Письмо Минфина от 28.10.2019 N 03-07-05/82686

Последнее изменение: 27.04.2023

Вопрос: Банк в 2018 г. по договору об отступном получил нежилую недвижимость (далее — имущество) стоимостью 5 млн руб. (в том числе НДС 18%). В момент подписания акта приема-передачи должник представил банку счет-фактуру, стоимость имущества указана с учетом НДС по налоговой ставке 18/118.
После получения свидетельства о собственности имущество было учтено на балансовом счете 62001 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи» в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 170 НК РФ с учетом НДС в стоимости имущества, так как предполагалась дальнейшая его продажа.
В 2019 г. банком была произведена переоценка имущества, по итогам которой балансовая стоимость имущества снизилась и составила 4 млн руб., что было отражено в бухгалтерском учете.
Учетной политикой банка предусмотрено применение порядка учета НДС, установленного п. 5 ст. 170 НК РФ.
Правильно ли, что у банка при реализации данного имущества по стоимости 6 млн руб. возникает межценовая разница в размере 2 млн руб. (в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ) и расчет налога будет производиться по налоговой ставке 20/120?
Верно ли, что в случае реализации данного имущества, принятого к учету по первоначальной стоимости в размере 5 млн руб., у банка возникает межценовая разница в размере 1 млн руб., облагаемая по налоговой ставке 20/120, а при реализации данного имущества по балансовой стоимости в размере 4 млн руб. у банка межценовая разница равна нулю?
Каков порядок заполнения граф 5, 7, 8 счета-фактуры по вышеуказанным случаям?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 28 октября 2019 г. N 03-07-05/82686

В связи с письмом по вопросам применения банком, использующим положения пункта 5 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и составления счетов-фактур при реализации недвижимого имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения НДС.
На основании пункта 3 статьи 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 170 Кодекса банки, применяющие порядок учета НДС в соответствии с пунктом 5 статьи 170 Кодекса, суммы НДС по приобретенным товарам, в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, в дальнейшем реализуемым до начала использования для осуществления банковских операций, сдачи в аренду или до введения в эксплуатацию, учитывают в стоимости таких товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов.
Таким образом, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, сумма НДС исчисляется в случае, если цена реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок).
В случае если при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, цена реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) не превышает стоимость этого имущества (остаточную стоимость с учетом переоценок), то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю.
Что касается счетов-фактур, то согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса при осуществлении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру.
Поскольку пунктом 3 статьи 169 Кодекса в отношении операций по реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налогоплательщик от обязанности по составлению счетов-фактур не освобожден, при осуществлении указанных операций счета-фактуры составляются в порядке, установленном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее — Правила), и выставляются в срок, установленный пунктом 3 статьи 168 Кодекса.
На основании подпунктов «д» и «з» пункта 2 Правил при заполнении счета-фактуры в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, в графе 5 «Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога — всего» указывается налоговая база, определенная в порядке, установленном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, а в графе 8 «Сумма налога, предъявляемая покупателю» — сумма НДС, исчисленная исходя из налоговой ставки, определяемой в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса применительно к налоговой базе, указанной в графе 5 счета-фактуры.
Таким образом, если налоговая база, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 154 Кодекса, и сумма НДС признаются равными нулю, при заполнении счета-фактуры в графах 5 и 8 указывается цифра ноль.
По вопросу применения ставки НДС при реализации после 1 января 2019 года недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном вышеуказанным пунктом 3 статьи 154 Кодекса, следует отметить, что Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон) предусмотрено повышение с 1 января 2019 года размера ставки НДС с 18 (18/118) до 20 (20/120) процентов.
Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона ставка НДС в размере 20 (20/120) процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. При этом Федеральный закон не изменяет момент определения налоговой базы в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
В связи с этим в отношении вышеуказанного недвижимого имущества, момент определения налоговой базы по которому возникает после 1 января 2019 года, применяется предусмотренная пунктом 4 статьи 164 Кодекса расчетная ставка НДС в размере 20/120 процентов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
28.10.2019

Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Оцените публикацию
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий