Вопрос: Организация в 2021 г. в рамках исполнения Государственного контракта на оказание услуг по формированию, хранению и обслуживанию продовольственного запаса для нужд гражданской обороны, заключенного с Департаментом торговли и услуг г. Москвы, обязана сформировать продовольственный запас и производить освежение (замену) продовольствия по истечении 70% нормативного срока его годности своими силами на аналогичное продовольствие свежих дат выработки и качества.
Можно ли считать такое последующее освежение (замену) продовольствия в части возврата товара корректировкой первоначальной реализации (первоначальной закладки продуктов) и основанием для составления корректировочного счета-фактуры, выставляемого продавцом покупателю товаров при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения количества (объема) отгруженных товаров? А соответствующее последующее пополнение запаса уже отдельной реализацией нового товара?
Будут ли оформленные в связи с операциями по освежению запаса (возврата товара) корректировочные счета-фактуры надлежащими документами, служащими основанием для принятия продавцом товаров сумм налога к вычету на основании п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 января 2022 г. N 03-07-11/4945
В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость и составлении счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в отношении продовольственных товаров, приобретаемых налогоплательщиком в рамках исполнения государственного контракта на оказание услуг по формированию, хранению и обслуживанию продовольственного запаса для нужд гражданской обороны, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение экспертизы государственного контракта, а также договоров, заключаемых налогоплательщиком с поставщиками указанных товаров.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно по вопросу применения налога на добавленную стоимость при возврате товаров сообщаем, что согласно пункту 5 статьи 171 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров продавцу. При этом пунктом 4 статьи 172 Кодекса предусмотрено, что вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, является документом, служащим основанием для принятия продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса.
Таким образом, при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров, корректировочный счет-фактура, выставленный продавцом покупателю, является документом, служащим основанием для принятия продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету на основании пункта 5 статьи 171 Кодекса при выполнении требований пункта 4 статьи 172 Кодекса.
Также необходимо учитывать, что согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров (работ, услуг) или день их оплаты (частичной оплаты).
На основании пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты (частичной оплаты), полученных в счет предстоящих поставок товаров, подлежат вычетам при отгрузке соответствующих товаров.
Учитывая изложенное, сумму переплаты, возникшую у продавца после изменения стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения, в счет которой в последующем будет осуществлена новая поставка товаров покупателю, следует признать суммой частичной оплаты, полученной в счет предстоящей поставки товаров, которая подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Кроме того, на основании пункта 14 статьи 167 Кодекса на день отгрузки товаров в счет ранее поступившей частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. При этом на основании вышеуказанных пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная продавцом с суммы частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров, при их отгрузке подлежит вычету.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
26.01.2022
Подписывайтесь на наши YouTube
и Telegram чтобы не
пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете