Как в НУ учитывать товары, уничтоженные при атаках БПЛА

Последнее изменение: 06.10.2026

Источник: Письмо Минфина от 01.09.2026 N 03-07-11/76470 

Информация для: бизнеса

Минфин разъяснил порядок применения НДС и налога на прибыль в отношении товаров, уничтоженных в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе атак беспилотных летательных аппаратов.

В обращении бизнес просил нормативно закрепить запрет на восстановление НДС по утраченным товарам и подтвердить возможность учитывать их стоимость в расходах. Минфин разъяснил, что для таких ситуаций уже применяются положения Налогового кодекса и сформировавшаяся судебная практика. 

НДС: ранее принятый вычет восстанавливать не нужно

Выбытие товаров в результате событий, не зависящих от воли налогоплательщика, не является объектом обложения НДС. 

Минфин сослался на п. 10 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33, согласно которому выбытие имущества вследствие порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и других подобных событий не учитывается при формировании объекта налогообложения НДС. Поэтому при уничтожении товаров в результате чрезвычайной ситуации, включая атаку БПЛА, НДС не начисляют.

Получите понятные самоучители 2026 по 1С бесплатно:

Ранее правомерно принятый к вычету НДС по таким товарам восстанавливать не нужно. Минфин сослался на выводы, изложенные в решении ВАС от 23.10.2006 N 10652/06: утрата имущества вследствие чрезвычайной ситуации не относится к случаям, когда ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению.

Налог на прибыль: убытки учитывают во внереализационных расходах

К внереализационным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (п. 2 ст. 265 НК РФ). К ним также относятся затраты на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Поэтому убытки от уничтожения товаров, а также затраты, связанные с ликвидацией последствий атаки БПЛА, признаются во внереализационных расходах того отчетного или налогового периода, в котором произошло уничтожение товарно-материальных ценностей.

При этом расходы должны соответствовать общим требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ: быть экономически обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для деятельности, направленной на получение дохода. А также не относиться к расходам, которые ст. 270 НК РФ исключает из налоговой базы.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете
Добавить комментарий