ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N А56-4764/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Агат-III» Денисова А.И. (директор, протокол от 29.11.2012 N 29), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области Седовой М.С. (доверенность от 27.11.2012 N 03-20/19449), рассмотрев 03.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агат-III» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А56-4764/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Агат-III», место нахождения: 188452, Ленинградская область, Кингисеппский район, Большелуцкая волость, промзона «Фосфорит», ОГРН 1024701423230 (далее — Общество, ООО «Агат-III»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области, место нахождения: 188480, Ленинградская область, город Кингисепп, проспект Карла Маркса, дом 2а, ОГРН 1044701428375 (далее — Инспекция), от 05.12.2012 N 2106 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее — НДС) с соответствующей суммой пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО «Агат-III», ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенными ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт — о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции. Податель жалобы полагает, что им соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171 и 172 НК РФ для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным за наличный расчет горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ). По мнению Общества, при применении налогового вычета заявитель не нарушил ни одной действующей нормы законодательства о налогах и сборах, а обоснованность налогового вычета по НДС подтверждается выданными автозаправочными станциями чеками контрольно-кассовой машины (далее — ККМ).
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а жалобу Общества — без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налогового органа возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) ООО «Агат-III» в бюджет налогов и сборов, в том числе НДС за период с 01.01.2009 по 31.12.2011. По результатам проверки налоговый орган составил акт от 12.11.2012 N 88, на основании которого с учетом письменных возражений налогоплательщика принял решение от 05.12.2012 N 2106 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 1 171 505 руб. и 328 323 руб. 58 коп. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этого налога и несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц. Кроме того, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ, в виде взыскания 267 130 руб. 04 коп. штрафа.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ленинградской области решением от 22.01.2013 N 16-21-07/00758@ оставило без изменения обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке решение налогового органа.
Посчитав решение Инспекции от 05.12.2012 N 2106 незаконным в части, ООО «Агат-III» обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерном предъявлении Обществом к вычету 1 171 505 руб. НДС по приобретенным за наличный расчет ГСМ. Как указал налоговый орган, в подтверждение обоснованности включения в состав налоговых вычетов указанной суммы налога налогоплательщик представил только чеки ККМ, в которых сумма НДС не выделена. Счета-фактуры, выставленные в адрес Общества поставщиками в подтверждение приобретения ГСМ, отсутствуют и в книгах покупок за 2009 — 2011 годы не зарегистрированы.
Судами обеих инстанций установлено, что Общество для осуществления своей предпринимательской деятельности производило приобретение за наличный расчет ГСМ через розничную сеть автозаправочных станций и на основании чеков ККМ предъявило к вычету сумму НДС, включенную в стоимость нефтепродуктов.
Со ссылкой на письма автозаправочных станций о том, что указанные организации являются плательщиками НДС и включали НДС в цену топлива, приведенную в кассовых чеках, а также на то, что ГСМ приобретался для производственных нужд при эксплуатации арендованных автомобилей, Общество полагает, что правомерно рассчитало сумм НДС, предъявленную к вычету, самостоятельно на основании пункта 4 статьи 164 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 — 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, у налогоплательщика имеются основания для применения налогового вычета по НДС при соблюдении следующих условий, перечисленных в статьях 171 и 172 НК РФ, а именно наличие счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг); отражение в учете товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для операций, облагаемых НДС.
С учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума от 13.05.2008 N 17718/07, налогоплательщик при отсутствии счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную ему поставщиком к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О следует, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым налоговым законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет.
В данном случае Общество предъявило к вычету НДС в отношении приобретенных за наличный расчет ГСМ на основании чеков ККМ автозаправочных станций, не имея соответствующих счетов-фактур. При этом НДС в кассовых чеках не выделен отдельной строкой.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу, что у Общества нет документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные ГСМ.
Довод заявителя о том, что ГСМ приобретались работниками Общества, выступающими при их приобретении в качестве физических лиц, а в силу пункта 7 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению продавцы считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если ими выдан кассовый чек, суды обоснованно не признали в качестве основания, свидетельствующего о наличии у Общества права на налоговый вычет.
Как правильно указали суды, включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемых товаров (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 НК РФ. В силу пункта 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В соответствии с пунктом 4 статьи 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Как указано в пункте 7 статьи 168 НК РФ, порядок предъявления сумм НДС продавцом покупателю (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур), установленный пунктами 3 и 4 статьи 168 НК РФ, будет выполнен организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, если покупателю выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.
Обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Такое требование не установлено и нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что торговая организация или индивидуальный предприниматель могут осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю и, следовательно, применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы и при этом не являться плательщиками НДС.
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные условия применения налоговых вычетов по НДС, при соблюдении которых налогоплательщик при исчислении НДС принимает к вычету налог, предъявленный ему продавцами товаров (работ, услуг). Выделение в кассовом чеке суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов.
Нормы статей 169 и 172 НК РФ во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов.
Следовательно, налогоплательщик в отсутствие у него документов (счетов-фактур, кассовых чеков или иных), в которых была бы указана конкретная сумма НДС, уплаченная продавцу, не вправе расчетным путем определить ее для последующего предъявления к вычету.
Поскольку Общество обязано было представить документы, подтверждающие заявленную сумму налогового вычета, но оно такими документами не располагает, следует согласиться с выводом судов об обоснованном отказе Инспекции налогоплательщику в принятии к вычету 1 171 505 руб. НДС.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
На основании изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятых судами решения и постановления, в силу чего кассационная жалоба ООО «Агат-III» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А56-4764/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агат-III» — без удовлетворения.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Е.С.ВАСИЛЬЕВА
Л.И.КОРАБУХИНА
Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете