Вопрос: Организация (ООО), в соответствии с положениями ГК РФ, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иными нормативными правовыми актами РФ, оказывает туристические услуги.
Система налогообложения: УСН.
ОКВЭД 79.11 — «Деятельность туристических агентств».
Вид деятельности: бронирование гостиничных номеров для организованных групп, индивидуальных туристов, заказ авиа-, ж/д билетов, организация трансфера.
ООО состоит в реестре туроператоров.
Доходы ООО за 2024 г. превысили 60 млн руб., следовательно, с 01.01.2025 возникает обязанность по уплате НДС.
При этом в соответствии с пп. 39 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и п. п. 19 и 28 ст. 13 Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» на период с 1 июля 2023 г. по 30 июня 2027 г. включительно от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.
Однако в настоящее время отсутствует полная ясность в вопросе будущей уплаты НДС туроператорами, применяющими УСН.
Возможно ли освобождение ООО от уплаты НДС с 01.01.2025 в соответствии с положениями пп. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ?
В части каких доходов будет происходить освобождение от уплаты НДС?
Какие подтверждающие документы необходимо представить в налоговый орган?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 января 2025 г. N 03-07-11/7649
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, зарегистрированное в Минфине России 12 декабря 2024 г. и 17 декабря 2024 г., и по вопросу применения организацией, применяющей с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее соответственно — УСН, НДС, Кодекс), сообщает.
С 1 января 2025 года вступили в силу положения Кодекса, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации и индивидуальные предприниматели НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса с 1 января 2025 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 млн рублей.
В связи с этим если у организации, применяющей УСН в 2024 году, сумма доходов, определяемых за этот календарный год в порядке, установленном Кодексом, не превысила в совокупности 60 млн рублей, то при применении организацией УСН с 1 января 2025 года она обязана будет с указанной даты использовать освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В случае если у организации, применяющей УСН в 2024 году, сумма доходов, определяемых за этот календарный год в порядке, установленном Кодексом, превысит в совокупности 60 млн рублей, то при применении организацией УСН с 1 января 2025 года она обязана будет с указанной даты исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС. В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, облагаются НДС по налоговым ставкам, указанным в статье 164 Кодекса, либо не облагаются НДС на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса пунктами 19 и 28 статьи 13 Федерального закона от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» на период с 1 июля 2023 года по 30 июня 2027 года включительно от налогообложения НДС освобождается реализация организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность, туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом понятия организации, осуществляющей туроператорскую деятельность, и туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма Кодексом не определены.
В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 132-ФЗ) предусмотрено, что туристским продуктом признается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. При этом реализацией туристского продукта является деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Таким образом, освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма (комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг)), реализуемого туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.
С учетом изложенного если организация, являющаяся в соответствии с положениями Федерального закона N 132-ФЗ туроператором, применяет УСН и при этом обязана с 1 января 2025 года исполнять обязанности налогоплательщика НДС, то такая организация имеет право в отношении туристского продукта в сфере внутреннего туризма и (или) въездного туризма, реализуемого ею на основании договора о реализации туристского продукта, применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 39 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
29.01.2025
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете