Бухгалтерский учет расчетов по претензиям

Последнее изменение: 29.08.2025

Отражение в бухгалтерском учете предъявленных и признанных штрафов, пеней, неустоек, а также расчетов по предъявленным контрагентам претензиям нередко вызывает сложности. Ошибки в учете могут повлиять на достоверность финансовой отчетности и привести к нежелательным налоговым последствиям.

Из статьи вы узнаете:

  • когда возникают расчеты по претензиям
  • порядок отражения их на счетах бухгалтерского учета
  • особенности налогообложения расчетов по претензиям

Основания предъявления претензий

Хозяйственное взаимодействие с контрагентами и иными лицами не всегда проходят в запланированном порядке. Бывает срыв поставок, нарушение сроков оплаты и иные отступления от условий договора.

Если в договоре за такие нарушения предусмотрены санкции (пени, штрафы, неустойки), сторона-нарушитель обязана их перечислить своему контрагенту. Погашение таких обязательств может происходить быстро и без оформления дополнительных бумаг.

Но в отдельных случаях сторона договора, права которой были нарушены, вынуждена оформлять и направлять в адрес контрагента претензию, обращаться в суд за востребованием указанных в претензии сумм и обязательств.

Правовые аспекты претензионной деятельности регулируются ГК РФ, а также процессуальным законодательством (АПК РФ, ГПК РФ).

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

Заявляемые в претензиях требования могут иметь как денежный, так и не денежный характер. При этом законодательство допускает одновременное предъявление в претензии денежных и неденежных требований (например, требование о замене некачественного товара и уплате предусмотренного договором штрафа за поставку некачественного товара).

Расскажем, как отражать в бухгалтерском учете расчеты по денежным требованиям, заявленным в претензии.

Бухгалтерский учет расчетов по претензиям

Доходы, возникающие в результате предъявленных и признанных претензий, подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации».

Отражение в бухгалтерском учете расходов, связанных с претензиями, регулируется положениями ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В бухгалтерском учете для отражения расчетов по претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76.02 «Расчеты по претензиям»:

  • по дебету субсчета 76.02 — отражаются суммы претензий, предъявленные поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям
  • по кредиту субсчета 76.02 — отражаются суммы поступивших платежей в удовлетворение претензий, а также суммы, которые отказано взыскивать по решению суда или иных органов

Аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется каждому дебитору и отдельным претензиям.

Пример 1

Поставщик несвоевременно поставил товар на 5 000 000 руб., задержка поставки составила 30 дней. По условиям договора, за просрочку поставки товара взимается неустойка, исчисляемая исходя из суммы недопоставленного товара за каждый день задержки с применением ставки ЦБ РФ.

Сумма неустойки = Сумма недопоставленного товара × Ставка рефинансирования ЦБ РФ / 365 × Количество дней просрочки.

Сумма неустойки = 5 000 000 руб. х 18% / 365 дн. х 30 дн. ≈ 74 000 руб.

Корреспонденция счетов:

  • на дату признания неустойки поставщиком: Дт 76.02 Кт 91.01 на сумму 74 000 руб.
  • на дату оплаты неустойки: Дт 51 Кт 76.02 на сумму 74 000 руб.

Контрагент отразит в своем учете: 

Пример 2

Организация приобретает товары по договору купли-продажи на сумму 320 000 руб. Срок оплаты — 10.07.2025. За просрочку оплаты предусмотрена пеня 0,2% за каждый день просрочки от неуплаченной в срок суммы. Организация оплатила товары с опозданием на 20 дней, претензию признала в полной сумме.

Пеня = Сумма долга × Ставка пени по договору × Количество дней просрочки.

Сумма пеней = 320 000 руб. х 0,2% х 20 дней = 12 800 руб.

Бухгалтерские проводки у покупателя:

  • на дату признания претензии: Дт 91.02 Кт 76.02 на сумму 12 800 руб.
  • на дату оплаты пеней: Дт 76.02 Кт 51 на сумму 12 800 руб.

В бухгалтерском учете записи по счету 76.02 отражаются на основании различных документов, например:

  • претензионное письмо (претензия) — документ, в котором излагаются требования (например, о возмещении убытков, уплате штрафа или возврате товара)
  • акт сверки расчетов — подтверждает взаимные задолженности сторон, используется для признания претензии
  • письмо должника о признании претензии или содержащее просьбу об отсрочке
  • квитанции, платежные поручения, выписки банка, подтверждающие перечисление средств по претензии
  • заявление о зачете взаимных требований (может использоваться для погашения претензии путем взаимозачета, без фактического движения средств)
  • акты приемки-передачи (например, акт о несоответствии качества или количества), который подтверждают фактические нарушения (брак, недостачу)
  • вступившее в силу решение суда, если претензия не признана добровольно

Бывают ситуации, когда информация о ходе судебных разбирательств и решениях суда не доходит своевременно от юристов до бухгалтера. Это может привести к задержкам в отражении сумм по претензиям в учете, что влияет на достоверность финансовой отчетности и соблюдение требований ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Для минимизации рисков рекомендуем интегрировать в систему внутреннего контроля процедуру регулярного мониторинга информации на официальном портале Электронное правосудие. Система позволяет по ИНН участников спора оперативно отслеживать ход арбитражных дел, знакомиться с решениями судов. Бухгалтер сможет своевременно самостоятельно получать актуальные данные из официального источника и обеспечить соответствие учета реальному состоянию дел.

Налоговый учет расчетов по претензиям

Штрафы, пени и неустойки, возникающие в связи с нарушением договорных обязательств, подлежат включению в налоговую базу в составе:

  • внереализационных доходов, если организация является получателем (кредитором) (п. 3 ст. 250 НК РФ)
  • внереализационным расходом, если организация выступает плательщиком (должником) (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ)

Налоговый учет осуществляется при признании задолженности (например, при добровольной уплате неустойки, подписании акта сверки или заключении соглашения между сторонами), а также при наличии вступившего в законную силу судебного решения.

Примеры судебной практики по отражению расчетов по претензиям в налоговом учете:

Кратко о расчетах по претензиям

  • Суммы предъявленных претензий отражаются на субсчете 76.02 «Расчеты по претензиям» после их признания должником или вступления в силу судебного решения
  • В бухгалтерском учете штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров признаются прочими доходами/расходами
  • В налоговом учете порядок признания доходов и расходов зависит от применяемой налоговой системы:
    • при ОСНО штрафы и неустойки получатель (кредитор) включает во внереализационные доходы, а плательщик (должник) отражает в составе внереализационных расходов
    • при ЕСХН во внереализационные доходы включаются суммы, поступившие по претензиям и решениям суда, а в расходы — платежи по вступившим в силу судебным решениям
    • при УСН доходы по претензиям учитываются при их получении, расходы на уплату штрафов (пеней и неустоек) не уменьшают налогооблагаемую базу, поскольку не поименованы в ст. 346.16 НК РФ

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете

Добавить комментарий