ЦФО: понятие, цели создания, классификация

Последнее изменение: 15.01.2025

Аббревиатура ЦФО применяется в управленческом учете и расшифровывается как «центр финансовой ответственности». Создание таких центров внутри компании позволяет оперативно влиять на эффективность работы отдельных подразделений и компании в целом, на достижение запланированных показателей.

ЦФО: определение, цели формирования

ЦФО — это отдел, участок, цех, иное подразделение компании, на которое возложена ответственность перед вышестоящим руководством за достижение определенных финансовых показателей: доходов, расходов, прибыли и т. д.

ЦФО иногда используется как синоним термина «структурное подразделение». В некоторых случаях это допустимо, но цели создания и функционал таких центров иной.

Подразделения, выступающие в качестве ЦФО, наделяются соответствующими ресурсами и полномочиями, вносят свой вклад в конечный финансовый результат деятельности компании, несут ответственность за свою работу.

Общая схема работы отдельного ЦФО:

  • планирование деятельности
  • выполнение задач в рамках установленных плановых показателей
  • подведение итогов
  • подготовка отчетов
  • проведение анализа достигнутых показателей
  • оперативная корректировка деятельности подразделения (если в этом есть необходимость)

Создание ЦФО позволяет системно мотивировать сотрудников на более эффективный труд (например, когда их премия напрямую привязана к результатам деятельности ЦФО).

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Руководитель подразделения концентрирует внимание на показателях работы вверенного ему ЦФО, благодаря чему повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства высвобождается время для решения стратегических задач.

Основные цели создания ЦФО:

В роли ЦФО могут выступать как конкретные отделы, цеха (группы аналогичных структурных единиц), так и отдельные сотрудники.

В компании обычно выделяют несколько ЦФО, каждый из которых отвечает за определенный результат в системе бюджетирования.

Возможен вариант, когда в одном структурном подразделении выделяют разные ЦФО. Например, в отделе продаж могут создаваться ЦФО «Розница» и ЦФО «Опт», перед которыми ставят специфические задачи в рамках полномочий ЦФО.

Анализ деятельности ЦФО позволяет выявлять отклонения в разрезе запланированных показателей (доходов, расходов и т. д.) по:

  • видам продукции
  • местам возникновения затрат
  • ответственным лицам
  • другим критериям, установленным в компании

Основная цель формирования ЦФО — эффективное достижение целей организации через структурирование, делегирование полномочий и регламентирование деятельности подразделений.

Классификация по типам ЦФО

В коммерческих компаниях распространены следующие типы ЦФО:

  • центр затрат — подразделение, имеющее возможность влиять на свои расходы, с минимальной или отсутствующей статьей «доходы» в своем бюджете (например, ЦФО «Отдел кадров», ЦФО «Отдел маркетинга»)
  • центр доходов — структурная единица, способная влиять на выручку посредством различных механизмов ценообразования (например, ЦФО «Отдел продаж»)
  • центр прибыли — подразделение, способное напрямую генерировать прибыль и/или влиять на ее рост (например, розничный магазин)
  • центр инвестиций — структурная единица, отвечающая преимущественно за использование прибыли (с упором на обеспечение рентабельности активов) и инвестирование в проекты, которые в будущем принесут наибольшую прибыль (например, ЦФО «Дирекция по инвестициям»)

Самое простое деление на ЦФО: отнесение всех подразделений (служб) компании либо к доходным, либо к расходным.

В производственных компаниях деление на ЦФО может быть построено с упором на функции подразделений:

  • центры снабжения — подразделения, ответственные за затраты на приобретение запасов, их транспортировку, хранение и т. п.
  • центры сбыта — подразделения, ответственные за расходы на продажу, маркетинг и т. д., а также за доходы от реализации готовой продукции (работ, услуг)
  • центры производства — производственные подразделения, ответственные за расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг
  • центры оказания услуг производству — подразделения, ответственные за расходы, связанные с оказанием дополнительных (вспомогательных) услуг, без которых производство невозможно, непосредственно с производством не связанные (ремонтное подразделение, автохозяйство и т. п.)
  • центры обслуживания производства — подразделения, аналогичные центрам оказания услуг производству, но более приближенные по функционалу к производству (например, производственная лаборатория)
  • центры контроля и управления — административно-управленческие службы, ответственные за управление на уровне подразделений и компании в целом

Принято выделять четыре основных типа ЦФО:

ЦФО Цели (виды контроля)
затрат отслеживание уровня затрат, минимизация расходов
доходов контроль за величиной доходов, их максимизация
прибыли анализ финансовых результатов, контроль плановой чистой прибыли
инвестиций оптимизация использования прибыли, увеличение прибыли за счет инвестиций

На практике типов ЦФО может быть больше, например:

  • центры маржинального дохода — они контролируют величину, состав и структуру маржинальной прибыли, представляющей собой разницу между выручкой и зависящими от объема продаж прямыми переменными затратами
  • центры инноваций (новых разработок) — их создание оправданно при наличии большого числа новых направлений деятельности, создании новых продуктов и технологий
  • иные ЦФО, соответствующие потребностям бизнеса

При больших масштабах производства и многообразии направлений деятельности ЦФО могут дробиться: например, затратные ЦФО подразделяют на отдельные центры по видам затрат — центры нормативных, управленческих и иных затрат.

Распределение затрат по разным ЦФО: основные варианты

Важная задача при создании ЦФО — четко задать критерии, по которым будут определяться доли затрат и доходов каждого подразделения в общих доходах и затратах компании, их участие в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) и результатов деятельности.

Если затраты можно отнести к конкретному подразделению, распределение затрат не требуется.

Если подразделение не приносит доход, являясь затратным, его затраты распределяют между доходными подразделениями. В этом случае важно выбрать подходящий по экономическим показателям метод распределения:

  • на основании причинно-следственных связей между подразделениями
  • используя условную базу распределения

База распределения — количественный показатель, который можно определить / рассчитать. Затем, используя этот показатель, распределяются затраты вспомогательных служб между другими ЦФО.

Самый простой и частый вариант базы распределения — доля выручки, приходящаяся на конкретное подразделение. Если в затратах значительна доля расходов на заработную плату, то именно этот показатель используют в качестве базового, относительно которого распределяют другие затраты.

Технология распределения (например):

При выборе оптимального метода могут учитываться: его эффективность и трудоемкость, наиболее точное соответствие выбранным причинно-следственным связям.

Запомните

  • Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это отдел, участок, цех, иное подразделение компании, на которое возложена ответственность перед вышестоящим руководством за достижение определенных финансовых показателей: доходов, расходов, инвестиций, прибыли и т. д.
  • Цель выделения ЦФО — необходимость распределения ответственности между структурными подразделениями компании за достижение подконтрольных им финансовых показателей, характеризующих результаты деятельности
  • Наиболее часто в компании выделяют 4 основных типа ЦФО: затрат, доходов, прибыли, инвестиций

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий