатель решил, что судьба налогоплательщиков не должна зависеть от обстоятельств, сложившихся у ФНС: не будет выездной проверки за 2025 – 2026 гг., амнистия сработает 01.01.2030. Именно на эту дату будет прекращена обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, связанных с дроблением (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
ВНП может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). Следовательно, та самая проверка не может быть назначена позднее 31.12.2028, в противном случае 2025 г. в ее рамках уже будет недоступен. То есть, если к концу 2028 г. компанию (ИП) не оповестили о назначении ВНП, остается дождаться конца 2029 г., чтобы наконец почувствовать эффект амнистии.
Подушка безопасности ФНС России
Технология амнистия предусматривает, что после выявления налоговой схемы часть решения инспекции, которая касается доначислений за дробление, замораживается. Она не вступит в силу пока не произойдет одно из событий, определяющих исход амнистии: проверяющие обнаружат, что налогоплательщик не исправился, подтвердят обратное результатами выездной проверки за 2025 и 2026 гг., наступит 01.01.2030 или бизнес ликвидируется.
Предположим, что пойманный за руку недобросовестный налогоплательщик не собирается отказываться от дробления, хотя участие в схеме ему уже поставили на вид. Он предполагает, что дело может кончиться плохо и намерен избавиться от имущества, за счет которого налоговые органы могли бы произвести взыскание недоимки, пеней и штрафов. Благо, время есть. Жернова амнистии мелют медленно.
Минфин уже осознал эти перспективы и поделился мыслями с налогоплательщиками (см. Письма от 13.03.2025 N 03-02-08/24911, от 08.11.2024 N 03-02-08/110042): после вынесения решения по итогам налоговой проверки, выявившей схему, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные исполнение решения в будущем, если есть достаточные основания полагать, что в противном случае взыскивать будет нечего. Право принять обеспечительные меры дано инспекции согласно п. 10 ст. 101 НК РФ, а достаточность «оснований полагать» руководство инспекции определяет на глаз. Обеспечительные меры выражаются в запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика, приостановлении операций по его счетам в банке на нужную сумму. Учитывая, что марафон амнистии рассчитан до 2030 г., обеспечительные меры могут быть очень «долгоиграющими». Если ограничения вредят бизнесу, налогоплательщик может просить о замене обеспечительных мер на банковскую гарантию, залог обращающихся ценных бумаг или поручительство третьего лица (п. 11 ст. 101 НК РФ). Налоговый орган не обязан идти навстречу.
Ликвидация бизнеса как катализатор амнистии
Участники налоговой схемы уже запятнали свою репутацию в глазах налоговых органов. Зачем сохранять такой бизнес несколько лет в ожидании амнистии? Ликвидация технических фирм амнистию не приблизит. А что будет, если закрыть компанию, которой налоговый орган произвел доначисление налогов? Как только в ЕГРЮЛ появится запись о предстоящей ликвидации, отложенное решение вступит в силу и спишутся долги по налогам, пеням и штрафам в рамках амнистии (п. 12 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ). Таким же будет исход, если решение о прекращении организации примет налоговый орган или компания обанкротится.
Речь идет о списании только тех налоговых обязательств, которые были сформированы вследствие выявления налоговой схемы дробления бизнеса.
Вся прочая налоговая задолженность, с которой организация подошла к моменту ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, ложится на участников организации (пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ). Налоговая задолженность банкрота может быть взыскана с бенефициаров компании в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Очевидно, что лица, увлекающиеся дроблением, будут на особом контроле у ФНС России. Особенно те, кто посредством прекращения организации ускорил списание налоговых недоимок. Если впоследствии выяснится, что это налогоплательщик обустроил новую группу компаний и снова с признаками дробления, на участников нового сообщества будет возложена обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, ранее амнистированных при ликвидации прежнего бизнеса (п. 13 ст. 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
Механизмы п. 12 и 13 ст. 6 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрены только для организаций. Если в центре схемы находится ИП, прекращение им предпринимательской деятельности не приведет к досрочному списанию налоговой обязанности за налоговые периоды 2022 — 2024 гг. (п. 21 Письма ФНС от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@). Амнистия для него сработает с 01.01.2030 при условии, что до этой даты он и его команда снова не попадутся на дроблении.
Кратко о налоговой амнистии
- Под амнистию попадают только налоговые доначисления за периоды 2022 – 2024 гг., связанные исключительно со злоупотреблениями специальными налоговыми режимами
- Амнистия не распространяется на недоимки, пени и штрафы, возникшие в результате других налоговых правонарушений, выходящих за пределы понятия «дробление бизнеса» в трактовке Федерального закона N 176-ФЗ
- После разоблачения схемы и доначисления налогов руководство налогового органа может принять решение о запрете на отчуждение налогоплательщиком имущества налогоплательщика, о приостановлении операций по его счетам в банке на нужную сумму, с тем, чтобы финансово обеспечить будущее возможное взыскание, если налогоплательщик окажется не достоин амнистии. Эти обеспечительные меры могут действовать длительно
- Налоговые долги списываются, если выездная налоговая проверка за 2025 и 2026 гг. не выявила никаких признаков дробления, т. е. налогоплательщик и другие участники ранее существовавшей схемы встали на пусть исправления
- Если ВНП не будет назначена до 31.12.2028, амнистия сработает 01.01.2030
- Ликвидация налогоплательщика – корпоративного центра ускорит амнистию, но впоследствии налоговые органы будут мониторить активность его бенефициаров. Если выяснится, что они действуют по той же схеме уже с новой группой лиц, списанные задолженности, пени и штрафы восстановят и предъявят к уплате
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете