Письмо Минфина от 25.06.2018 N 03-03-06/1/43489

Последнее изменение: 01.09.2021

Вопрос: Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ может быть составлен на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением между участниками электронного взаимодействия.
СПАО, руководствуясь вышеуказанными нормами, планирует перейти на электронный документооборот со страховыми посредниками (страховыми агентами) в части подписания ими актов оказанных услуг простой электронной подписью.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:
1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;
2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.
В целях определения лица, подписавшего акт оказанных услуг, СПАО планируется создание личного кабинета страхового посредника в сети Интернет, авторизация и подписание документов в котором будут происходить путем использования имени пользователя, пароля, а также одноразового кода, который будет направляться страховому посреднику посредством мобильной связи.
После авторизации в личном кабинете и введения страховым посредником направленного ему одноразового кода будет происходить формирование документа — акта оказанных услуг с нанесением на него следующих реквизитов:
— о подписании данного документа простой электронной подписью;
— даты и времени простой электронной подписи;
— информации о лице, подписавшем документ — акт оказанных услуг;
— номера телефона, на который отправлялся одноразовый код;
— одноразового кода;
— уникального номера отправленного СМС с одноразовым кодом.
Достаточно ли данных реквизитов указанного документа — акта оказанных услуг для целей налога на прибыль? Нужно ли представлять налоговому органу дополнительные сведения и информацию, подтверждающие подписание страховыми посредниками документов — актов оказанных услуг простой электронной подписью?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 25 июня 2018 г. N 03-03-06/1/43489

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на основании первичных учетных документов, подписанных простой электронной подписью, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
На основании статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Пунктом 5 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон N 63-ФЗ).
Согласно статье 6 Закона N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия. Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 Закона N 63-ФЗ.
Таким образом, хозяйствующие стороны при оформлении первичных учетных документов могут организовать электронный документооборот, применяя простую электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона N 63-ФЗ.

Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
25.06.2018

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно

Пароль будет выслан на указанный email

Публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете

Добавить комментарий