Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2025 N Ф02-353/2025

Последнее изменение: 18.07.2025

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2025 г. N Ф02-353/2025

Дело N А33-8284/2024

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Загвоздина В.Д.,
рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июня 2024 года по делу N А33-8284/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2024 года по тому же делу,

установил:

федеральное казенное учреждение «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2465118707, ОГРН 1102439000388 далее также — заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее — ответчик, фонд, страховщик) о признании недействительным решения от 25.12.2023 N 240223400029903.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 июня 2024 года (резолютивная часть объявлена 05 июня 2024 года), принятым по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2024 года, в удовлетворении заявления отказано.

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт о признании оспариваемого решения недействительным.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что страхователь не обязан истребовать у застрахованных лиц сведения о наличии (отсутствии) у них инвалидности и передавать их в фонд в составе документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности.

Как указано в кассационной жалобе, состав сведений, предоставляемый страхователем фонду в целях назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, установлен в подпункте «а» пункта 22 Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее — Правила N 2010).

Объективные препятствия для назначения и выплаты пособия, как и основания для привлечения учреждения к ответственности, отсутствовали, поскольку сведения об инвалидности застрахованного лица в данный перечень не входят, при этом фонд в рассматриваемом случае самостоятельно на основании имеющихся у него данных выявил факт инвалидности при формировании листка нетрудоспособности.

Кроме того, как полагает учреждение, при отсутствии в электронном листке нетрудоспособности (далее — ЭЛН) кода условия начисления пособия фонд мог направить ему извещение о внесении исправлений в лист нетрудоспособности по соответствующей форме, а не извещение о представлении недостающих сведений и (или) документов.

Фонд отзыв на кассационную жалобу не представил.

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом статьи 288.2 указанного Кодекса без вызова сторон и проведения судебного заседания.

Лица, участвующие в деле, извещены о принятии кассационной жалобы к производству и о порядке ее рассмотрения по правилам статей 121 — 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети «Интернет».

Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом на основе представленных страхователем (федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», далее — Управление финансового обеспечения) сведений и документов для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу (работнику учреждения) проведена камеральная проверка, результаты которой отражены в акте от 16.11.2023 N 240223400029901.

Из указанного акта следует, что нарушение допущено в связи с несвоевременным направлением страхователем в территориальный орган страховщика сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия, которые были указаны в извещении от 15.09.2023 N 7146 (сведения должны были быть представлены не позднее 26.09.2023, а поступили 19.10.2023).

Извещение от 15.09.2023 N 7146, направленное страхователю через систему электронного документооборота (СЭДо), по ЭЛН N 910190730711 от 04.09.2023, содержало требование указать условие начисления пособия («На момент наступления временной нетрудоспособности застрахованное лицо имеет группу инвалидности. Укажите условие исчисления пособия — «код 45»).

По результатам рассмотрения акта от 16.11.2023 N 240223400029901, возражений страхователя, фондом вынесено решение от 25.12.2023 N 240223400029903 о привлечении Управления финансового обеспечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ), с назначением штрафа в размере 2 500 рублей (с учетом смягчающих обстоятельств).

Согласно выписке из приказа Министерства обороны Российской Федерации от 21.11.2023 N 786 «О переименовании федеральных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» (представлена в материалы электронного дела) Управление финансового обеспечения с 01.01.2024 переименовано в федеральное казенное учреждение «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации. Запись об изменении наименования организации на основании указанного выше приказа внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 22.01.2024.

Не согласившись с данным решением фонда, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, признавая за страхователем обязанность по представлению фонду информации о наличии/отсутствии инвалидности у застрахованного лица в составе сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, исходили из доказанности факта нарушения учреждением требований Закона N 255-ФЗ, а именно неисполнения требований фонда о представлении недостающих сведений (внесение кода «45» в строке листка нетрудоспособности «Условия начисления») в установленный извещением срок, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежащими отмене на основании следующего.

На основании положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом незаконным оспариваемого акта, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также условия, размеры и порядок обеспечения пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Законом N 255-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата пособия повременной нетрудоспособности осуществляется за счет средств страхователя), осуществляются страховщиком.

Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в соответствии с Законом N 255-ФЗ (часть 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ на страхователя возложена обязанность своевременно представлять в установленном порядке в территориальный орган страховщика сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу.

Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией. Условия и порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Условий и порядка формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа и выдачи листков нетрудоспособности в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, введенных в действие с 01.01.2022 приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2021 N 1089н (далее — Порядок формирования листков нетрудоспособности N 1089н), листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, а также выдается в форме документа на бумажном носителе лицам, определенным частью 28 статьи 13 Закона N 255-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено данной статьей.

В случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, страховщик в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет страхователю либо в случае, указанном в части 19 настоящей статьи, застрахованному лицу извещение о представлении недостающих сведений или документов по форме, утверждаемой страховщиком. Страхователь либо застрахованное лицо при получении указанного извещения представляет страховщику недостающие сведения и документы в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения (часть 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).

Нарушение страхователем установленного Законом N 255-ФЗ срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, влечет взыскание с него штрафа в размере 5 000 рублей (часть 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ).

В рассматриваемом случае сформирован ЭЛН N 910190730711 от 04.09.2023, который в разделе «Условия начисления» в отношении застрахованного лица не содержал код 45 (наличие инвалидности).

Фонд, выявив данный факт, 15.09.2023 направил страхователю извещение о предоставлении недостающих сведений и (или) документов с требованием уточнить данную информацию, которое в свою очередь в течение пяти рабочих дней в соответствии с частью 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ исполнено не было (информация направлена страхователем 19.10.2023).

Привлекая учреждение к ответственности на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ, Фонд вменял страхователю неисполнение обязанности по своевременному представлению информации о наличии у своего работника инвалидности, что в свою очередь является обстоятельством, влияющим на условия предоставления и размер страхового обеспечения.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований учреждения и признав оспариваемое решение законным, указали, что страхователь (работодатель), как лицо, отвечающее за достоверность предоставляемых страховщику сведений, обязан был своевременно выявить факт наличия у своего работника инвалидности, а при непредставлении данной информации в составе сведений, необходимых для назначения пособий — направить ее в установленный извещением срок.

Вместе с тем выводы судов в данной части основаны на неправильном применении норм материального права.

Как было указано ранее, страхователь подлежит ответственности на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в случае нарушения им срока представления страховщику сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения.

В соответствии с частью 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и порядок их получения страховщиком, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 2010, введенные в действие с 01.01.2022.

Из пункта 16 Правил N 2010, который коррелирует с положениями части 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, следует, что основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
После завершения идентификации застрахованного лица и подтверждения факта его трудоустройства у соответствующего страхователя оператор информационной системы страховщика направляет информацию о закрытии электронного листка нетрудоспособности страхователю с использованием системы электронного документооборота (пункты 19, 21 Правил N 2010).

Не позднее трех рабочих дней с момента получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности страхователь по запросу страховщика размещает в информационной системе подписанные усиленной электронной квалифицированной подписью сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (пункт 22 Правил N 2010).

Перечень таких сведений, подлежащих представлению страхователем, содержится в подпункте «а» пункта 22 Правил N 2010, который, как верно отмечало в своих доводах учреждение при рассмотрении заявления в судах нижестоящих инстанций, носит закрытый характер и не может в произвольном порядке толковаться расширительным образом применительно как к вопросам истребования сведений в соответствии с частью 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункте 10 Правил N 2010, так и при решении вопроса о привлечении лица к ответственности в связи с неисполнением такого требования на основании части 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ.

Порядок формирования листков нетрудоспособности N 1089н устанавливает обязанность заполнения раздела «Условия начисления» (в том числе проставления соответствующих кодов) страхователем только при оформлении листка нетрудоспособности на бумажном носителе (пункты 76, 85, 86).

При оформлении листков нетрудоспособности в электронной форме раздел «Условия начисления» ЭЛН страхователем не заполняется, поскольку данное лицо представляет сведения, необходимые для формирования листка нетрудоспособности в объеме, установленном подпунктом «а» пункта 22 Правил N 2010.

Причем данные сведения, перечень которых является закрытым, представляются по запросу страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности, только в случае, если эти сведения о страховщика отсутствуют (пункт 23 Правил N 2010).

В рассматриваемом случае из запроса страховщика следует, что фонд запросил у страхователя информацию о наличии инвалидности застрахованного лица (коде 45), при наличии у страховщика сведений о наличии такой инвалидности, что противоречит пункту 23 Правил N 2010, и при этом запросил информацию, не подлежащую представлению страховщиком в составе сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, что является нарушением части 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, подпункта «а» пункта 22.

Следовательно, непредставление запрошенных сведений в срок, установленный частью 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пунктом 10 Порядка N 2010, не образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ.

В этой связи, принимая во внимание вышеизложенные нормы права и объективную сторону вменяемого правонарушения, страхователь неправомерно был привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений, обязанность по размещению которых в информационной системе страховщика на него не возлагалась.

Суд апелляционной инстанции, не применив вышеизложенные нормы, мотивировал наличие объективной стороны вменяемого учреждению нарушения со ссылкой на нарушение положений пункта 3.17 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом Фонда социального страхования от 04.02.2021 N 26 (далее — Порядок N 26), согласно которым при заполнении страхователем Реестра сведений в графе 32 «Условия исчисления пособий» проставляется код (при необходимости несколько кодов), в том числе код «45» — если на момент наступления временной нетрудоспособности получатель пособия по временной нетрудоспособности имеет группу инвалидности.

В свою очередь суд не учел, что Порядок N 26 являлся актом с ограниченным сроком действия и подлежал применению к правоотношениям, имеющим место в 2021 году (в переходный период), тогда как в настоящем деле ЭЛН N 910190730711 сформирован 04.09.2023. Кроме того, Порядок N 26 был утвержден приказом Фонда социального страхования и в силу части 17 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2022) не мог устанавливать применительно к правоотношениям 2023 года обязательный для представления страхователем в фонд состав сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, поскольку данные вопросы были урегулированы.

Занятый судами подход необоснованно освобождает страховщика от установленных Правилами N 2010 функций, для реализации которых он наделен соответствующими полномочиями.

Так, из пункта 3 Правил N 2010 следует, что назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком не только на основании сведений и документов, представляемых страхователем, но и на основании сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Для целей самостоятельного установления информации о наличии или отсутствии у застрахованного лица инвалидности страховщик вправе запросить такие сведения на основании подпункта «в» пункта 25 Правил N 2010 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) у оператора федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов». В настоящее время такое право фонда предусмотрено подпунктом «б» пункта 24(1) Правил N 2010.

Фонд, как следует из материалов дела и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела, располагал всеми необходимыми сведениями, в том числе самостоятельно установил факт наличия у застрахованного лица инвалидности, следовательно, препятствия для назначения и выплаты пособий у него отсутствовали.

Следовательно, в рассматриваемом случае требование фонда об уточнении сведений в порядке части 20 статьи 13 Закона N 255-ФЗ не имеет правового основания, а привлечение учреждения к ответственности решением от 25.12.2023 N 240223400029903 является незаконным.

Допущенное судами при рассмотрении дела нарушение норм материального права является существенным, повлияло на исход дела и без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов учреждения в сфере экономической деятельности.

Принимая во внимание изложенное, судебные акты судов первой, апелляционной инстанций подлежат отмене на основании части 2 статьи 288, части 3 статьи 288.2 АПК РФ, как принятые с неправильным применением норм материального права.

Поскольку все необходимые для разрешения настоящего спора обстоятельства судами установлены, суд округа полагает возможным по результатам рассмотрения кассационной жалобы на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт об удовлетворении требований учреждения.

В связи с признанием оспариваемого решения недействительным на фонд возлагается обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 июня 2024 года по делу N А33-8284/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2024 года по тому же делу отменить, принять новый судебный акт.

Признать недействительным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю от 25.12.2023 N 240223400029903, как не соответствующее Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Правилам получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов федерального казенного учреждения «24 финансово-экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
В.Д.ЗАГВОЗДИН

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий