Письмо Минфина РФ от 23.09.2019 N 03-03-06/1/72906

Последнее изменение: 15.11.2019

Вопрос: Работники организации осуществляют командировки, в том числе с использованием воздушного транспорта.
В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.


Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли, как правило, являются авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.01.2019 N 7 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу использования посадочного талона, оформленного в электронном виде» (вступил в силу с 25.02.2019) установлены возможность использования пассажирами электронных посадочных талонов и правила их использования.
В соответствии с вышеуказанным Приказом внесены изменения, в частности, в Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (далее — Правила).
Так, п. 77 Правил установлено, что в случае, если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую электронную базу данных досмотра.
Отметка о прохождении предполетного досмотра в билете и (или) посадочном талоне проставляется, только если он не оформлен в электронном виде.
В Письме от 28.02.2019 N 03-03-05/12957 Минфин России указывает на необходимость подтверждения потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки при использовании электронного посадочного талона. Таким подтверждением могут выступать штамп о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне и выданная авиаперевозчиком или его представителем справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию.
В случае если ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
В случае если авиаперевозчик (или его представитель) за плату выдает справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию, имеет ли право организация учитывать данную плату в составе расходов для целей налогообложения налогом на прибыль организаций?
Могут ли являться подтверждением потребления услуг воздушной перевозки подотчетным лицом штампы о прохождении таможенного контроля в стране вылета и стране прилета в паспорте, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (загранпаспорте)?
Какие именно документы могут служить подтверждением потребления подотчетным лицом услуг воздушной перевозки без прохождения таможенного контроля при отсутствии возможности проставления штампа на электронном посадочном талоне и невозможности получения справки от авиаперевозчика?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 сентября 2019 г. N 03-03-06/1/72906

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке подтверждения для целей налогообложения прибыли организаций расходов на приобретение проездных документов при направлении работника в командировку и сообщает следующее.
Для целей налога на прибыль организаций расходы должны отвечать критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а именно: должны быть экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли будет являться авансовый отчет работника с приложенными к нему надлежащим образом оформленными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами, счетом из гостиницы и т.д., а также приказ о направлении в командировку, подписанный руководителем организации.
В случае оформления проездных документов электронными пассажирскими билетами необходимо учитывать, что согласно пункту 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
На основании пункта 84 приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в редакции Приказа Минтранса России от 14.01.2019 N 7) при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон.
При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право:
— распечатать посадочный талон самостоятельно;
— получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
— использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.
Таким образом, после установления Минтрансом России возможности использования пассажирами электронных посадочных талонов у пассажиров по-прежнему остается право получить посадочный талон на бумажном носителе.
При этом посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.
При отсутствии штампа о досмотре на посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.
В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может предоставить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.
В ситуации, когда ни один из вышеуказанных документов не может быть предоставлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов.
При этом отмечаем, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
23.09.2019

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий