Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.06.2025 N Ф06-3011/2025 по делу N А72-16609/2023

Последнее изменение: 21.10.2025

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2025 г. N Ф06-3011/2025

Дело N А72-16609/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2025 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф. Мосунова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутаковой А.Н. (протоколирование ведется с использованием систем веб-конференции, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции представителей:
индивидуального предпринимателя Шарапова Эмиля Нетфулловича — Салахутдиновой Л.Т., доверенность от 16.01.2024,
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области — Клеменовой Ю.Н., доверенность от 27.03.2025,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2025
по делу N А72-16609/2023
по заявлению Индивидуального предпринимателя Шарапова Эмиля Нетфулловича (ИНН 732100792087; ОГРНИП: 315732500004450) к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (ОГРН 1047301036133, ИНН 7325051113) о признании решения налогового органа незаконным,

установил:

индивидуальный предприниматель Шарапов Эмиль Нетфуллович (далее — ИП Шарапов Э.Н., заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее — Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления в перерасчете земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0,3% в отношении следующих земельных участков 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:012601:1533, 73:19:000000:1789, 73:19:000000:1788, 73:19:012601:1410, 73:19:000000:1860, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240. 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566. 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ульяновской области провести перерасчет земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0.3% в отношении земельных участков 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:012601:1533, 73:19:000000:1789, 73:19:000000:1788, 73:19:012601:1410, 73:19:000000:1860, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571.
Определением от 06.11.2024 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, согласно которому он с учетом экспертного заключения просит признать незаконным отказ Инспекции Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в перерасчете земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0,3% в отношении следующих земельных участков 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:000000:1789, 73:19:012601:1410, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ульяновской области провести перерасчет земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0,3% в отношении следующих земельных участков: 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1466, 73:19:012601:601, 73:19:000000:1662, 73:19:000000:1789, 73:19:012601:220, 73:19:012601:1410, 73:19:012601:1037.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2024 исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным отказ Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в перерасчете земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0,3% в отношении следующих земельных участков: 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:000000:1789, 73:19:012601:220, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571, 73:19:012601:601, 73:19:012601:1410, 73:19:012601:240. Суд обязал Управление провести перерасчет земельного налога за 2022 год с применением налоговой ставки 0,3% в отношении следующих площадей земельных участков: 73:19:012601:1037 — 94595 кв. м (37,69% от общей площади земельного участка), 73:19:000000:1662 — 313960 кв. м (43,74% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1466 — 51021 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:000000:1789 — 313442 кв. м (43,71% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:220 — 130183 кв. м (74,23% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1567 — 321168 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1465 — 225 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1468 — 79455 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1566 — 78843 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1490 — 51629 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1571 — 35850 кв. м (100% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:601 — 17587 кв. м (18,85% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:1410 — 2974 кв. м (11,94% от общей площади земельного участка), 73:19:012601:240 — 3596 кв. м (100% от общей площади земельного участка). В остальной части исковые требования оставлены судом без удовлетворения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2025, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2024, оставлено без изменения.
Управление, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Шарапову Э.Н. на праве собственности в 2022 принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:012601:1533, 73:19:000000:1789, 73:19:000000:1788, 73:19:012601:1410, 73:19:000000:1860, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571, расположенные по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, МО «Ишеевское городское поселение» с. Новая Беденьга. категория земель — «земли поселений (земли населенных пунктов)», вид разрешенного использования — «для индивидуального жилищного строительства».
В результате перераспределения согласно проекта планировки территории «Строительство 3 очереди поселка «Чистые Пруды», утвержденного распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области N 230-од от 11.02.2021 г. участки с кадастровыми номерами 73:19:012601:601 преобразованы в 73:19:012601:1783, 73:19:012601:1782; 73:19:012601:220 преобразован в 73:19:012601:1960; 73:19:012601:1037 вошел в состав 73:19:012601:1 567; 73:19:012601:1789 и 73:19:012601:1662 вошли в состав 73:19:012601:1860.
Как указывает заявитель, все данные земельные участки заняты объектами жилищно-коммунальной инфраструктуры, а именно наружные сети водопровода, газопровод высокого и низкого давления, наружные сети хозяйственно-бытовой канализации, уличное освещение, сети электроснабжения.
Указанные земельные участки расположены на территории коттеджных поселков «Чистые Пруды 1, «Чистые Пруды 2», «Чистые пруды 3» (далее — коттеджные поселки), находящихся на территории в Ишеевского городского поселения МО «Ульяновский район» с.Новая Беденьга. На данный момент все три поселка находятся в статусе незавершенного строительства, так как ведется активная застройка, соответственно изменяется конфигурация и общая протяженность инженерных сетей, дорожной инфраструктуры и т.д. расположенных на данных земельных участках. Поэтому на данный момент объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не поставлены на кадастровый учет, что будет сделано после завершения строительства и ввода в эксплуатацию данных коттеджных поселков.
28.08.2023 заявителем получено налоговое уведомление N 67123066 от 28.08.2023 о начислении земельного налога за 2022 год в размере 9 699 275 руб.
Не согласившись с указанным начисление заявитель 21.09.2023 подал в ИФНС России по Ульяновской области заявление о перерасчете земельного налога за 2022 год, исходя из налоговой ставки 0,3 процента по земельным участкам с кадастровыми номерами: 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:012601:1533, 73:19:000000:1789, 73:19:000000:1788, 73:19:012601:1410, 73:19:000000:1860, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Налоговый орган данное на обращение от 21.09.2023 направил ответ от 10.10.2023 N 7300-00-11-2023/016524, в котором сообщил, что в отношении спорных земельных участков отсутствуют основания для произведения перерасчета земельного налога за 2022 год.
ИП Шарапов Э.Н. обратился с жалобой на отказ в перерасчете налога за 2022 в ФНС России, которая была направлена в МИ ФНС России по Приволжскому федеральному округу.
Налоговый орган на обращение от 09.11.2023 направил решение по жалобе от 06.12.2023 N 07-07/3364@, в котором сообщил, что в отношении спорных земельных участков подлежит применению налоговая ставка в размере 1,5 процента.
В обосновании своей позиции заявитель указывает на то, что к указанным земельным участками применима ставка 0,3 процента абзац 3 подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ, т.к. на них находятся объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, участки не участвуют в предпринимательской деятельности. Факт нахождения в собственности физического лица нескольких земельных участков, различных по площади не свидетельствует, о том, что они все участвуют в предпринимательской деятельности. Заявитель указывает, что из 351 участков, которыми он владеет, перерасчет просит произвести с учетом уточнения заявленных требований только в отношении 14 земельных участков, так как они заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Целевой характер использования спорных земельных участков не предполагает перепродажи и извлечения прибыли. Все эти земельные участки полностью или частично заняты коммуникациями.
Налоговый орган с доводами заявителя не согласен, считает, что для применения пониженной ставки требуется отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению в непредпринимательской деятельности. При применении льготной ставки исключаются земельные участки с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», используемые в предпринимательской деятельности.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришли к выводу об удовлетворении заявленных обществом требований при этом исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса указано, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
В отношении земельных участков, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки по налогу не могут превышать 1,5 процента (подпункт 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса).
Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района Ульяновской области N 66 от 26.11.2019 «О земельном налоге» установлены ставки земельного налога в следующих размерах: 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 391 Налогового кодекса установление различных налоговых ставок в отношении земельного участка, является основанием для отдельного расчета налоговой базы.
Судами отмечено, что действующей редакцией указанного пункта установлено, что налоговая база в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части земельного участка.
Согласно предыдущей редакции указанной нормы налоговая база определялась отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
То есть к частям одного земельного участка возможно применение разных налоговых ставок пропорционально площади занимаемой объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Принимая во внимание, что конкретный порядок такого расчета законом не определен, то в случаях, когда при исчислении налога в отношении земельного участка применяются различные налоговые ставки, установленные в зависимости от наличия на нем объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговая база в отношении части земельного участка, приходящейся на данные объекты, может определяться как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части участка (пункт 7 статьи 3 Кодекса).
При этом, поскольку в целях определения налоговой базы Налоговый кодекс не устанавливает исчерпывающий перечень документов, которыми может подтверждаться площадь части земельного участка, приходящейся на объекты инженерной инфраструктуры, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса отдельный расчет налоговой базы может производиться на основе различных документально подтвержденных данных (документированные сведения из ЕГРН, вступившие в законную силу судебные акты, оформленные в соответствии с законодательством кадастровые и технические паспорта объектов недвижимости, карты (планы) объектов землеустройства, планы земельных участков и т.п), при условии, что они позволяют достоверно определить площадь земельного участка, занятого непосредственно объектами инженерной инфраструктуры.
На основании вышеизложенного, суды признали несостоятельными доводы налогового органа о допустимости применения пониженной ставки земельного налога, предусмотренной для объектов, указанных в абзаце третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса, только при условии выделения из сооружений, находящихся на спорном земельном участке, непосредственных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и формирования самостоятельного земельного участка под этими объектами, поскольку данные доводы по своей сути сводятся к установлению условий для применения пониженной ставки, не предусмотренных законом.
Пониженная ставка земельного налога для объектов жилищно-коммунального хозяйства введена законодателем, прежде всего, в целях обеспечения интересов граждан и организаций — потребителей коммунальных услуг, имея в виду нежелательность произвольного увеличения стоимости поставляемых им ресурсов.
Указанная правовая позиция в отношении земельных участков, на которых расположены именно объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2023 N 305-ЭС22-24825 по делу N А41-88082/2021. При этом в указанном споре земельные участки, на которых были расположены объекты коммунальной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, также имели иной вид разрешенного использования, отличный от размещения объектов коммунальной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в подтверждение нахождения на спорных земельных участках объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в 2022 г. заявителем представлены договоры энергоснабжения, газоснабжения, выписки из ЕГРН, локальные сметы на строительство сетей водопровода, акты выполненных работ на строительство сетей водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, объектов газораспределительной системы, приказы регулирующего органа на водоотведение, датированные до указанного года, или в течение него.
Доказательств того, что указанных объектов не существовало в 2022 г. на спорных земельных участках, либо они не использовались для оказания коммунальных услуг населению в спорный период, налоговым органом не приведено.
Судом первой инстанции для определения наличия объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на спорных земельных участках, площади и доли земельных участков, занимаемых указанными объемами, была назначена экспертиза по делу, проведение которой было поручено ООО «Экспертно-правовая корпорация Лидер», экспертам Ермошкину Юрию Владимировичу, Юдину Андрею Владимировичу.
Согласно выводам экспертов, изложенным в заключении N 2024-05/64, на земельных участках с кадастровыми номерами 73:19:000000:1788, 73:19:012601:1533, 73:19:000000:1860 объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса отсутствуют.
На земельных участках с кадастровыми номерами: 73:19:012601:601, 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1662, 73:19:012601:1466, 73:19:000000:1789, 73:19:012601:1410, 73:19:012601:220, 73:19:012601:240, 73:19:012601:1567, 73:19:012601:1465, 73:19:012601:1468, 73:19:012601:1566, 73:19:012601:1490, 73:19:012601:1571 объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса имеются. Определить площадь (а также долю в процентном отношении), занятую линейными объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на каждом земельном участке не предоставляется возможным.
В соответствии с ППТ и ПМТ, площадь земельных участков, планируемых к размещению объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса составляет: 73:19:012601:1037 — 94595 кв. м (37,69% от общей площади земельного участка); 73:19:000000:1662 — 313960 кв. м (43,74% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1466 — 51021 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:000000:1789 — 313442 кв. м (43,71% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:220 — 130183 кв. м (74,23% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1567 — 321168 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1465 — 225 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1468 — 79455 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1566 — 78843 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1490 — 51629 кв. м (100% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1571 — 35850 кв. м (100% от общей площади земельного участка).
По фактическому использованию, площадь земельных участков используемых для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса составляет: 73:19:012601:601 — 17587 кв. м (18,85% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:1410 — 2974 кв. м (11,94% от общей площади земельного участка); 73:19:012601:240 — 3596 кв. м (100% от общей площади земельного участка).
В исследовательской части экспертизы экспертом указано, что самостоятельные земельные участки для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса не формируются, а устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий (охранные зоны объектов инженерной инфраструктуры) и публичные сервитуты.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основной характеристикой линейного сооружения, как объекта капитального строительства, является его протяженность, при этом площадь такого объекта не определяется.
На основании вышесказанного, определить площадь (а также долю в процентном отношении), занятую линейными объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на каждом земельном участке не предоставляется возможным.
Судами установлено, что в отношении исследуемой территории, в 2020 г. были разработаны Проект планировки территории «Строительство 3 очереди поселка «Чистые пруды» Ульяновская область, Ульяновский район, с. Новая Беденьга» (далее — ППТ) и Проект межевания территории «Строительство 3 очереди поселка «Чистые пруды» Ульяновская область, Ульяновский район, с. Новая Беденьга» (далее ПМТ), которые были утверждены Распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 11.02.2021 N 230-од.
Проектом межевания территории было предусмотрено образование 625 земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1505 и 73:19:012601:220.
Земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:012601:1037, 73:19:000000:1505 и 73:19:012601:220 прекращают свое существование.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:000000:1505 в связи с выполнением кадастровых работ были образованы 250 земельных участков для индивидуального жилищного строительства и, оставшийся после раздела земельный участок с кадастровым номером: 73:19:000000:1662.
В 2021 г. были разработаны Проект внесения изменений в проект планировки территории «Строительство 3 очереди поселка «Чистые пруды» по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, село Новая Беденьга и Проект внесения изменений в проект межевания территории «Строительство 3 очереди поселка «Чистые пруды» по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, село Новая Беденьга, которые были утверждены Распоряжением Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 19.11.2021 N 2530-од
Проект внесения изменений в ПМТ подготавливался в отношении земельных участков с условным обозначением: ЗУ225,:ЗУ226,:ЗУ227,:ЗУ228,:ЗУ229,:ЗУ230,:ЗУ231,:ЗУ232,:ЗУ233,:ЗУ234,:ЗУ235,:ЗУ236,:ЗУ237,:ЗУ238,:ЗУ239,:ЗУ240,:ЗУ241,:ЗУ620,:ЗУ623. Проектом внесения изменений в ПМТ вносились изменения в характеристики (площадь и местоположение) 19 земельных участков и образование одного земельного участка путем перераспределения.
Земельные участки с кадастровыми номерами 73:19:000000:1662 (ранее 73:19:012601:1037) и 73:19:012601:220 прекращают свое существование.
Судами указано, что на основании, указанных выше ППТ и ПМТ, возможно определить площадь земельных участков, планируемых к размещению объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. То есть формулировка вывода экспертного заключения о том, что определить площадь (а также долю в процентном отношении), занятую линейными объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса на каждом земельном участке не предоставляется возможным, а также о приводимых площадях и долях земельных участков, планируемых к размещению объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в соответствии с ППТ и ПМТ означает не то, что заключением не определены площади и доли, а то, что исходя из особенностей линейных объектов, площади и доли определены, исходя из ППТ и ПМТ, то есть исходя из необходимой площади земельных участков для размещения линейных объектов.
Фактическое же нахождение линейных объектов именно на спорных земельных участках экспертами определено.
Согласно заключению на земельном участке 73:19:012601:1037 расположены сети связи, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:000000:1662 расположены сети связи и газопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:1466 расположены сети канализации, водопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:000000:1789 расположены сети связи, газопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:220 расположены сети связи, газопровода, канализации, водопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:1567 расположены сети связи, газопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:1465 расположены сети канализации; на земельном участке 73:19:012601:1468 расположены сети связи, газопровода, канализации; на земельном участке 73:19:012601:1566 расположены сети канализации, водопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:1490 расположены сети связи; на земельном участке 73:19:012601:1571 расположены сети связи, газопровода; на земельном участке 73:19:012601:601 расположены сети канализации, водопровода, газопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:1410 расположены сети водопровода, линии электропередачи; на земельном участке 73:19:012601:240 расположены сети канализации, водопровода, газопровода, линии электропередачи.
В заключение эксперта указано, что наличие на земельных участков прочих сетей определялось на основании визуального осмотра, в приложении приведены фотографии объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ.
Из приведенных в экспертном заключении конфигураций земельных участков следует, что они не могут быть использованы под индивидуальное жилищное строительство, а представляют собой улично-дорожную сеть с расположенными на ней коммуникациями жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
С учетом того, что на спорных земельных участках расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, свидетельствует о праве налогоплательщика на применение ставки в размере 0,3 процентов согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10062/10, определению Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2017 N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969).
Спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Данный вид разрешенного использования позволяет размещать на земельных участках как жилые дома, так и объекты инженерной инфраструктуры для обслуживания жилых домов. Следовательно, размещение заявителем на спорных земельных участках объектов инженерной инфраструктуры, которые обслуживают в поселках жилые дома, располагающиеся на соседних земельных участках, соответствует их виду разрешенного использования, является использованием земельных участков в соответствии их назначением.
При этом согласно материалам дела налогоплательщик не просит пересчитать налог по земельным участкам, используемым для жилищного строительства, а просит в отношении земельных участков, используемых для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Указанное право предоставлено статьями 391 и 394 НК РФ в отношении части земельных участков, занятых подобными объектами.
В Письме ФНС России от 15.03.2022 N БС-4-21/3123@ также указано на правомерность применения налоговой ставки в 0,3 процента при размещении на земельном участке с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания жилых домов.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции, исходя из анализа исследованных документов, представленных в материалы дела, учитывая экспертное заключение, а также то, что на спорных земельных участках расположены объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при представленных налогоплательщиком доказательств существования объектов на участках в 2022, руководствуясь положениями статей 391 и 394 НК РФ, допускающих применение к земельному участку ставок налогообложения пропорционально площади, занятой объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, пришли к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных предпринимателем требований, пропорционально площади земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Установленные апелляционным судом обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. По существу они свидетельствуют о несогласии с оценкой доказательств и установленными по делу фактическими обстоятельствами, сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.12.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2025 по делу N А72-16609/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН

Судьи
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН
С.В.МОСУНОВ

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете

Добавить комментарий