Письмо ФНС от 16.02.2016 N ЕД-4-2/2436@

Последнее изменение: 29.04.2020

Вопрос: В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Пунктом 4 ст. 31 НК РФ предусмотрено, что требования передаются налогоплательщику одним из следующих способов:
могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку;
направлены по почте заказным письмом;
или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).
В соответствии с п. 12 Порядка требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Форма квитанции утверждена Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Имеется практика направления налоговыми органами требования о представлении документов не в формате требования в соответствии с Порядком, а в формате индивидуального письма.
Например, в отношении организации проводится выездная налоговая проверка.
15.10.2015 налоговый орган направляет налогоплательщику требование (в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в формате электронного письма) о представлении документов (информации).
05.11.2015 документы представлены налогоплательщиком.
Между тем налоговый орган считает, что налогоплательщиком нарушен срок представления документов (10 рабочих дней с момента получения требования), что послужило основанием привлечения к ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ за несвоевременное представление документов.
В качестве доказательства получения налогоплательщиком требования именно 15.10.2015 налоговый орган рассматривает имеющееся у него извещение о получении электронного документа, из которого видно, что организация получила данный документ 15.10.2015 (то есть когда он доставлен в виде индивидуального письма), иных доказательств получения требования налогоплательщиком у налогового органа не имеется.
Возможно ли направление налоговым органом требования в форме индивидуального письма, если у налогоплательщика отсутствует возможность сформировать квитанцию о приеме, подписанную ЭЦП? Является ли извещение о получении электронного документа надлежащим документом, подтверждающим получение налогоплательщиком требования о представлении документов (информации)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 16 февраля 2016 г. N ЕД-4-2/2436@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу истребования налоговым органом у налогоплательщика документов в связи с проведением налоговой проверки и сообщает следующее.
На основании абзаца 2 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.
В случае если порядок передачи документов прямо предусмотрен Кодексом, нормы пункта 4 статьи 31 Кодекса не применяются, в частности, в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов (информации) передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 Кодекса (абзацы 2 и 3 статьи 93 Кодекса).
Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные способы передачи документов налогоплательщику.
Согласно статье 31 Кодекса формы и форматы документов, которые используются налоговыми органами при реализации ими своих полномочий, порядок их заполнения и порядок их представления в электронном виде по ТКС утверждаются ФНС России.
Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ утвержден Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Порядок).
Согласно пункту 5 Порядка при направлении требования о представлении документов и получении от налогоплательщика квитанции о его приеме в электронном виде по ТКС налоговый орган не направляет налогоплательщику требование о представлении документов на бумажном носителе.
Пунктом 12 Порядка установлено, что требование о представлении документов считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная ЭЦП налогоплательщика.
Таким образом, исходя из положений Порядка, если требование о представлении документов (информации) направлено налогоплательщику в электронном виде, но фактически не открыто (не прочитано) налогоплательщиком, а квитанция о приеме не сформирована и не направлена в адрес налогового органа, такое требование не может считаться полученным налогоплательщиком. В подобном случае налоговый орган, на основании пункта 19 Порядка, должен направить налогоплательщику требование о представлении документов (информации) в бумажном виде.
Требование о представлении документов (информации) в электронной форме передается налогоплательщику по ТКС в виде файла, формат которого определен приказом ФНС России от 28.12.2010 N ММВ-7-6/773@.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 Порядка требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия его утвержденному формату.
В связи с тем что в обращении отсутствует идентифицирующая информация в отношении субъектов предпринимательской деятельности, которым, по Вашему мнению, налоговый орган направил требования о представлении документов (информации) с нарушением установленного законодательством о налогах и сборах порядка, а также о налоговых органах, которые направили указанные требования, рассмотреть обращение по существу не представляется возможным.
В случае предоставления указанной информации ФНС России готова рассмотреть в установленном законодательством о налогах и сборах порядке представленные материалы по существу.
Следует отметить, что на основании пункта 1 части 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее — Закон N 78-ФЗ) при осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 78-ФЗ руководители и иные должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного в субъекте Российской Федерации, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего обращения.
Учитывая изложенное, Вы имеете право обратиться в УФНС России по области с целью решения вопроса о правомерности действий налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля с указанием конкретных обстоятельств предполагаемых нарушений.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
16.02.2016

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий