ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2025 г. N 18АП-3342/2025
Дело N А76-28936/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2025 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2025 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Калашника С.Е.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2025 по делу N А76-28936/2024.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области — Эпельман Е.Б. (служебное удостоверение, доверенность от 26.12.2024, диплом).
Представители от иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее — заявитель, Фонд, ОСФР по Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу «Трест» (далее — ответчик, КПК «Трест») о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в размере 176 393 руб. 97 коп., штрафа в размере 5400 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Гаритовская Маргарита Анатольевна.
Решением суда от 25.02.2025 заявленные требования удовлетворены частично, с КПК «Трест» в пользу Фонда взыскан штраф в размере 400 руб. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. Также с КПК «Трест» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 14 руб. 20 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции изменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что представление страхователем сведений о прекращении трудового договора с работниками с нарушением установленного срока повлекло излишнюю выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицом.
По мнению подателя жалобы, в настоящем случае доказана совокупность обстоятельств, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представитель заявителя устно ходатайствовал об отложении судебного разбирательства по апелляционной жалобе до рассмотрения судом кассационной инстанции дела N А76-24399/2024.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокольным определением судом апелляционной инстанции отказано в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, поскольку результат рассмотрения указанного дела не имеет значения для рассмотрения апелляционной жалобы по настоящему делу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что КПК «Трест» в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области 01.03.2023 представлены сведения для назначения и выплаты работнику Гаритовской М.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет за период с 02.02.2023 по 30.04.2024.
На основании указанных сведений назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком застрахованному лицу — Гаритовской М.А. на период с 02.02.2023 по 30.04.2024. Выплата пособия за период с 02.02.2023 по 31.10.2023 произведена ОСФР по Челябинской области в объеме 202 556 руб. 64 коп.
01.11.2023 ПАО «Норвик Банк» страховщику представлены сведения для выплаты пособия по временной нетрудоспособности Гаритовской М.А., согласно которым указанный работник принят на полную ставку с 07.03.2023 на условиях полного рабочего дня.
На основании данных сведений, а также в результате внутреннего финансового контроля ОСФР по Челябинской области установлено, что трудовые отношения между Гаритовской М.А. и КПК «Трест» прекращены 06.03.2023 ввиду ее увольнения, в связи с чем прекращено права застрахованного лица на получение пособия с 07.03.2023.
При этом уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, обязанность по предоставлению которого установлена пунктом 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, и пунктом 43 Правил, страхователем своевременно не представлено.
В связи с неисполнением обязанности по своевременному уведомлению страховщика о прекращении права застрахованных лиц на получение пособия ОСФР по Челябинской области Гаритовской М.А. излишне выплачено ежемесячное пособие по уходу за ребенком за период с 07.03.2023 по 31.10.2023 в сумме 176 393 руб. 97 коп.
ОСФР по Челябинской области проведена камеральная проверка полноты и достоверности представленных страхователем сведений, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 14.12.2023 N 772523400041902, которым установлена излишняя выплата пособия по уходу за ребенком за период с 07.03.2023 по 31.10.2023 в сумме 176 393 руб. 97 коп., а также указано что страхователь не в полном объеме представил документы по требованию от 22.11.2023 N 772523400041901 о предоставлении документов: не представлены копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и справка о неполучении пособия другим родителем.
ОСФР по Челябинской области по результатам камеральной проверки приняты решения:
— от 26.01.2024 N 772523400041904 о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 07.03.2023 по 31.10.2023 в сумме 176 393 руб. 97 коп.,
— от 26.01.2024 N 772523400041905 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которым страхователь привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ за непредставление необходимых для контроля документов в виде штрафа в сумме 400 руб., по пункту 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ за представление страхователем недостоверных сведений для назначения пособия, повлекшее излишне понесенные расходы в виде штрафа в сумме 5000 руб.
ОСФР по Челябинской области в адрес КПК «Трест» направлены требования от 20.02.2024 N 7402241000002901 об оплате штрафов, от 20.02.2024 N 7402247000002 о возмещении излишне понесенных расходов.
Поскольку возмещение суммы излишне выплаченного страхового обеспечения и уплата штрафов в добровольном порядке КПК «Трест» не произведены, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности.
По мнению Фонда, не предоставление страхователем сведений о прекращении трудового договора с работником в установленный срок повлекло излишнюю выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в размере 176 393 руб. 97 коп., что по смыслу статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ представляет собой убытки страховщика, подлежащие возмещению ответчиком.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе условия назначения и выплаты территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) пособий по обязательному социальному страхованию регулируются нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда, а также за счет средств страхователя в установленных случаях.
В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ, пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ) застрахованными являются лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, к числу которых отнесены граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством РФ 01.01.2022 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 N 2010, которым утверждены правила получения ФСС сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее — Правила).
В силу пункта 3 данных Правил, назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений и документов, представляемых страхователем, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно пункту 5 Правил, при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя.
В силу пункта 6 Правил, застрахованное лицо представляет страхователю по месту работы (службы, иной деятельности) сведения о себе, необходимые для выплаты пособия (далее — сведения о застрахованном лице), по форме, утверждаемой страховщиком. Сведения о застрахованном лице представляются страхователю при трудоустройстве застрахованного лица или в период осуществления им трудовой, служебной и иной деятельности, а также при их изменении.
Сведения о застрахованном лице оформляются на бумажном носителе либо формируются в форме электронного документа по выбору застрахованного лица.
В силу пункта 7 Правил, страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика (далее — территориальный орган страховщика) по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения.
В соответствии с данными требованиями заявителем в адрес Фонда были направлены реестры на выплату пособия и сведения о трудовой деятельности работника, а также расчет страхового обеспечения, которое было выплачено Фондом застрахованному лицу.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, страхователь в срок не позднее трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направляет в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Пунктом 43 Правил установлено, что в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, страхователь в срок не позднее 3 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о возникновении таких обстоятельств, направляет в территориальный орган страховщика уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Форма уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком (приложение N 6) утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации «Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» от 08.04.2022 N 119 (далее — Приказ ФСС РФ N 119), действовавшим на момент спорных правоотношений.
Таким образом, законодательством Российской Федерации на страхователя возложена обязанность по предоставлению страховщику, который производит назначение и выплату страхового обеспечения, достоверной информации о застрахованном лице, а также того объема сведений, на основании которых страховщиком производится начисление и выплата пособий по обязательному социальному страхованию.
Статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты страхового обеспечения. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм страхового обеспечения, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме убытков необходимо наличие следующих обязательных условий:
— наличие вреда и его размера,
— противоправное поведение лица, действие (бездействие) которого повлекло причинение убытков,
— наличие причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями,
— вина причинителя вреда,
— доказанность существования всех этих условий ответственности в их совокупности.
В отсутствие хотя бы одного из указанных условий не возникает обязанность лица возместить причиненный вред.
Согласно положениям гражданского законодательства (пункт 1 статьи 15, пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, ответственность за ущерб, причиненный Пенсионному фонду Российской Федерации, наступает, если представлены недостоверные сведения и эти сведения повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, а также имеется вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.
При этом из разъяснений, изложенных в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о возмещении убытков именно на истце лежит обязанность доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае основанием для предъявления требования о взыскании суммы возникших убытков послужило не представление страхователем сведений о наличии оснований для прекращения выплаты застрахованному лицу спорного пособия, в связи с увольнением в виде уведомления.
Судом первой инстанции установлено, что КПК «Трест» 06.03.2023 в ОСФР по Челябинской области представлена форма ЕФС-1, в составе которой указаны сведения об увольнении Гаритовской М.А. 06.03.2023.
На основании Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее — Закон N 236) 01.01.2023 создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Закона N 236 Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
Одновременно с 01.01.2023 в статью 11 Закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам в составе формы ЕФС-1.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
С учетом изложенного Фонд как правопреемник Пенсионного фонда и Фонда социального страхования с 01.01.2023 имел доступ ко всем данным, представляемым работодателям, в том числе и к сведениям о прекращении трудового договора с работником в составе единой формы ЕФС-1.
При таких обстоятельствах Фонд имел возможность не принимать решение о выплате пособия за очередной месяц Гаритовской М.А. или принять решение о прекращении выплаты пособия указанному застрахованному лицу после проверки сведений ЕФС-1, представленных 06.03.2023.
Доводы Фонда о том, что единственным основанием прекращения выплаты пособия по уходу за ребенком является направляемое страхователями уведомления о прекращении права застрахованных лиц на получение соответствующего пособия, отклоняется апелляционной коллегией.
Так, доказательств того, что к моменту принятия решений о выплате пособия Фонд не мог проверить, имело ли место прекращение деятельности застрахованных лиц и, соответственно, прекращение права на получение пособия, в материалы дела не представлено. Напротив, с учетом представления ответчиком надлежащих сведений по форме ЕФС-1 Фонд не был лишен возможности уточнить статус застрахованных лиц и принять решение о прекращении выплаты пособия по уходу за ребенком.
Таким образом, в данной части заявитель не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) общества по непредставлению уведомления о прекращении права застрахованного лица на получение пособия и возникновением у Фонда убытков за период в сумме 176 393 руб. 97 коп., а также недобросовестности со стороны ответчика и его вины.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения, влечет взыскание со страхователя штрафа в размере 20 процентов от суммы излишне понесенных расходов, но не более 5000 руб. и не менее 1000 руб.
Таким образом, для привлечения лица к ответственности по пункту 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ необходимо доказать представление страхователем недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, или их сокрытие, повлекшие излишне понесенные расходы на выплату страхового обеспечения.
Поскольку судом установлено, что страхователем не были представлены недостоверные сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также своевременно представлена информация об увольнении сотрудника, суд сделан вывод об отсутствии в действиях КПК «Трест» состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, в связи с чем не имеется оснований для взыскания штрафа в сумме 5000 руб.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Фонда о взыскании с КПК «Трест» излишне выплаченной бывшим работнику суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 176 393 руб. 97 коп., а также штрафа за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения в сумме 5000 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.02.2025 по делу N А76-28936/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области — без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
С.Е.КАЛАШНИК
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
А.П.СКОБЕЛКИН
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете