Чтобы документ выполнил установленную для него роль, в нем должны быть все обязательные реквизиты. Если каких-либо обязательных реквизитов нет, документ может быть признан нелегитимным.
Разберем общий подход к реквизитам документов и нюансы их оформления в разных сферах законодательства.
Содержание
Виды и формы документа
Определимся с терминами.
Согласно ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»:
- документ — зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
- реквизит документа — элемент оформления документа.
К документам бухгалтерского учета относятся первичные учетные документы и бухгалтерские регистры (пп. «а» п. 2 ФСБУ 27).
Четкого определения первичного документа и учетного документа в нормативных актах нет. В Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используется понятие «первичного учетного документа» для целей бухгалтерского учета.
В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку
Первичный учетный документ согласно — это документ, в котором зафиксирована информация о факте хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Законодательство различает формы документов:
- унифицированные — содержатся в альбомах форм, утверждаются ответственными за их создание органами исполнительной власти;
- созданные организацией самостоятельно (утвержденные руководителем организации). К ним условно можно отнести и документы от разработчиков, например, 1С, если они используются организацией. Пример — Бухгалтерская справка (Операции, введенные вручную в 1С Бухгалтерия 8.3).
В унифицированную форму документа могут вноситься дополнительные реквизиты (Письмо Минфина от 02.02.2022 N 07-01-09/6894). Исключение — унифицированные формы документов по учету кассовых операций — их форму менять не допускается (Постановление Госкомстата от 24.03.1999 N 20).
Законодательством могут быть установлены формы документов, которые следует использовать в обязательном порядке (Информация Минфина N ПЗ-10/2012, Письмо Минфина от 25.01.2017 N 03-01-15/3482).
Обязательные реквизиты бухгалтерских документов
Обязательные реквизиты документа — это те реквизиты, которые предусмотрены утвержденной формой документа, либо законом или другим нормативным актом.
Реквизиты первичных учетных документов
Обязательные реквизиты первичного учетного документа (ПУД) приведены в пп.2 п. 9 Закона N 402-ФЗ — их семь:
- наименование документа;
- дата документа;
- факт хозяйственной жизни (наименование товаров, работ, услуг и т. п.);
- наименование организации или ИП (экономического субъекта);
- денежные и/или натуральные измерители факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование лица/должность лица, оформившего/ответственного за оформление документа;
- подпись лица с указанием ФИО (других реквизитов для идентификации).
Эти реквизиты обязательны как в унифицированном документе, так и в том, форма которого определена организацией самостоятельно.
Организация, утверждая формы документов, разработанных самостоятельно, может вносить в них дополнительные реквизиты (п. 12 ФСБУ 27).
Обязательные реквизиты бухгалтерского документа можно исправлять (п. 18-22 ФСБУ 27), если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами органов, осуществляющих государственное регулирование бухучета (п. 18 ФСБУ 27).
Ответственность за правильность обязательных реквизитов лежит на лицах, составивших и/или подписавших документы (п. 30 ФСБУ 27).
Тройка лидеров среди реквизитов, которые не являются обязательными с точки зрения закона, но часто называются таковыми коллегами-бухгалтерами при опросе:
- номер документа;
- ИНН;
- печать.
А забывают назвать при перечислении обязательные реквизитов чаще всего «наименование документа».
Реквизиты бухгалтерских регистров
Бухгалтерские регистры относятся к бухгалтерским документам, их обязательных реквизитов тоже семь.
Пять реквизитов идентичны реквизитам первичного учетного документа. Различия только в двух реквизитах:
- вместо даты ПУД фигурирует дата начала и дата окончания ведения регистра (период, за который сформирован регистр);
- вместо факта хозяйственной жизни указывается хронологическая и/или систематическая группировка объектов бухгалтерского учета.
Отсутствие какого-либо обязательного реквизита делает первичный учетный документ недействительным.
Обязательные реквизиты первичного учетного документа в налоговом учете
Неверно заполненные документы налогового учета могут привести к спорам с налоговиками и убыткам для компании.
Документы по налогу на прибыль
Одно из условий принятия расходов по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН и т. д.) — расходы должны быть документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).
Документальным подтверждением расходов в целях НУ являются прежде всего документы, составленные в целях бухгалтерского учета по требования Закона N 402-ФЗ: в них должны присутствовать обязательные реквизиты в соответствии с Письмо Минфина от 29.04.2019 N 03-03-06/1/31497). Если для каких-либо операций установлены специальные формы документов, применять следует именно их.
Счет-фактура
Для налогового учета по НДС используется документ «счет-фактура». Его обязательные реквизиты установлены п. 5 ст. 169 НК РФ и конкретизированы в Постановлении Правительства от 26.12.2011 N 1137.
Ниже перечислены реквизиты, ошибки в которых не препятствуют налоговым органам идентифицировать продавца (покупателя) и не лишают права налогоплательщика на вычет НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ):
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- их стоимость;
- ставка и сумма НДС.
Универсальный передаточный документ
Универсальный передаточный документ (УПД) совмещает данные первичного документа для целей бухгалтерского учета и счета-фактуры, является рекомендованным (Письмо ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
Так как форма рекомендованная, допускается вносить в нее изменения, например, если не хватает каких-либо реквизитов (Письмо ФНС от 22.04.2019 N ЕД-4-15/7638).
Измененная форма УПД должна:
- соответствовать действующей форме счета-фактуры (в части реквизитов счета-фактуры в документе), при этом наименование срок и граф (реквизитов счета-фактуры) менять нельзя (Письмо ФНС от 31.01.2014 N ГД-4-3/1573);
- содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа.
Разрешается:
- включить дополнительные реквизиты после полей для подписей счета-фактуры;
- дополнить таблицу новыми графами слева от графы 1 или справа от графы 13.
Измененную форму УПД закрепите в учетной политике (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).
Если обязательные реквизиты (их часть) отсутствуют в документе, вывод о несоответствии документа законодательным требованиям можно делать, только если информация по обязательным реквизитам не обнаружена в дополнительных полях (строках), введенным налогоплательщиком самостоятельно (Письмо ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@).
Запомните
- Обязательных реквизитов первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета семь, они приведены в п. 2 ст. 9 и п. 4 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» соответственно.
- В форму документа можно вносить дополнительные реквизиты. Измененную форму необходимо утвердить.
- Если в НУ в качестве документов, подтверждающих налоговые расходы, используются первичные документы бухгалтерского учета, они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ.
См. также:
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете