Вопрос: Согласно п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у таких иностранных лиц.
Пунктом 3 ст. 166 НК РФ определено, что сумма НДС исчисляется в таком случае не иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, а налоговыми агентами.
НК РФ связывает возникновение обязанности налогового агента по удержанию НДС при выплате дохода иностранной организации именно с фактом постановки такого иностранного лица на учет в РФ в качестве налогоплательщика.
При этом в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ иностранная организация, оказывающая электронные услуги, встает на учет не как налогоплательщик, а как иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об исполнении обязанности по уплате НДС самой иностранной организацией или налоговым агентом — ее контрагентом зависит от того обстоятельства, поставлена либо нет иностранная организация (ее представительство) на налоговый учет в РФ.
В случае постановки иностранной организации на учет в рамках п. 4.6 ст. 83 НК РФ она рассматривается как состоящая на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика по НДС?
В случае если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 Кодекса, но и иные услуги, в том числе консультационные, местом реализации которых на основании ст. 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на иностранную организацию?
Возникает ли у российской организации, приобретающей у иностранной организации иные услуги, в том числе консультационные, обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента в отношении таких услуг?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2019 г. N 03-07-08/31281
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при оказании российской организации иностранной организацией с 1 января 2019 года услуг в электронной форме Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
На основании положений статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) начиная с 1 января 2019 года при оказании российским организациям (индивидуальным предпринимателям) иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на эту иностранную организацию. В связи с этим и с учетом пункта 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая с 1 января 2019 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, при приобретении с 1 января 2019 года российской организацией у иностранной организации услуг в электронной форме обязанности налогового агента у российской организации не возникает.
В случае если иностранная организация оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, но и иные услуги, в том числе консультационные, местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию. В связи с этим у российской организации, приобретающей у иностранной организации указанные услуги, обязанности по уплате НДС в качестве налогового агента не возникает.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
26.04.2019
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете