Постановления ФАС Северо-Западного округа от от 21.03.2012 N А56-38166/2011

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2012 г. по делу N А56-38166/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А., при участии от ООО «Майер-Мелихоф Хольц Ефимовский» представителей Курилиной В.Е (доверенность от 21.11.2011, без номера) и Воробьева Г.Н. (доверенность от 28.02.2011 N 47 БА 0675354), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Грищенко Е.В. (доверенность от 10.01.2012 N 11-11/11), рассмотрев 14.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2011 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-38166/2011,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Майер-Мелихоф Хольц Ефимовский» (ОГРН 1054700513812, местонахождение: 187620, Ленинградская область, Бокситогорский район, п. Ефимовский, ул. Гагарина, д. 30; далее — заявитель, ООО «ММ-Ефимовский», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области (ОГРН 1044701852580, местонахождение: 187550, Ленинградская область, г. Тихвин, 5 микрорайон, д. 36; далее — заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения налогового органа от 21.03.2011 N 03-05/443 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее — НДС) за II квартал 2009 года в сумме 1 429 377 руб., включая обязанность уплатить 285 875 руб. штрафа и 35 960 руб. пени по НДС.

Решением суда первой инстанции от 23.08.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции от 23.08.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.12.2011 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению налогового органа, судами первой и апелляционной инстанций не принят во внимание порядок предъявления налоговых вычетов по НДС в отношении операций, осуществляемых налогоплательщиком на внутреннем и внешнем рынках в соответствии со статьями 165, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). Податель жалобы считает, что принятая Обществом учетная политика не дает возможность определить, в какой степени (доли) услуги (работы), оказанные иностранными контрагентами, использовались в операциях, облагаемых НДС по разным налоговым ставкам, и как происходило распределение «входного» НДС, что исключает право Общества как налогового агента, предъявлять к вычету НДС в полной сумме без соответствующего распределения.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения проверены в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности Общества, по результатам которой составила акт от 10.02.2011 N 03-05/2 (том 1, листы дела 63 — 77) и приняла решение от 21.03.2011 N 03-05/443 (том 1, листы дела 78 — 99).

В ходе проверки инспекция выявила, что Обществом, в нарушение пункта 2 статьи 146, статей 147, 148, 149, 169 и пункта 3 статьи 172 НК РФ, завышен налоговый вычет по НДС за II квартал 2009 года на 1 429 377 руб. (пункты 2.2.1 и 2.2.2 акта проверки; том 1, листы дела 67 — 72). Вывод налогового органа основан на том, что Общество, применяя методику ведения раздельного учета (по сырью, материалам, работам, услугам, относящимся к производственному процессу, путем составления расчета пропорционально объему отгруженной продукции на экспорт и внутренний рынок), в спорном периоде не распределило суммы НДС пропорционально объемам отгруженной продукции на экспорт и внутренний рынок и в отношении сумм налога, уплаченного этим налогоплательщиком как налоговым агентом, в связи с чем предъявляло к вычету НДС преждевременно.
По указанному эпизоду проверки Общество решением от 21.03.2011 N 03-05/443 привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату НДС за II квартал 2009 года в размере 1 429 377 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 285 875 руб., а также Обществу предложено уплатить 35 960 руб. пени.

Не согласившись с решением налогового органа в указанной части, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, указали на соответствие учетной политики Общества требованиям налогового законодательства.

Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.

Действующее налоговое законодательство не устанавливает правила распределения «входного» НДС. Однако, применяя названные правила, налогоплательщик, с учетом особенностей своей деятельности, для применения налогового вычета должен самостоятельно разработать порядок раздельного учета «входного» налога и методику его распределения в зависимости от вида операции по реализации. Методика распределения устанавливается в учетной политике организации.

Согласно пункту 12 статьи 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. В соответствии с пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организацией осуществляется разработка соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (пункт 8).

Как видно из материалов дела, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки установлено, что Обществом (заказчик) в проверяемом периоде заключены договоры с иностранными организациями (исполнители) на оказание услуг. По данным иностранным контрагентам Общество выступало налоговым агентом по НДС (акт проверки от 10.02.2011 N 03-05/2; том 1, листы дела 69 — 70).

В силу пункта 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса покупателями — налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с данной главой Кодекса. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения этого пункта статьи 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 этой статьи Кодекса, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.

Положения пункта 3 статьи 171 Кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 данной статьи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

Таким образом, согласно пункту 3 статьи 171 Кодекса НДС подлежит вычету покупателем — налоговым агентом — при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены им для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо для перепродажи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов иностранного юридического лица.
В случае несоблюдения именно указанных условий Кодекса возможен отказ в предоставлении налоговых вычетов лицам, уплатившим налог в бюджет в качестве налоговых агентов, на что указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 02.09.2008 N 5002/08.

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 Кодекса.

Согласно разделу 3 приказа об учетной политике Общества от 31.12.2008 N 39/уп (том 1, лист дела 124) установлено, что с целью обоснованного предъявления сумм «входного» НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и необлагаемых налогом операций (указанных в пункте 2 статьи 146, статьях 147 — 149 НК РФ, облагаемых по ставке 0%), организация применяет следующую методику ведения раздельного учета: по сырью, материалам, работам, услугам, относящимся к производственному процессу, путем составления расчета пропорционально объему отгруженной продукции на экспорт и внутренний рынок.

Распределение «входного» НДС между деятельностью, облагаемой и необлагаемой НДС, не производится в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операций по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.

Суммы НДС, уплаченные в качестве налогового агента за иностранного поставщика, предъявляются без распределения в полном объеме в периоде оплаты в бюджет.

В оспариваемом решении Инспекция не указала на то, что принятая Обществом учетная политика не соответствует положениям пункта 3 статьи 171 НК РФ и противоречит им.

Соблюдение Обществом условий принятия фактически уплаченных в качестве налогового агента сумм НДС к вычету в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговым органом также не опровергается.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в I — IV кварталах 2008 года, I квартале 2009 года Общество осуществляло реализацию товаров (работ, услуг) только на внутреннем рынке.

При этом Общество как налоговый агент производило уплату суммы НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным налогоплательщикам. Сумма НДС, уплаченная Обществом в бюджет в качестве налогового агента, предъявлялась на основании счетов-фактур, составленных Обществом, к вычету в том же налоговом периоде, когда и производилась ее уплата.

Такой же порядок применялся Обществом и начиная с апреля 2009 года в связи с началом выпуска и реализации продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

На основании представленных к проверке налоговых деклараций по НДС за II — IV кварталы 2009 года налоговый орган пришел к выводу о том, что НДС, уплаченный Обществом в бюджет в качестве налогового агента, неправомерно заявлен к вычету без распределения на внутренний рынок и экспорт.

Однако предложенный налоговым органом порядок распределения НДС, уплаченного в бюджет налоговым агентом, не предусмотрен положениями пункта 3 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.

В Определении от 02.10.2003 N 384-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в силу пункта 3 статьи 171 НК РФ в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает НДС, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм.

Поэтому суды обоснованно признали, что общество, уплатившее в бюджет суммы НДС при приобретении услуг на территории Российской Федерации у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговом органе, как налоговый агент имеет право на вычет данной суммы налога в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет.
Также суды на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств и доводов сторон правильно указали на то, что применяемая Обществом в 2009 году учетная политика не противоречит требованиям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации и не приводит к искажению доли «входного» НДС, распределяемого Обществом как налогоплательщиком, по операциям, облагаемым по разным налоговым ставкам.

Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне с установлением значимых для дела обстоятельств, нормы материального и процессуального права применены правильно, принятые по делу судебные акты отмене судом кассационной инстанции не подлежат.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2011 по делу N А56-38166/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.И.КОРАБУХИНА

Судьи
О.А.КОРПУСОВА
Н.А.МОРОЗОВА

 

 

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Карточка публикации

Разделы: , , ,
Рубрика:
Объекты / Виды начислений:
Последнее изменение: 29.05.2018
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Добавить комментарий