Письмо Минфина от 25.11.2022 N 03-07-08/115422

Последнее изменение: 18.07.2023

Вопрос: Между российской организацией и иностранной организацией (Ирландия) заключено Соглашение о лицензировании цифрового контента от 01.01.2022. Услуги оказываются посредством сети Интернет и квалифицируются как электронные услуги (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). Иностранная организация зарегистрирована в налоговом органе РФ как плательщик НДС (п. 4.6 ст. 83 НК РФ).
До недавнего времени иностранная организация самостоятельно перечисляла НДС в бюджет с тех сумм, которые организация перечисляла ей за оказанные услуги.
Однако в этом году из-за санкций это стало проблематично для многих иностранных организаций.
ФНС России и Минфин России выпустили письма-рекомендации. ФНС России в Письме от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@ рекомендовала бизнесу платить НДС за иностранных контрагентов, а потом рассчитываться с ними с учетом уплаченного налога. Такая же рекомендация есть в Письме Минфина России от 10.06.2022 N 03-07-08/55372.
Также был принят Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ, и эту норму прописали в НК РФ.
Статью 174.2 НК РФ дополнили п. 10.1 следующего содержания:
«При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в п. 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 10 настоящей статьи».
Из этого пункта следует, что российские организации, которым иностранные контрагенты оказывают услуги в электронной форме, с 01.10.2022 должны выступить налоговыми агентами и сами перечислить налог НДС в российский бюджет. Но в самом этом пункте содержится исключение — за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
Однако в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ на учет встают именно организации, оказывающие услуги в электронной форме. В ст. 83 НК РФ нет больше упоминаний, как еще должны вставать на учет иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, кроме как по п. 4.6.
Иностранная организация состоит на учете в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ.
В связи с санкциями у нее нет возможности перечислять НДС в бюджет Российской Федерации.
Проблема отпала бы сама собой, если бы иностранная организация снялась с учета, однако это невозможно ввиду того обстоятельства, что она работает также с физическими лицами.
В текущих реалиях российская организация считает обоснованной необходимость стать налоговым агентом поставщика и уплачивать за него НДС в бюджет, чтобы налог перечислялся вовремя и не возникала задолженность по налогу.
В связи с вышеизложенным:
— может ли российская организация выступать налоговым агентом по НДС, если иностранный поставщик стоит на учете в РФ как плательщик НДС? Если да, то каким образом и в каком порядке;
— если выступать налоговым агентом можно, то по какой ставке надо будет исчислять НДС: по ставке 16,67% или 20/120;
— надо ли при этом российской организации самой формировать счета-фактуры;
— какую сумму НДС российская организация сможет принять к вычету, выступив налоговым агентом, — по ставке 16,67% или по 20/120, учитывая, что все акты и инвойсы от иностранной организации будут содержать указание на ставку 16,67%;
— если иностранная организация выставит акты и инвойсы без НДС и в них нигде не будет ни ставки, ни суммы НДС, а российская организация, в свою очередь, начислит НДС сверху по ставке 20%, выступит налоговым агентом, перечислит налог в бюджет, то может ли принять эту сумму НДС к вычету на основании выставленного самой себе счета-фактуры? Не будет ли проблем с таким вычетом?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 ноября 2022 г. N 03-07-08/115422

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость российской организацией при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации, состоящей на учете в российских налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании пункта 10.1 статьи 174.2 Кодекса (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ) при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса.
Таким образом, иностранные организации, в том числе состоящие на учете в российских налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, не производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость при оказании услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, а налог подлежит исчислению и уплате покупателем в качестве налогового агента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 Кодекса налоговая ставка определяется расчетным методом как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10/110 или 20/120).
В случае если контрактом с налогоплательщиком — иностранным лицом, реализующим товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость путем увеличения стоимости услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 168 Кодекса при исчислении суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса, счета-фактуры составляются в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами, указанными в пункте 2 статьи 161 Кодекса. Данная норма применяется при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранной организации услуги в электронной форме, исчисляет налог на добавленную стоимость с применением расчетной ставки налога 20/120, составляет счет-фактуру, а также имеет право на принятие к вычету исчисленной и уплаченной в бюджет суммы налога на добавленную стоимость.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
25.11.2022

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий