С консультантов можно взыскать убытки, возникшие из-за непрофессионализма

Последнее изменение: 12.03.2024

Источник: Определение ВС от 13.02.2024 N 305-ЭС23-18507

Информация для: исполнителей и заказчиков услуг

С аудиторско-консалтинговой компании, позиционирующей себя как профессионал высокой квалификации, клиент решил взыскать убытки в виде налоговых санкций. Убытки возникли из-за того, что клиент применил методику списания товарных потерь, разработанную консалтерами. Налоговики сочли методику неправомерной и начислили недоимку, пени, штрафы.

Арбитражные суды трех инстанций иск клиента к консалтинговой компании не поддержали, указав, что он сам должен был решить, применять предложенную методику или нет. Однако Верховный Суд отправил дело на пересмотр, указав, что:

  • Исполнитель отвечает перед заказчиком за полезность своих действий, в этом состоит предпринимательский риск консультанта. Если возник спор о качестве консалтинговых услуг, суд должен установить, проявил ли исполнитель заботливость и профессионализм, с которыми бы действовал любой разумный консультант в такой ситуации.
  • Степень заботливости и профессионализма не может быть одинаковой для исполнителя, квалификация и опыт которого соответствуют ординарной степени навыков и умений, и для консультанта, позиционирующего себя как профессионала высокой квалификации.
  • Если клиенту известно, что у консультанта нет особых знаний и умений, то привлекать консультанта к ответственности за возникшие проблемы несправедливо.
  • В договор об оказании услуг можно включать оговорку об ограничении ответственности. Однако если исполнитель оказал услуги непрофессионально и их результат был заведомо непригодным, он не может ссылаться на эту оговорку.
  • Неблагоприятные последствия не могут возлагаться лишь на консультанта. Суд вправе определить вклад клиента и консультанта в возникшие убытки и разделить ответственность между ними.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Все комментарии (6)

  1. Хорошо бы такое решение по разработчикам 1с, может если бы появилась ответственность ошибок стало меньше или хотя-бы исправлялись бы не в течении лет.

    1
    1. Ошибки будут всегда, тут вопросы к законодателям, которые постоянно все меняют и усложняют, вот их бы штрафовать нужно, а не разработчиков.

      1. Это вряд ли возможно, разработчики продают продукт то есть имеют фин выгоду, и должны нести ответственность за качество этого продукта. Вспоминаю ошибку с датой возврата ндфл в отчете ведь её правили больше 2 лет, и с ней столкнулся практически любой бухгалтер.

        1. Это может привести к тому, что из-за страхов перед штрафом очередной релиз будет тестироваться полгода, и изменения по законодательству просто не будут поддерживаться.

        2. Я вижу проблему в постоянном и частом изменении законодательства, в усложнении учета. Когда-то НДФЛ был очень простым налогом, а сейчас это просто жесть.

        3. Согласен, что реализация последних изменений по НДФЛ, которая была в прошлом году очень кривая. Скорее всего разработчики пошли по пути меньшего сопротивления. Так как был ранее расчет за первую половину месяца, решили его доработать. В результате получилась какая-то ерунда.

Добавить комментарий