Вопрос: В соответствии с договором поставки товара, заключенным между российской организацией — продавцом (Сторона А) и российской организацией — покупателем (Сторона Б), товар поставляется Стороной А в адрес Стороны Б с завода-изготовителя (Сторона В), находящегося на территории Республики Беларусь. Товар был ранее приобретен Стороной А у Стороны В. Перемещение товара из Республики Беларусь на территорию РФ, т.е. ввоз в РФ, осуществляет Сторона Б. По условиям договора оплата за товар происходит до отгрузки, риск случайной гибели и утраты товара переходит к покупателю в момент отгрузки с завода-изготовителя в Республике Беларусь, а право собственности — в момент принятия товара на складе российского покупателя на территории РФ.
Раздел III «Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол) предусматривает, что уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, в случае, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства — члена ЕАЭС и налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС.
Применительно к описанной выше сделке означает ли данное положение Протокола, что ввозной НДС может быть уплачен только Стороной А как держателем прямого контракта со Стороной В, или же допускается уплата ввозного НДС Стороной Б, которая является фактическим импортером, хотя товар приобретен ею у организации — резидента РФ, но на территории Республики Беларусь?
В случае если уплата ввозного НДС должна производиться только Стороной А, означает ли это, что выставленный Стороной А в адрес Стороны Б УПД согласно договору поставки может содержать исчисленный и уплаченный таким образом НДС, а Сторона Б, в свою очередь, может принять его к вычету, учитывая тот факт, что местом сделки являлась юрисдикция другого государства?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 марта 2024 г. N 03-07-13/1/21593
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что порядок применения налога на добавленную стоимость при импорте товаров в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь установлен разделом III «Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров» Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол).
Согласно пункту 13.1 Протокола, если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства — члена Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, комиссионером, поверенным или агентом.
На основании пункта 14 Протокола для целей уплаты налога на добавленную стоимость налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта).
Таким образом, российская организация, заключившая договор на приобретение товаров с белорусским хозяйствующим субъектом, определяет налоговую базу по товарам, ввозимым в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, и уплачивает налог на добавленную стоимость российскому налоговому органу, в том числе в случае, если эти товары в дальнейшем реализуются российской организацией другой российской организации и их доставка на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь осуществляется от белорусского завода-изготовителя в адрес этой другой российской организации.
При реализации вышеуказанных товаров налог на добавленную стоимость исчисляется российской организацией — продавцом в общеустановленном порядке по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 или 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), и счет-фактура выставляется в порядке, установленном статьей 168 Кодекса.
При этом российская организация, приобретающая товары у российской организации — продавца, имеет право на вычет предъявленных сумм налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.03.2024
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете