Аббревиатура ЦФО применяется в управленческом учете и расшифровывается как «центр финансовой ответственности». Создание таких центров внутри компании позволяет оперативно влиять на эффективность работы отдельных подразделений и компании в целом, на достижение запланированных показателей.
Содержание
ЦФО: определение, цели формирования
ЦФО — это отдел, участок, цех, иное подразделение компании, на которое возложена ответственность перед вышестоящим руководством за достижение определенных финансовых показателей: доходов, расходов, прибыли и т. д.
ЦФО иногда используется как синоним термина «структурное подразделение». В некоторых случаях это допустимо, но цели создания и функционал таких центров иной.
Подразделения, выступающие в качестве ЦФО, наделяются соответствующими ресурсами и полномочиями, вносят свой вклад в конечный финансовый результат деятельности компании, несут ответственность за свою работу.
Общая схема работы отдельного ЦФО:
- планирование деятельности
- выполнение задач в рамках установленных плановых показателей
- подведение итогов
- подготовка отчетов
- проведение анализа достигнутых показателей
- оперативная корректировка деятельности подразделения (если в этом есть необходимость)
Создание ЦФО позволяет системно мотивировать сотрудников на более эффективный труд (например, когда их премия напрямую привязана к результатам деятельности ЦФО).
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Руководитель подразделения концентрирует внимание на показателях работы вверенного ему ЦФО, благодаря чему повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства высвобождается время для решения стратегических задач.
Основные цели создания ЦФО:
В роли ЦФО могут выступать как конкретные отделы, цеха (группы аналогичных структурных единиц), так и отдельные сотрудники.
В компании обычно выделяют несколько ЦФО, каждый из которых отвечает за определенный результат в системе бюджетирования.
Возможен вариант, когда в одном структурном подразделении выделяют разные ЦФО. Например, в отделе продаж могут создаваться ЦФО «Розница» и ЦФО «Опт», перед которыми ставят специфические задачи в рамках полномочий ЦФО.
Анализ деятельности ЦФО позволяет выявлять отклонения в разрезе запланированных показателей (доходов, расходов и т. д.) по:
- видам продукции
- местам возникновения затрат
- ответственным лицам
- другим критериям, установленным в компании
Основная цель формирования ЦФО — эффективное достижение целей организации через структурирование, делегирование полномочий и регламентирование деятельности подразделений.
Классификация по типам ЦФО
В коммерческих компаниях распространены следующие типы ЦФО:
- центр затрат — подразделение, имеющее возможность влиять на свои расходы, с минимальной или отсутствующей статьей «доходы» в своем бюджете (например, ЦФО «Отдел кадров», ЦФО «Отдел маркетинга»)
- центр доходов — структурная единица, способная влиять на выручку посредством различных механизмов ценообразования (например, ЦФО «Отдел продаж»)
- центр прибыли — подразделение, способное напрямую генерировать прибыль и/или влиять на ее рост (например, розничный магазин)
- центр инвестиций — структурная единица, отвечающая преимущественно за использование прибыли (с упором на обеспечение рентабельности активов) и инвестирование в проекты, которые в будущем принесут наибольшую прибыль (например, ЦФО «Дирекция по инвестициям»)
Самое простое деление на ЦФО: отнесение всех подразделений (служб) компании либо к доходным, либо к расходным.
В производственных компаниях деление на ЦФО может быть построено с упором на функции подразделений:
- центры снабжения — подразделения, ответственные за затраты на приобретение запасов, их транспортировку, хранение и т. п.
- центры сбыта — подразделения, ответственные за расходы на продажу, маркетинг и т. д., а также за доходы от реализации готовой продукции (работ, услуг)
- центры производства — производственные подразделения, ответственные за расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг
- центры оказания услуг производству — подразделения, ответственные за расходы, связанные с оказанием дополнительных (вспомогательных) услуг, без которых производство невозможно, непосредственно с производством не связанные (ремонтное подразделение, автохозяйство и т. п.)
- центры обслуживания производства — подразделения, аналогичные центрам оказания услуг производству, но более приближенные по функционалу к производству (например, производственная лаборатория)
- центры контроля и управления — административно-управленческие службы, ответственные за управление на уровне подразделений и компании в целом
Принято выделять четыре основных типа ЦФО:
ЦФО | Цели (виды контроля) |
затрат | отслеживание уровня затрат, минимизация расходов |
доходов | контроль за величиной доходов, их максимизация |
прибыли | анализ финансовых результатов, контроль плановой чистой прибыли |
инвестиций | оптимизация использования прибыли, увеличение прибыли за счет инвестиций |
На практике типов ЦФО может быть больше, например:
- центры маржинального дохода — они контролируют величину, состав и структуру маржинальной прибыли, представляющей собой разницу между выручкой и зависящими от объема продаж прямыми переменными затратами
- центры инноваций (новых разработок) — их создание оправданно при наличии большого числа новых направлений деятельности, создании новых продуктов и технологий
- иные ЦФО, соответствующие потребностям бизнеса
При больших масштабах производства и многообразии направлений деятельности ЦФО могут дробиться: например, затратные ЦФО подразделяют на отдельные центры по видам затрат — центры нормативных, управленческих и иных затрат.
Распределение затрат по разным ЦФО: основные варианты
Важная задача при создании ЦФО — четко задать критерии, по которым будут определяться доли затрат и доходов каждого подразделения в общих доходах и затратах компании, их участие в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) и результатов деятельности.
Если затраты можно отнести к конкретному подразделению, распределение затрат не требуется.
Если подразделение не приносит доход, являясь затратным, его затраты распределяют между доходными подразделениями. В этом случае важно выбрать подходящий по экономическим показателям метод распределения:
- на основании причинно-следственных связей между подразделениями
- используя условную базу распределения
База распределения — количественный показатель, который можно определить / рассчитать. Затем, используя этот показатель, распределяются затраты вспомогательных служб между другими ЦФО.
Самый простой и частый вариант базы распределения — доля выручки, приходящаяся на конкретное подразделение. Если в затратах значительна доля расходов на заработную плату, то именно этот показатель используют в качестве базового, относительно которого распределяют другие затраты.
Технология распределения (например):
При выборе оптимального метода могут учитываться: его эффективность и трудоемкость, наиболее точное соответствие выбранным причинно-следственным связям.
Запомните
- Центр финансовой ответственности (ЦФО) — это отдел, участок, цех, иное подразделение компании, на которое возложена ответственность перед вышестоящим руководством за достижение определенных финансовых показателей: доходов, расходов, инвестиций, прибыли и т. д.
- Цель выделения ЦФО — необходимость распределения ответственности между структурными подразделениями компании за достижение подконтрольных им финансовых показателей, характеризующих результаты деятельности
- Наиболее часто в компании выделяют 4 основных типа ЦФО: затрат, доходов, прибыли, инвестиций
См. также:
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете