Директ-костинг в управленческом учете

Последнее изменение: 02.10.2025

Внедрение в компании учета по системе директ-костинг позволяет руководству принимать эффективные управленческие решения благодаря возможности анализа взаимосвязей себестоимости, прибыли, объема производства и валовой выручки. Расскажем об этом методе.

Суть метода директ-костинг

Директ-костинг — метод учета затрат, при котором в себестоимость продукции включаются только переменные затраты. В основе метода лежит разделение затрат на переменные и постоянные.

Рассмотрим деление по видам затрат на примере.

Пример 1

ООО «Сибирский каравай» занимается выпечкой хлебобулочных изделий. Для целей управленческого учета компания делит затраты на переменные и постоянные:

Переменные затраты (зависят от объемов производства)

Постоянные затраты (не зависят от объемов производства)

  • Мука, упаковка для хлеба
  • Сдельная оплата труда рабочих
  • Оклад мастера участка
  • Амортизация оборудования, закрепленного за цехом
  • Электроэнергия для оборудования (расход зависит от загрузки)
  • Транспортные расходы при доставке сырья
  • Аренда офиса
  • Зарплата управленцев, работников бухгалтерии

При использовании директ-костинга в управленческом учете важно организовать раздельный учет переменных и постоянных затрат.

Сильные и слабые стороны метода

Преимущества учета затрат по методу директ-костинг:

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

  • простота определения наиболее рентабельного товара, направления, проекта
  • возможность рассчитать пропорции между объемами производства и затратами на производство
  • эффективное прогнозирование объема продаж
  • наличие данных для проведения маржинального анализа и определения точки безубыточности
  • гибкая система изменений ценовой политики (снижение / повышение цен на определенный товар), управления ассортиментом продукции
  • оптимальная система учета и планирования производства

Недостатки метода:

  • не всегда можно четко разделить затраты на постоянные и переменные, сложно определить критерии разделения затрат
  • могут быть значительными затраты времени на построение системы управленческого учета и сбор информации по отдельным видам затрат
  • непростой расчет конечной стоимости продукции, есть риск недооценки себестоимости продукции при высоком уровне постоянных затрат

Директ-костинг в управлении

Директ-костинг называют маржинальным методом учета затрат. Учет по этому методу позволяет управленцам определять маржинальную прибыль (доход) как в целом по продукции, так и по отдельным позициям номенклатуры.

Маржинальный доход рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции и суммой переменных затрат на производство продукции.

Использование метода в целях управленческого учета:

Метод особенно актуален для компаний с обширной номенклатурой продукции, высокой долей постоянных затрат.

Имея данные о переменных затратах, легче определять рентабельность выпуска того или иного товара, анализировать величину материальных затрат на производство, регулировать объем производства.

Пример 2

ООО «Оптима» выпускает три вида изделий: Х, У, Z.

Показатели за месяц:

Требуется определить маржинальную прибыль и общий финансовый результат за месяц.

Решение:

Выводы по расчетам:

  • Наибольший маржинальный доход приносит изделие Y. Возможно, следует увеличить объем производства именно этого изделия, если есть спрос
  • Производство изделия X наименее выгодно (низкая маржинальность). Возможно, следует уменьшить объем производства либо изыскать способы снижения переменных затрат на это изделие

Кратко о методе директ-костинг

  • Директ-костинг — метод, основанный на разделении затрат на переменные и постоянные
  • Использование метода в управленческом учете основано на включении в себестоимость продукции переменных затрат и отнесении постоянных затрат на расходы текущего периода
  • При использовании директ-костинга управленцы в оперативном режиме получают данные, позволяющие определить маржинальную прибыль как по продукции в целом, так и по отдельным ее видам
  • Анализ данных по маржинальной прибыли, в свою очередь, позволяет эффективно корректировать ценовую политику, принимать решения по изменению ассортимента продукции и объемов производства с целью получения лучшего финансового результата

См. также:

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете

Добавить комментарий