Вопрос: Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 132-ФЗ) туроператор осуществляет деятельность по формированию и продвижению туристского продукта. При этом туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта, а под формированием туристского продукта понимается деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие (ст. 1 Закона N 132-ФЗ)).
Организация осуществляет позаказный учет по реализации сформированных турпакетов, выделяя турпродукты с направлением их реализации — РФ (внутренний и въездной туризм), при этом данные турпакеты формируются в том числе на основании заключаемых агентских договоров с третьими лицами, оказывающими конечным потребителям услуги по размещению и перевозке. Выручка туроператора от реализации таких турпродуктов формируется по таким договорам, в том числе за счет агентского вознаграждения, начисляемого туроператору третьими лицами, оказывающими услуги размещения и перевозки.
Согласно п. 7 ст. 149 НК РФ освобождение от НДС не применяется при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основании посреднических договоров (поручения, комиссии, агентирования), если иное не предусмотрено НК РФ. При этом пп. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ предоставлена целевая специальная льгота для туроператора по НДС при продаже туристских продуктов по внутреннему и въездному туризму.
Верно ли, что поскольку турпакеты по внутреннему и въездному туризму формируются с учетом агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, и выручкой от реализации таких турпакетов у туроператора является агентское вознаграждение от поставщиков размещения и перевозки, то с учетом целевой специальной льготы у туроператора вся полученная выручка по таким турпакетам не облагается НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 октября 2023 г. N 03-07-07/101374
В связи с обращением от 24 августа 2023 г. по вопросу применения положений подпункта 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и пунктами 19 и 28 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» на период с 1 июля 2023 года по 30 июня 2027 года включительно от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Таким образом, освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма, реализуемого туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.
В связи с этим предусмотренное подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении туристского пакета по внутреннему и (или) въездному туризму, выручкой от реализации которого являются суммы вознаграждения, получаемые организацией на основании агентских договоров с третьими лицами, предоставляющими услуги размещения и перевозки, не применяется, поскольку в данном случае организацией осуществляется предпринимательская деятельность в интересах другого лица на основе агентских договоров.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
25.10.2023
Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете