АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 г. по делу N А15-1057/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя — открытого акционерного общества «Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие» (ИНН 0542035123, ОГРН 1130542000082) — Керимова Э.З. (доверенность от 21.04.2017), Эфендиева Д.М. (доверенность от 21.04.2017), от заинтересованного лица — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан — Гапизовой П.М. (доверенность от 21.04.2017), Беделова Н.Н. (доверенность от 21.04.2017), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества «Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие» на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Семенов М.У.) по делу N А15-1057/2016, установил следующее.
ОАО «Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Дагестан (далее — инспекция) от 05.11.2015 N 662 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 14.11.2016 (судья Магомедов Р.М.) заявленные требования общества удовлетворены. Решение инспекции от 05.11.2015 N 662 признано незаконным и отменено.
Суд пришел к выводу о том, что общество правомерно заявило к вычету 4 278 531 рубль НДС, поскольку подтвердило сведения о количестве выполненных автобусных рейсов по обслуживаемым межрегиональным (межсубъектным) автобусным маршрутам за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 и о фактических расходах горюче-смазочных материалов в количественном и денежном выражении для выполнения автобусных рейсов за этот же период.
Постановлением от 10.02.2017 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 14.11.2016, в удовлетворении требований обществу отказал.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не представило документы (счета-фактуры, кассовые чеки), подтверждающие сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные горюче-смазочные материалы. В отсутствие указанных документов, общество не вправе расчетным путем определять сумму НДС для последующего предъявления к вычету.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции от 10.02.2017, оставить в силе решение суда от 14.11.2016. Заявитель жалобы считает, что им соблюдены все условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для предъявления к вычету сумм НДС по приобретенным за наличный расчет горюче-смазочным материалам (далее — ГСМ). По мнению общества, при применении налогового вычета оно не нарушило ни одной действующей нормы законодательства о налогах и сборах, а обоснованность налогового вычета по НДС подтверждается выданными автозаправочными станциями чеками контрольно-кассовой машины (далее — ККМ). Общество вынуждено приобретать необходимое количество ГСМ на сторонних АЗС, на которых ГСМ отпускается (продается) в розницу за наличный расчет, так как у общества отсутствует собственный действующий пункт раздачи ГСМ. Приобретенное по кассовым чекам ГСМ использовано обществом только для целей выполнения регулярных пассажирских перевозок, то есть деятельности, облагаемой НДС. Являясь розничным покупателем ГСМ, общество уплачивало НДС в составе цены приобретения.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители инспекции в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросу правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) налогов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составила акт от 14.08.2015 N 735 и вынесла решение от 05.11.2015 N 662 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу начислены 4 278 531 рубль по НДС, 323 724 рубля пеней, 1 288 604 рубля штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 12.02.2016 N 16-08/01183 решение инспекции от 05.11.2015 N 662 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества — без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 05.11.2015 N 662, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что общество подтвердило право на получение налогового вычета по НДС на основании кассовых чеков и представленных путевых листов, при этом указал, что представленные обществом документы подтверждают сведения о количестве выполненных обществом автобусных рейсов по обслуживаемым межрегиональным (межсубъектным) автобусным маршрутам с 01.01.2011 по 31.12.2013 и о фактических расходах горюче-смазочных материалов в количественном и денежном выражении для выполнения автобусных рейсов за этот же период. Расход ГСМ рассчитан на основании показаний одометра и списан на затраты по нормам, установленным в организации на основании положений Министерства транспорта Российской Федерации. В путевых листах указаны конкретные маршруты следования автомобилей, содержащие адреса. Возможность отнесения затрат на расходы по налогу на прибыль и применение вычетов по НДС обуславливается наличием реального осуществления хозяйственных операций. Фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю определяется на основании этих данных путевого листа. Представленные путевые листы содержат все необходимые реквизиты, позволяющие установить использование автотранспортного средства. Общество вынуждено приобретать необходимое количество ГСМ на сторонних АЗС, на которых ГСМ отпускается (продается) в розницу за наличный расчет, поскольку у общества отсутствует собственный действующий пункт раздачи ГСМ. Поэтому ГСМ за наличный расчет приобрели водители транспортных средств, как физические лица, выступающие от общества. На АЗС отпуск (продажа) ГСМ производился по кассовым чекам, без выдачи счетов-фактур на реализованный товар (ГСМ). Приобретенное по товарным чекам количество ГСМ общество использовало только для целей выполнения регулярных пассажирских перевозок, то есть деятельности, облагаемой НДС.
Отменяя решение суда от 14.11.2016 и отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции указал, что общество документально не подтвердило право на возмещение из бюджета сумм НДС, включенных в стоимость нефтепродуктов, ввиду отсутствия документов, подтверждающих право на применение налогового вычета, кроме того не имея соответствующих документов общество неправомерно применило расчетный метод при определении суммы налоговых вычетов. При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 — 8 статьи 171 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 — 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.
Следовательно, у налогоплательщика имеются основания для применения налогового вычета по НДС при соблюдении следующих условий, перечисленных в статьях 171 и 172 Кодекса, а именно наличие счета-фактуры, выставленного поставщиком товаров (работ, услуг); отражение в учете товаров (работ, услуг); товары (работы, услуги) предназначены для операций, облагаемых НДС.
С учетом сложившейся судебно-арбитражной практики, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.10.2003 N 384-О, и позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 17718/07, налогоплательщик при отсутствии счета-фактуры вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную ему поставщиком к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 93-О следует, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Представленные налогоплательщиком документы должны отвечать предъявляемым налоговым законодательством требованиям и достоверно свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми связывается применение права на налоговый вычет.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество для осуществления своей предпринимательской деятельности приобрело за наличный расчет ГСМ через розничную сеть автозаправочных станций, расположенных на пути следования автобусных рейсов, в связи с чем на основании кассовых чеков и путевых листов предъявило к вычету НДС, включенный в стоимость ГСМ.
Суды установили, что в данном случае общество предъявило к вычету НДС в отношении приобретенных за наличный расчет ГСМ без счетов-фактур.
Суды проверили ссылку общества на то обстоятельство, что ГСМ приобретено работниками общества, выступающими при их приобретении в качестве физических лиц, а в силу пункта 7 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению продавцы считаются выполнившими требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, если ими выдан кассовый чек.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемых товаров (работ, услуг) суммы НДС вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В соответствии с пунктом 4 статьи 168 Кодекса в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Как указано в пункте 7 статьи 168 Кодекса, порядок предъявления сумм НДС продавцом покупателю (требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур), установленный пунктами 3 и 4 статьи 168 Кодекса, будет выполнен организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли, если покупателю выдан кассовый чек или иной документ установленной формы.
Обязательное выделение в контрольно-кассовом чеке отдельной строкой НДС не предусмотрено нормами действующего законодательства.
Такое требование не установлено и нормами главы 21 Кодекса в связи с тем, что торговая организация или индивидуальный предприниматель могут осуществлять как розничную, так и оптовую торговлю и, следовательно, применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы и при этом не являться плательщиками НДС.
В то же время Налоговым кодексом Российской Федерации установлены определенные условия применения налоговых вычетов по НДС, при соблюдении которых налогоплательщик при исчислении НДС принимает к вычету налог, предъявленный ему продавцами товаров (работ, услуг). Выделение в кассовом чеке суммы НДС дает налогоплательщику возможность в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного ему НДС и включить ее в состав налоговых вычетов.
Нормы статей 169 и 172 Кодекса во взаимосвязи указывают на то, что документальное обоснование права на налоговый вычет лежит на налогоплательщике. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности использования расчетного метода при определении суммы налоговых вычетов. Аналогичная позиция отражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 6961/10, от 30.10.2007 N 8686/07, от 09.03.2011 N 14473/10.
Следовательно, налогоплательщик в отсутствие у него документов (счетов-фактур, кассовых чеков или иных), в которых была бы указана конкретная сумма НДС, предъявленная к уплате продавцом, не вправе расчетным путем определить ее для последующего предъявления к вычету.
Суд апелляционной инстанции учел, что представленные обществом для подтверждения произведенных расходов чеки автозаправочных станций не читаемы в полном объеме по своему содержанию, так как типографская краска текста кассового чека сошла (выцвела) полностью или частично. Данное обстоятельство общество не отрицает, что позволило суду апелляционной инстанции сделать вывод об отсутствии в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих приобретение обществом ГСМ у определенного лица, в определенное время (налоговый период), по определенной цене с предъявлением к уплате суммы НДС по ним.
Суд апелляционной инстанции также учел, что индивидуальный предприниматель Кебедов Р.М., который через свои АЗС реализовал обществу для заправки автобусов, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, ГСМ, находится на упрощенной системе налогообложения и не является плательщиком НДС.
Довод общества о том, что путевые листы являются достаточным подтверждением понесенных расходов на ГСМ и соответствующей спорной суммы НДС, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку Кодексом не предусмотрено подтверждение права на вычет НДС только путевыми листами.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае путевые листы изготовлены самим обществом, то есть лицом, заинтересованным в получении определенной суммы из бюджета (вычета НДС), которая определена обществом также самостоятельно исходя из арифметического расчета, произведенного обществом на свое усмотрение. При отсутствии в материалах дела счетов-фактур, подтверждающих покупку ГСМ читаемых товарно-кассовых чеков с выделенным НДС, позволяет сделать вывод, что у общества нет документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную к оплате при расчетах за приобретенные ГСМ.
Поскольку общество обязано было представить документы, подтверждающие заявленную сумму налогового вычета, но оно такими документами не располагает, следует согласиться с выводом суда апелляционной инстанции об обоснованном отказе инспекции обществу в принятии к вычету 4 278 531 рубля НДС.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества выводы суда апелляционной инстанции опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
На основании изложенного кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления, в силу чего кассационная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2017 по делу N А15-1057/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
Судьи
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Л.А.ЧЕРНЫХ
В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете