Источник: Определение ВС от 13.02.2024 N 305-ЭС23-18507
Информация для: исполнителей и заказчиков услуг
С аудиторско-консалтинговой компании, позиционирующей себя как профессионал высокой квалификации, клиент решил взыскать убытки в виде налоговых санкций. Убытки возникли из-за того, что клиент применил методику списания товарных потерь, разработанную консалтерами. Налоговики сочли методику неправомерной и начислили недоимку, пени, штрафы.
Арбитражные суды трех инстанций иск клиента к консалтинговой компании не поддержали, указав, что он сам должен был решить, применять предложенную методику или нет. Однако Верховный Суд отправил дело на пересмотр, указав, что:
- Исполнитель отвечает перед заказчиком за полезность своих действий, в этом состоит предпринимательский риск консультанта. Если возник спор о качестве консалтинговых услуг, суд должен установить, проявил ли исполнитель заботливость и профессионализм, с которыми бы действовал любой разумный консультант в такой ситуации.
- Степень заботливости и профессионализма не может быть одинаковой для исполнителя, квалификация и опыт которого соответствуют ординарной степени навыков и умений, и для консультанта, позиционирующего себя как профессионала высокой квалификации.
- Если клиенту известно, что у консультанта нет особых знаний и умений, то привлекать консультанта к ответственности за возникшие проблемы несправедливо.
- В договор об оказании услуг можно включать оговорку об ограничении ответственности. Однако если исполнитель оказал услуги непрофессионально и их результат был заведомо непригодным, он не может ссылаться на эту оговорку.
- Неблагоприятные последствия не могут возлагаться лишь на консультанта. Суд вправе определить вклад клиента и консультанта в возникшие убытки и разделить ответственность между ними.
См. также:
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Хорошо бы такое решение по разработчикам 1с, может если бы появилась ответственность ошибок стало меньше или хотя-бы исправлялись бы не в течении лет.
Ошибки будут всегда, тут вопросы к законодателям, которые постоянно все меняют и усложняют, вот их бы штрафовать нужно, а не разработчиков.
Это вряд ли возможно, разработчики продают продукт то есть имеют фин выгоду, и должны нести ответственность за качество этого продукта. Вспоминаю ошибку с датой возврата ндфл в отчете ведь её правили больше 2 лет, и с ней столкнулся практически любой бухгалтер.
Это может привести к тому, что из-за страхов перед штрафом очередной релиз будет тестироваться полгода, и изменения по законодательству просто не будут поддерживаться.
Я вижу проблему в постоянном и частом изменении законодательства, в усложнении учета. Когда-то НДФЛ был очень простым налогом, а сейчас это просто жесть.
Согласен, что реализация последних изменений по НДФЛ, которая была в прошлом году очень кривая. Скорее всего разработчики пошли по пути меньшего сопротивления. Так как был ранее расчет за первую половину месяца, решили его доработать. В результате получилась какая-то ерунда.