Письмо УФНС г. Москвы от 13.01.2015 N 24-15/000647

Последнее изменение: 09.12.2018

Вопрос: С 1 января 2015 г. декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, будет считаться несданной (п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Поэтому, если организация вовремя не представила декларацию в электронном виде, налоговый орган вправе будет оштрафовать ее по ст. 119 НК РФ.
1. Вправе ли сотрудники налоговых органов оштрафовать организацию по ст. 119 НК РФ, если она отправила декларацию вовремя, но налоговый орган ее получил на день позже срока из-за сбоев у специализированного оператора связи?
Вправе ли сотрудники налоговых органов оштрафовать организацию по ст. 119 НК РФ, если из-за проблем со связью организация не смогла вовремя отправить декларацию в электронном виде, но подала ее в установленный срок на бумаге?
2. Если в обоих случаях штраф правомерен, являются ли проблемы у специализированного оператора связи и проблемы со связью обстоятельствами, смягчающими ответственность?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 13 января 2015 г. N 24-15/000647

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, рассмотрев обращение ООО <…>, сообщает следующее.
1. В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
При этом налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме — при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пп. 3 п. 28 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н (в ред. от 26.12.2013), представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату) является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета).
Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, начиная с отчетности за I квартал 2015 г., если иное не предусмотрено настоящей главой (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2015 г., декларация по НДС, которая должна быть представлена в электронной форме, а была подана на бумажном носителе, не считается представленной.
Новые правила, установленные в п. 5 ст. 174 НК РФ, касаются деклараций, в том числе уточненных, которые поданы после 1 января 2015 г. (ч. 3 и 7 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Таким образом, не считаются поданными оформленные на бумажном носителе декларации по НДС за IV квартал 2014 г., поскольку в силу п. 5 ст. 174 НК РФ такие декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В ст. 80 НК РФ указано, что при передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» предусмотрено, что датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.
Из Письма Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/49 следует, что датой представления налоговой декларации считается дата, указанная в подтверждении специализированного оператора связи, документом, подтверждающим прием налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является квитанция о приеме.
С 1 января 2015 г. лица, обязанные сдавать налоговую отчетность в электронном виде, должны (п. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 24 Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ):
— обеспечивать прием электронных уведомлений, требований и иных документов, направляемых по телекоммуникационным каналам связи налоговыми органами в рамках их полномочий;
— своевременно (в течение шести рабочих дней) направлять налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами и на основании изменений с 1 января 2015 г. налогоплательщик даже при соблюдении им срока подачи декларации на бумажном носителе может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление отчетности.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 112 содержит открытый перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения (пункт 1).
При рассмотрении вопроса о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, также следует руководствоваться информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, где в том числе указано, что статьей 119 НК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности по представлению в соответствующих случаях налоговой декларации. Эта обязанность закреплена подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
В Постановлении ФАС Московского округа от 04.08.2011 N КА-А40/8428-11 по делу N А40-124755/10-20-714 указано, что в силу пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим. Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. Суды, оценив и исследовав все представленные в материалы дела доказательства, сделали вывод о наличии следующих смягчающих вину заявителя обстоятельств: привлечение к налоговой ответственности впервые за весь период осуществления деятельности общества; отсутствие прямого умысла в совершении правонарушения; несоразмерность размера наложенного штрафа последствиям налогового правонарушения, что подтверждается тем обстоятельством, что сумма налоговой санкции составляет порядка 50% от исчисленной к уплате суммы налога по декларации; отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета, поскольку уплата исчисленного в налоговой декларации налога была произведена в установленные п. 3 ст. 204 НК РФ сроки в полном объеме; отсутствие существенного и необратимого вреда интересам государства.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.12.2009 N 11019/09 по делу N А33-18466/2006 размер налоговой санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
1 класса
С.С.ГРОМОВА
13.01.2015

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий