Письмо Минфина РФ от 11.02.2020 N 03-07-09/9079

Последнее изменение: 23.04.2020

Вопрос: С 1 октября 2019 г. предусмотренный пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ перечень продовольственных товаров, реализация которых на территории РФ подлежит налогообложению НДС с применением пониженной налоговой ставки 10%, дополнен фруктами и ягодами (включая виноград) (п. 2 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 N 268-ФЗ, далее — Закон N 268-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 164 НК РФ данное изменение актуально и в отношении НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ.
При этом следует учитывать, что коды видов продовольственных товаров, в отношении операций по реализации которых применяется ставка НДС 10%, должны быть определены Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 утверждены:
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% при реализации (далее — Перечень ОКПД 2);
— Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ТН ВЭД, облагаемых НДС по ставке 10% при ввозе на территорию РФ (далее — Перечень ТН ВЭД).
Для применения пониженной налоговой ставки НДС необходимо, чтобы реализуемый в РФ товар был поименован хотя бы в одном из указанных Перечней (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письма Минфина России от 06.05.2019 N 03-07-14/32743, от 17.11.2016 N 03-07-07/67582, ФНС России от 15.05.2017 N СД-4-3/8999@).
В Письме Минфина России от 11.04.2019 N 03-07-07/25566 со ссылкой на Определение ВС РФ от 14.03.2019 N 305-КГ18-19119 по делу N А41-88886/2017 указано, что для правомерности применения ставки 10% в отношении товара, ввозимого на территорию РФ, необходимо, чтобы ввозимый товар отвечал надлежащему коду ТН ВЭД. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 30.04.2019 N 03-07-07/31880, от 03.04.2018 N 03-07-07/21499.
Таким образом, указанный порядок исчисления НДС справедлив в отношении операций по реализации в РФ фруктов и ягод (включая виноград), наименования и коды которых представлены в Перечне ОКПД 2 или Перечне ТН ВЭД.
Минфин России в Письме от 20.08.2019 N 03-07-07/63676 сообщил, что в целях определения конкретных кодов видов фруктов и ягод (включая виноград) в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД, в отношении которых с 1 октября 2019 г. будет применяться пониженная ставка НДС, разрабатывается соответствующий проект изменений в Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 908.
В настоящее время изменения в Перечни кодов видов продовольственных товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908, в отношении фруктов и ягод (включая виноград) не внесены.
В ответ на запросы налогоплательщиков по вопросу правомерности применения с 1 октября 2019 г. ставки НДС 10% в отношении указанной категории товаров при реализации и ввозе на территорию РФ и отсутствия их в Перечнях Минфин указал в своих разъяснениях, что проектом изменений предусмотрено распространение действия Постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 г. (Письма Минфина России от 29.10.2019 N 03-07-07/83320, от 30.10.2019 N 03-07-14/83602, от 30.10.2019 N 03-07-14/83679).
В Письмах Минфина от 15.11.2019 N 03-07-07/88330, от 05.11.2019 N 03-07-14/85038 указано:
«В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 268-ФЗ) подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.
В настоящее время в целях реализации Федерального закона N 268-ФЗ Минсельхозом России разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908″.
Данным проектом постановления предусмотрено распространение действия постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года».
Однако, по мнению таможенных органов, разработанный в рамках реализации Закона N 268-ФЗ проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень находится в стадии согласования и до его вступления в силу подлежит применению ставка НДС в размере 20% (в том числе с 1 октября 2019 г.).
Учитывая природу НДС, при уплате таможенного НДС в размере 20% эта норма должна распространяться на всю цепочку поставок.
Согласно Письмам Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3841, от 28.12.2018 N 03-07-08/95838, от 14.12.2018 N 03-07-08/91142, если налогоплательщик ввозит товары по ставке 20%, а при их реализации внутри страны применяет ставку 10%, то суммы НДС, уплаченные таможенному органу, принимаются к вычету в полном объеме.
Так, в Письме Минфина России от 24.01.2019 N 03-07-11/3841 указано:
«Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию по ставке в размере 20 процентов, могут приниматься к вычету в полном объеме, несмотря на то что при реализации таких товаров применяется ставка в размере 10 процентов».
Правомерно ли с 1 октября 2019 г. применять пониженную ставку НДС в размере 10% в отношении: операций по реализации на территории РФ как импортных, так и российских фруктов, и ягод (включая виноград), но без включения кодов реализуемых товаров в Перечень ОКПД 2 на дату реализации; операций по ввозу на территорию РФ фруктов и ягод (включая виноград), но без включения кодов реализуемых товаров в Перечень ТН ВЭД на дату ввоза?
Правомерно ли российской организации применять вычет НДС, уплаченного налогоплательщиком при ввозе на территорию РФ фруктов и ягод (включая виноград), в размере 20% при условии дальнейшей реализации указанных товаров на территории РФ по ставке 10% (учитывая изменения в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 октября 2019 г.)?
Правомерно ли применять вычет НДС в размере 20% при условии дальнейшей реализации фруктов и ягод (включая виноград) на территории РФ по ставке 10% (учитывая изменения в пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ с 1 октября 2019 г.) в случае, если контрагент — российская организация-импортер — реализует указанные товары по ставке НДС 20%?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 11 февраля 2020 г. N 03-07-09/9079

В связи с обращением по вопросу порядка применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, в случае использования этих товаров для операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, после принятия на учет товаров и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при их ввозе.
При этом документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету, в соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса является счет-фактура.
Таким образом, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию, принимаются к вычету в случае использования таких товаров для осуществления операций, облагаемых НДС.
По вопросу применения ставки НДС при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) сообщаем следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 268-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 268-ФЗ) подпункт 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) (дополнен положением, согласно которому при реализации и (или) ввозе на территорию Российской Федерации фруктов и ягод (включая виноград) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 10 процентов.
На основании пункта 2 статьи 164 Кодекса коды видов продукции определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), а также единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД 2 и ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 (далее — Перечни).
Таким образом, организация вправе применять налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при реализации продукции, указанной в Перечнях. При этом присвоение продукции кода по ОКПД 2 подтверждается имеющейся документацией на эту продукцию, в том числе декларациями (сертификатами) о соответствии, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Одновременно сообщаем, что в целях реализации Федерального закона N 268-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31 декабря 2019 г. N 1952 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908», которым предусмотрено распространение действия постановления Правительства Российской Федерации на правоотношения, возникшие с 1 октября 2019 года.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
11.02.2020

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий