Письмо Минфина от 28.05.2018 N 03-03-05/35934

Последнее изменение: 27.11.2024

Вопрос: О закупках благотворительным фондом и учете в целях налога на прибыль полученных им субсидий; об определении средней численности работников организации в целях применения УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 мая 2018 г. N 03-03-05/35934

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение от 27.03.2018 и по вопросам, относящимся к сфере ведения, сообщает следующее.

1. По вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), а также положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) в части осуществления закупок за счет субсидий

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Согласно положениям статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, положения Закона N 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 указанного Федерального закона.

Так как благотворительный фонд не является заказчиком в соответствии со статьей 3 Закона N 44-ФЗ, положения указанного Федерального закона не распространяются на закупки, осуществляемые фондом.

Кроме того, необходимо отметить, что Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, перечисленными в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, за исключением случаев, установленных в части 4 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.

Таким образом, положения Закона N 223-ФЗ также не предусматривают регулирование закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых благотворительными фондами.

2. По вопросу применения упрощенной системы налогообложения

Пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) предусмотрено, что, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения допущено несоответствие требованию, установленному, в частности, подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено превышение и (или) несоответствие указанному требованию.

Подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации или индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Порядок определения средней численности работников установлен в Указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», утвержденных приказом Росстата от 22.11.2017 N 772.

В связи с этим по вопросу возможности включения работников, привлекаемых по договорам с некоммерческими организациями, в состав средней численности работников организации для определения возможности применения организацией упрощенной системы налогообложения следует обратиться в Росстат.

3. По вопросу учета для целей налога на прибыль организаций субсидий, полученных благотворительным фондом для оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам

Для целей налога на прибыль организаций учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленному пунктом 2 статьи 251 НК РФ. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся средства, предоставленные, в частности, из федерального бюджета, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ к таким целевым поступлениям отнесены также средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Таким образом, если субсидии будут предоставлены благотворительному фонду безвозмездно на осуществление уставной деятельности, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, при ведении раздельного учета указанные средства не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В противном случае указанные субсидии будут подлежать учету в составе доходов от реализации. Но при этом и расходы, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, также будут учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В.ТРУНИН
28.05.2018

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий