Вопрос: Организация является лицом, оказывающим транспортно-экспедиционные услуги, и регулярно осуществляет организацию перевозки грузов как из иных государств в РФ, так и из РФ.
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ такого рода услуги признаются услугами по международной перевозке грузов и облагаются НДС по ставке 0%.
Вместе с этим пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ регламентирует представление налоговому органу копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России (ввоз товаров на территорию России), с отметками российских таможенных органов.
При этом 17.07.2020 Евразийским межправительственным советом принято Решение N 5, в соответствии с п. 1 которого с 01.03.2021 отметки при совершении таможенных операций на транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе по общему правилу не проставляются, и, несмотря на предписание Правительству РФ внести изменения в национальное законодательство, до настоящего времени положения Налогового кодекса РФ остались без изменений.
Пунктом 1 Решения Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 N 5 (абз. 6) предусмотрена возможность обращения заинтересованного лица в таможенный орган с целью получения отметки, если это необходимо для соблюдения иных положений законодательства.
Являются ли положения пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ тем единственным положением законодательства, которое возлагает на экспедиторов обязанность по проставлению отметок российских таможенных органов (организация не располагает сведениями о том, что такого рода отметки необходимы для каких-либо иных целей, кроме подтверждения примененной ставки налогообложения)? Либо российские экспедиторы и налоговые органы вправе руководствоваться общим правилом п. 1 Решения N 5 Евразийского межправительственного совета для целей подтверждения применения ставки НДС 0% при налогообложении услуг по международной перевозке грузов и приравненных к ним услуг (о том, что отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе не проставляются)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 апреля 2022 г. N 03-07-08/33266
В связи с письмом о документальном подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании транспортно-экспедиционных услуг Департамент налоговой политики по согласованию с ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При реализации указанных услуг для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
При этом по отдельным видам транспорта (в частности, автомобильному транспорту), осуществляющим указанный вывоз (ввоз) товаров, нормами пункта 3.1 статьи 165 Кодекса предусмотрено представление вышеуказанных транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметкой российского таможенного органа, подтверждающей такой вывоз (ввоз) товаров.
Решением Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 N 5 (далее — Решение N 5) установлено, что с 1 марта 2021 года при совершении таможенных операций в электронном виде дополнительно отметки таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах (далее — перевозочные документы) на бумажном носителе не проставляются.
Вместе с тем в пункте 1 Решения N 5 перечислены исключения, при которых таможенные органы в случае совершения (оформления) таможенных операций в электронном виде дополнительно проставляют отметки таможенных органов в 2 перевозочных документах на бумажном носителе.
К таким случаям в том числе относятся:
оформление разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с пунктом 9 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС;
поступление в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах на бумажном носителе, в том числе в связи с необходимостью соблюдения положений иных отраслей законодательства государств — членов ЕАЭС помимо законодательства в сфере таможенного регулирования.
Таким образом, в случае осуществления вывоза товаров таможенные органы всегда проставляют отметки в перевозочных документах на бумажном носителе, а при ввозе товаров — при поступлении в таможенный орган мотивированного обращения лица о проставлении отметок таможенных органов.
Учитывая изложенное, налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации транспортно-экспедиционных услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, представляет в налоговый орган перевозочные документы с соответствующими отметками российских таможенных органов, если представление этих документов с такими отметками предусмотрено нормами статьи 165 Кодекса.
Одновременно сообщается, что на основании пункта 15 статьи 165 Кодекса налогоплательщик для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, может представить в налоговый орган соответствующий реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестр, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. При этом представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в статье 165 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
15.04.2022
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете