Вопрос: О предложении по формированию резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль в отношении задолженности в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных (долговых) обязательств.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 2022 г. N 03-03-06/1/88699
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 18.07.2022 по вопросу внесения изменений в статью 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном указанной статьей НК РФ. Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (пункт 1 статьи 266 НК РФ).
Таким образом, резерв по сомнительным долгам формируется только в отношении задолженности перед налогоплательщиком, возникшей в связи с реализацией им товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
Задолженность в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств не участвует в формировании резерва по сомнительным долгам, поскольку данные доходы возникают не при реализации продукции (работ, услуг), а при нарушении установленных договором условий реализации товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, учитывая предложенные обращением обоснования об учете штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств при формировании резерва по сомнительным долгам в соответствии с нормами статьи 266 НК РФ, считаем возможным рассмотреть такое предложение при подготовке проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
13.09.2022
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете