Приказ о проведении инвентаризации — распорядительный документ, запускающий процедуру инвентаризации, которая с апреля 2025 года должна проводиться по обновленным правилам ФСБУ 28/2025.
Из статьи узнаете:
- для чего нужно оформлять приказ о проведении инвентаризации
- какую информацию он должен включать
- в какой форме издать приказ: унифицированной или свободной
- как выглядит образец приказа
Содержание
Определение и основные требования к приказу
Приказ о проведении инвентаризации — это официальный распорядительный документ, в котором указаны:
- основание проведения инвентаризации (перед годовой бухгалтерской отчетностью, при смене материально ответственных лиц и т.д.)
- объекты инвентаризации (что именно инвентаризируется: основные средства, товарно-материальные ценности, кредиторская и дебиторская задолженность, другие активы и (или) обязательства)
- состав инвентаризационной комиссии (ФИО и должности председателя комиссии и специалистов, входящих в ее состав)
- сроки начала и окончания инвентаризации, сроки сдачи документов о результатах инвентаризации в бухгалтерию и иные необходимые данные и информация
Если вы используете унифицированный бланк приказа, необходимо заполнить предусмотренные бланком поля. Для издания приказа в свободной форме, следует придерживаться правил оформления распорядительных документов — общие требования к их созданию описаны в ГОСТ Р 7.0.97-2025 (утв. Приказом Росстандарта от 26.06.2025 N 622-ст).
Подсказки и полезные материалы найдете в разделе Инвентаризация.
Форма и образец приказа
Новый ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», утв. Приказом Минфина от 13.01.2023 N 4н (обязательный к применению с 01.04.2025), не упоминает о том, когда и по каким правилам оформлять такой приказ. Издать его необходимо перед проведением инвентаризации, чтобы все процедуры проходили в срок и под контролем ответственных лиц.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
Для издания приказа можно использовать подходящую форму:
- унифицированную (форма N ИНВ-22, утвержденную Постановлением Госкомстата от 18.08.1998 N 88)
- свободную, составленную с учетом требований к распорядительной документации
Издайте приказ по унифицированной форме ИНВ-22, если в вашей компании сложилась практика использования унифицированных форм и нет желания давать дополнительные пояснения контролерам по формату и содержанию формы приказа (унифицированный бланк содержит все обязательные реквизиты, что снижает риск пропуска нужной информации).
Используйте свободную форму оформления приказа, если:
- процесс инвентаризации в организации имеет особенности, которые невозможно отразить в форме ИНВ-22 (например, есть особые условия или дополнительные задачи при проведении инвентаризации)
- необходимо включить в приказ дополнительную информацию или указания, для отражения которых в форме ИНВ-22 не предусмотрены графы (например, о видеофиксации инвентаризации, подробном плане-графике и т.д.)
- компания использует собственную автоматизированную систему учета и документооборота, в которой удобнее создать шаблон приказа, интегрированный с этой системой
Подписать приказ о проведении инвентаризации имеет право руководитель или иное уполномоченное лицо.
Грамотно оформленный приказ о проведении инвентаризации позволяет в рабочем порядке организовать это мероприятие, провести и оформить инвентаризационные процедуры вовремя и с надлежащим качеством.
Скачать Образец приказа форма ИНВ-22
Как в приказе указать причину проведения инвентаризации
Причины проведения инвентаризации могут быть различными и делятся на 2 группы в зависимости от вида инвентаризации (обязательной или добровольной (инициативной)).
Проведение инвентаризации обязательно в случаях, перечисленных в разделе III ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». В остальных случаях инвентаризация не является обязательной по закону и проводится по инициативе руководства или собственников компании.
Примеры формулировок причин проведения инвентаризации в приказе.
|
При проведении обязательной инвентаризации |
При проведении инициативной инвентаризации |
| Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности | Инвентаризация ТМЦ на складе отделом внутреннего контроля компании |
| Смена материально-ответственного лица | Инвентаризация материальных ценностей при переходе на новую товаро-учетную систему |
| Инвентаризация в связи с выявлением факта порчи имущества | Инвентаризация с целью выявления имущества или товаров, утративших свои первоначальные свойства |
Как в 1С в приказе о проведении инвентаризации указать членов комиссии сторонней организации
Кратко об оформлении приказа о проведении инвентаризации
- ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация», обязательный к применению с 01.04.2025, не упоминает о том, когда и по каким правилам оформлять такой приказ. Издают такой приказ перед проведением инвентаризации
- приказ может быть оформлен по унифицированной форме ИНВ-22 или по самостоятельно разработанной форме
- в приказ обычно включают такую информацию: дату, номер, основание проведения инвентаризации, список объектов инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения, ответственных лиц
См. также:
Если вы еще не подписаны:
Активировать демо-доступ бесплатно →
или
Оформить подписку на Рубрикатор →
После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно




Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете