Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы в связи с увеличением количества случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности в рамках ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по формальным основаниям.
В организации работы по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю по коду 4005 (операций по счету клиента, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации), кредитные организации руководствуются положениями ст. ст. 11 и 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также разъяснениями Банка России, изложенными в Информационном письме от 20.03.2003 N 3. Все операции, осуществляемые клиентами — юридическими лицами, период деятельности которых не превышает трех месяцев от даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о вновь возникшем юридическом лице, рассматриваются на предмет отнесения к операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 4005.
Вместе с тем зачастую возникают ситуации, когда в процессе деятельности клиентов, прошедших процедуру перерегистрации, кредитная организация не располагает информацией об их преобразовании до момента представления ими соответствующих подтверждающих документов и по этой причине не имеет оснований квалифицировать такие операции в качестве подлежащих обязательному контролю.
В момент представления документов, свидетельствующих о реорганизации клиента, кредитной организацией осуществляется контроль операций по его счетам за период начиная с даты перерегистрации и до даты получения от клиента подтверждающих документов. Сведения по выявленным операциям, в соответствии с пп. 2.11 и 2.12 Положения Банка России от 29.08.2008 N 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», направляются в уполномоченный орган, а в поле «DESCR» сообщений указывается информация о дате получения кредитной организацией документов, подтверждающих реорганизацию юридического лица.
При осуществлении дистанционного надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России и его территориальные органы получают из Росфинмониторинга сведения о случаях, когда количество дней в интервале от даты операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, до даты направления сведений о такой операции (сделке) в уполномоченный орган превышает срок, установленный Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю по кодам 5003 (передача имущества по договору лизинга), 5005 (сделки с драгоценными металлами), 5007 (предоставление/получение беспроцентных займов) и 8001 (сделки с недвижимым имуществом), в случае выявления вышеуказанных фактов в кредитную организацию направляется запрос с просьбой представить письменные объяснения причин расхождения в сроках совершения и представления в уполномоченный орган сведений по операциям, а также подтверждающие документы.
По результатам рассмотрения специалистами Банка России представленных материалов и только при наличии документально подтвержденного факта административного правонарушения возможно возбуждение должностным лицом Банка России соответствующего административного производства.
В отношении кода обязательного контроля 4005 такой подход Банком России не применяется, что, соответственно, влечет за собой возбуждение административных производств в отношении кредитной организации по не зависящим от нее обстоятельствам и без установления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, либо их отсутствия, а также степени вины организации и ее должностных лиц в совершении указанного правонарушения.
Учитывая, что во всех подобных случаях отсутствуют противоправные, виновные действия со стороны кредитных организаций, возбужденные производства по делам прекращаются в связи с отсутствием событий административного правонарушения.
Возможно ли изменение действующего подхода, применяемого Банком России при проведении процедур дистанционного надзора, в части направления в адрес кредитных организаций запросов о представлении документов и объяснений по операциям с кодом 4005 до момента возбуждения соответствующих административных производств?
Ассоциация российских банков
Ответ:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 апреля 2013 г. N 12-5-2/666
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России рассмотрел Письмо Ассоциации российских банков (АРБ) и сообщает, что 22.02.2013 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении принят проект федерального закона N 196666-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которым вносятся изменения в том числе в абз. 5 пп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с которыми операция, связанная с зачислением денежных средств на счет (вклад) или списанием денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, будет подлежать обязательному контролю, за исключением случаев реорганизации юридического лица в формах присоединения или преобразования.
Заместитель директора
И.В.ЯСИНСКИЙ
19.04.2013
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете