Постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.04.2021 N Ф04-1008/21

Последнее изменение: 08.11.2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2021 г. по делу N А46-15558/2020

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т.
рассмотрел кассационную жалобу Цой Ольги Юрьевны на решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 26.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу N А46-15558/2020 по заявлению Цой Ольги Юрьевны к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Ленина, 2, ОГРН 1025500733268, ИНН 5503029340) об отмене постановления от 24.04.2020 N 3/22-20.
Суд

установил:

Цой Ольга Юрьевна (далее — Цой О.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы безопасности по Омской области (далее — административный орган) от 24.04.2020 N 3/22-20 о привлечении Цой О.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 руб.
Решением от 09.11.2020 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Цой О.Ю., ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов в части применяемого алгоритма шифрования и возможности применения в настоящем случае подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313 (далее — Положение N 313) не соответствует обстоятельствам дела; судами неверно истолковано положение подпункта «г» пункта 3 Положения N 313; судами необоснованно применены нормы приказа Федеральной налоговой службы России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@ «Об утверждении Требований к оператору электронного документооборота» (далее — Приказ N ММВ-7-6/76@), определяющие состав требований к оператору электронного документооборота, которым Цой О.Ю. не является, деятельность аналогичную деятельности оператора электронного документооборота не осуществляла.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении Цой О.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 13.13 КоАП РФ послужил факт направления (02.03.2020, 04.03.2020) Цой О.Ю. в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области налоговой отчетности с использованием программного комплекса электронного документооборота «Контур.Экстерн» в отсутствие лицензии на предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Не согласившись с постановлением, Цой О.Ю. обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Цой О.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ, и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью части 1 статьи 13.13 КоАП РФ предусмотрено, что занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации подлежит лицензированию.
В пункте 25 Перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств (Приложение N 1 к Положению N 313) к указанному виду деятельности относится предоставление услуги по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 2 Положения N 313 определено, что к шифровальным средствам относятся, в том числе:
— средства шифрования — аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации для ограничения доступа к ней, в том числе при ее хранении, обработке и передаче (подпункт «а»);
— программные шифровальные (криптографические) средства — программы для электронных вычислительных машин и их части, в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации в программно-аппаратных шифровальных (криптографических) средствах, информационных системах и телекоммуникационных системах, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (подпункт «з»);
— программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства — устройства и их компоненты (за исключением информационных систем и телекоммуникационных систем), в том числе содержащие ключевую информацию, обеспечивающие возможность преобразования информации в соответствии с алгоритмами криптографического преобразования информации с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенных для осуществления этих преобразований информации или их части (подпункт «и»).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что используемый Цой О.Ю. криптографический алгоритм относится к программным шифровальным (криптографическим) средствам (подпункт «з» пункта 2 Положения N 313); оказываемые заявителем услуги по составлению и представлению в налоговые органы отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием программного комплекса электронного документооборота «Контур.Экстерн» содержат все признаки деятельности по шифрованию информации.
Принимая во внимание информацию, изложенную в письме общества с ограниченной ответственностью «Крипто-Про» от 10.04.2020 N 11115, письмах акционерного общества «Производственная фирма «СКБ Контур» от 31.05.2020 N 35830/АУП, от 17.04.2020 N 41227/АУП, суды обоснованно отклонили доводы заявителя о том, что осуществляемая Цой О.Ю. деятельность подпадает под действие подпунктов «б», «в», «г» пункта 3 Положения N 313, указав что заявителем используется симметричный криптографический алгоритм для зашифрования/расшифрования данных и вычисления имитовставки в соответствии с ГОСТ 28147-89, согласно которому длина ключей зашифрования/расшифрования составляет 2556 бит (превышает максимальную длину криптографического ключа 56 бит); использование ассиметричного криптографического алгоритма заявителем не доказано; СКЗИ «КриптоПро CSP» является самостоятельным продуктом, а не компонентом программной операционной системы.
Учитывая положения статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», Приказа N ММВ-7-6/76@ суды пришли к правильному выводу о том, что Цой О.Ю. как лицо, оказывающее юридическим и физическим лицам услуги по составлению и представлению в налоговые органы отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с использованием программного комплекса электронного документооборота «Контур. Экстерн», обязана получить лицензию на предоставление услуг по шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие Цой О.Ю. всех зависящих от нее мер по соблюдению требований законодательства о лицензировании, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.13 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 13.13 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного административного правонарушения не выявлено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного Цой О.Ю. требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им имеющихся в материалах дела доказательств не свидетельствуют о неправильном применении арбитражными судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 5.1 статьи 211, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.11.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.01.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15558/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Судья
С.Т.ШОХИРЕВА

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий