Вопрос: Российская организация (далее — подрядчик) заключила прямой договор сроком на 15 месяцев с иностранной организацией (далее — заказчик), зарегистрированной на территории Республики Сербии. Предметом договора является осуществление проектных, монтажных и пусконаладочных работ на объекте, расположенном на территории Республики Сербии. В целях осуществления указанных работ подрядчик открыл филиал в Республике Сербии. Филиал заключил договоры с сербскими организациями (далее — субподрядчики) на проведение субподрядных работ по месту нахождения объекта.
1. Вправе ли подрядчик в целях налога на прибыль учесть расходы его филиала на проведение субподрядных работ при условии их документального подтверждения?
2. Филиал подрядчика учитывает доходы и расходы в иностранной валюте (динарах). На какую дату осуществляется пересчет доходов и расходов в динарах в рубли в целях исчисления подрядчиком налога на прибыль?
3. В каком порядке подрядчик вправе зачесть сумму налога, аналогичную налогу на прибыль, уплаченную его филиалом на территории Республики Сербии, в целях избежания двойного налогообложения и какие документы необходимо представить в налоговый орган в данном случае?
4. Первичные документы субподрядчиков являются документальным подтверждением расходов подрядчика и филиала подрядчика. Вправе ли подрядчик хранить указанные документы по месту своего нахождения, а в случае необходимости представлять в налоговые органы РФ копии указанных документов для целей подтверждения обоснованности расходов? Если это правомерно, то каким способом должны быть заверены данные копии?
5. Возникает ли обязанность у подрядчика исчислить и уплатить НДС в отношении доходов, полученных от осуществления заказчиком проектных, монтажных и пусконаладочных работ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 февраля 2012 г. N 03-03-06/1/106
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли доходов и расходов российской организации, полученных (понесенных) в связи с деятельностью на территории иностранного государства, и сообщает следующее.
1. В соответствии с положениями ст. 311 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Налоговый учет доходов, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и расходов, произведенных в связи с их получением, ведется организацией в общеустановленном гл. 25 Кодекса порядке.
При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных гл. 25 Кодекса, вне зависимости от правил определения расходов, применяемых в иностранном государстве.
Такие расходы, согласно ст. 252 Кодекса, должны быть обоснованны, т.е. должны являться экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме, а также подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.
В первичных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства в отношении операций, осуществляемых на территории данного иностранного государства, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции. Такие документы в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», предусматривающими, что государственным языком Российской Федерации является русский язык, в установленном порядке должны быть переведены на русский язык.
Таким образом, расходы российской организации, понесенные ею в связи с деятельностью в иностранном государстве, могут включаться в состав расходов российской организации, учитываемых при налогообложении прибыли, если таковые предусмотрены гл. 25 Кодекса и соответствуют установленным этой главой критериям.
2. Пунктом 3 ст. 248 Кодекса предусмотрено, что полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет доходов и расходов, выраженных в иностранной валюте, производится налогоплательщиком при методе начисления в соответствии со ст. ст. 271 и 272 Кодекса.
3. Статьей 311 Кодекса установлено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
Таким образом, возможность зачета суммы налога, аналогичного налогу на прибыль организаций, уплаченной российской организацией (удержанной с доходов российской организации) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий: (1) обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации и (2) фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.
Пунктом 3 ст. 311 Кодекса предусмотрено, что размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в Российской Федерации.
В этом случае необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами Российской Федерации, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами Российской Федерации, применяется ставка налога на прибыль, предусмотренная российским законодательством. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.
К зачету в Российской Федерации принимается наименьшая из указанных величин.
В целях получения зачета налога, уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, российская организация заполняет и представляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации (далее — Декларация), форма которой и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709 (зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2004, регистрационный номер 5431).
Расчет предельной суммы зачета и суммы налога, фактически подлежащей зачету, осуществляется организацией самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных Декларации.
4. Порядок хранения первичных учетных документов регулируется ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положениями по бухгалтерскому учету, утвержденными приказами Минфина России.
Порядок представления документов при их истребовании налоговым органом установлен ст. 93 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Ответ по вопросам применения налога на добавленную стоимость будет направлен дополнительно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.02.2012
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете