Вопрос: О порядке учета налоговыми органами уточненных налоговых деклараций при принятии решения по результатам налоговой проверки.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 21 ноября 2012 г. N АС-4-2/19576@
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями о порядке учета при принятии решения по результатам налоговой проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации, сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации:
а) факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
б) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Таким образом, Кодекс не предусматривает права или обязанности налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию по нарушениям, выявленным налоговым органом.
В развитие указанных норм порядками заполнения конкретных налоговых деклараций прямо предусмотрено, что при перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) сумм налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговым агентом) производится перерасчет сумм налога. Такие положения, в частности, содержатся в п. 2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, а также в п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.
При этом предложение налогоплательщику внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, указываемое в резолютивной части решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не означает обязанность налогоплательщика представить уточненные налоговые декларации, так как налоговые декларации не относятся к документам налогового учета, а представляют собой заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты конкретных налогов (п. 1 ст. 80 Кодекса). Следовательно, указанное предложение налогоплательщику не должно формулироваться как предложение представить уточненные налоговые декларации (расчеты).
Вместе с тем Кодекс не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций. Данному праву налогоплательщика на представление уточненной налоговой декларации корреспондирует полномочие налогового органа на ее проверку. При этом уточненная налоговая декларация может быть представлена после окончания налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации по тому же налогу и за тот же налоговый (отчетный) период.
Уточненная налоговая декларация проверяется:
1) в рамках камеральной налоговой проверки;
2) в рамках проводимой выездной налоговой проверки (в случае ее представления в рамках соответствующей выездной проверки), за исключением случаев, указанных в п. 1 настоящего письма, либо в рамках вновь назначаемой в соответствии с п. 4 либо п. 10 ст. 89 Кодекса выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
В каждом конкретном случае проверка уточненной налоговой декларации проводится индивидуально, исходя из содержания внесенных в нее изменений. Проверка уточненной декларации должна быть направлена на максимальное выяснение всех изменений и связанных с ними обстоятельств. При этом необходимо учитывать не только изменение итогового показателя декларации, но также изменения иных показателей декларации, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога, подлежащую уплате на основании данной декларации.
Исходя из положений Кодекса, регулирующих вопросы проведения налоговых проверок, а также прав и обязанностей налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в их системной связи в зависимости от момента представления уточненной налоговой декларации и иных обстоятельств, порядок действий налогового органа при поступлении уточненной налоговой декларации в каждом конкретном случае будет различаться.
Важное значение при этом имеют сроки окончания налоговых проверок.
Кодексом установлены сроки окончания выездной и камеральной налоговых проверок:
а) днем окончания выездной налоговой проверки в соответствии с п. 15 ст. 89 Кодекса является день, когда проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке;
б) моментом окончания камеральной налоговой проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 Кодекса трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте налоговой проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.
1. Уточненная налоговая декларация (расчет) представлена в ходе выездной налоговой проверки.
В целях исключения параллельных процедур выездной проверки и камеральной проверки в отношении одного и того же налога и за тот же налоговый период и исключения излишнего обременения налогоплательщика процедурой камеральной проверки ввиду проводимой выездной проверки, в том случае если в ходе выездной налоговой проверки представлена уточненная декларация по тому налогу и за тот период, по которому (за который) проводится выездная проверка, мероприятия налогового контроля с целью ее проверки проводятся в рамках выездной проверки, за исключением тех случаев, когда уточненная декларация представлена:
1) по налогу на добавленную стоимость и в ней заявлено право на возмещение налога (ст. ст. 176, 176.1 Кодекса);
2) по акцизу и в ней заявлено право на возмещение акциза (ст. 203 Кодекса).
В этих двух случаях нормы законодательства о налогах и сборах требуют обязательного проведения самостоятельной камеральной налоговой проверки такой уточненной налоговой декларации, так как Кодексом предусмотрены особенности оформления результатов этих категорий проверок.
Руководитель налогового органа организует работу таким образом, чтобы отдел камеральных налоговых проверок располагал информацией о проводимых выездных налоговых проверках и мог своевременно информировать отдел выездных налоговых проверок о фактах представления соответствующих налоговых деклараций.
При этом камеральная налоговая проверка уточненных деклараций (за исключением перечисленных выше случаев), по которым мероприятия налогового контроля проводятся в рамках выездной налоговой проверки, ограничивается принятием и вводом в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных в соответствии с Приказом ФНС России от 18.07.2012 N ММВ-7-1/505@ и проведением автоматизированного камерального контроля. Протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций (при наличии), сформированные по результатам автоматизированного камерального контроля таких деклараций (расчетов), используются при проведении выездной налоговой проверки.
В случае если представление уточненной декларации незадолго до окончания выездной налоговой проверки ограничивает налоговый орган во времени, необходимом для проведения мероприятий налогового контроля (получения пояснений налогоплательщика — ст. ст. 31, 88 Кодекса, допросов свидетелей — ст. 90 Кодекса, истребования документов — ст. ст. 93, 93.1 Кодекса, проведения экспертизы — ст. 95 Кодекса и т.д.), с целью установления всех существенных обстоятельств, связанных с уточнением налоговых обязательств, этот факт отражается в акте выездной налоговой проверки и такая декларация проверяется в рамках самостоятельной камеральной налоговой проверки.
2. Уточненная налоговая декларация (расчет) представлена в ходе камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета).
Согласно положениям п. 9.1 ст. 88 Кодекса, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном ст. 81 Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
В указанной связи в целях применения п. 9.1 ст. 88 Кодекса при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день, следующий за датой получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения.
Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе последних трех категорий налоговых деклараций, указанных в п. 1 настоящего письма.
3. Уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления или вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета).
Если уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после окончания камеральной налоговой проверки первичной (предыдущей) налоговой декларации (расчета), но до составления либо вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), налоговый орган вправе не составлять данный акт либо не вручать (направлять) акт налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета). В этом случае налоговый орган проводит новую камеральную налоговую проверку на основе уточненной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета), должны быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в рамках камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета).
Рекомендации настоящего пункта применяются в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), за исключением последних трех категорий налоговых деклараций, указанных в п. 1 настоящего письма.
Вместе с тем если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возмещению в порядке п. 2 ст. 176 Кодекса (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 14883/10) подлежит сумма налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии (в отношении которой не предполагается оформлять акт налоговой проверки), с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации (то есть не более суммы налога, заявленной к возмещению в уточненной налоговой декларации). Примеры учета уточненных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость приведены в приложении к настоящему письму. В аналогичном порядке решаются вопрос возмещения налога при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемого к возмещению (ст. 203 Кодекса), и уменьшения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
4. Уточненная налоговая декларация (расчет) представлена после вручения (направления) налогоплательщику акта камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) либо акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ее результатам.
Налогоплательщик может внести исправления в декларацию:
а) с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
б) не связанные с нарушениями, установленными по результатам налоговой проверки, по которым одновременно им представлены подтверждающие документы или такие документы не представлены.
Необходимо учитывать, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.03.2010 N 8163/09, при представлении уточненной налоговой декларации после составления акта проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной налоговой декларации и может назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.
Таким образом, показатели уточненной налоговой декларации учитываются при вынесении решения по результатам проверки только при условии, что вносимые налогоплательщиком изменения налоговым органом проверены и подтверждены документально.
Также при проведении выездных налоговых проверок следует учитывать указанные в п. 1 настоящего письма случаи, когда нормы законодательства о налогах и сборах предписывают провести процедуру самостоятельной камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.
При этом налоговый орган выносит решения по результатам камеральных налоговых проверок, связанные с возмещением налога (п. 3 ст. 176, п. 4 ст. 203), с учетом следующего.
Если налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то вопросы, связанные с отказом в возмещении налога, решаются (и соответствующие решения принимаются) с учетом уменьшения, заявленного налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации. В аналогичном порядке решается вопрос возмещения налога при уменьшении налогоплательщиком сумм акцизов, заявляемого к возмещению (ст. 203 Кодекса).
5. Уточненная налоговая декларация представлена после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки.
В случае если уточненная налоговая декларация представлена после вынесения решения по результатам рассмотрения материалов соответствующей камеральной (выездной) налоговой проверки, то налоговым органам необходимо руководствоваться положениями Письма ФНС России от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп@.
Положения настоящего письма не распространяются на отношения, регулируемые ст. 176.1 Кодекса.
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеизложенное до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
В базе знаний Бухэксперта 25 тысяч актуальных статей и 80 тысяч ответов на вопросы бухгалтеров. Все — с пошаговыми инструкциями по применению теории на практике в 1С. Каждый день нас читают больше 100 тысяч бухгалтеров со всей страны. В открытом доступе только небольшая часть наших статей. Чтобы получить полный доступ и найти ответы на все ваши вопросы, оставьте заявку
Приложение
к письму ФНС России
от ______________ 2012 г.
N _________________
Пример N 1.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 80 руб.
По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика в отношении суммы в 20 руб. претензии сняты.
В возмещении 20 руб. должно быть отказано со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Пример N 2.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 80 руб.
По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика претензии сняты в отношении 10 руб.
В возмещении 20 руб. должно быть отказано со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в том числе в отношении 10 руб. основанием отказа к возмещению являются также обстоятельства, установленные в ходе проверки.
Пример N 3.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
По уточненной налоговой декларации, представленной за рамками окончания камеральной налоговой проверки, заявлено к возмещению 70 руб.
По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.
В данном случае сумма к возмещению не может превышать 70 руб. В возмещении 30 руб. должно быть отказано со ссылкой как на факты, установленные в ходе камеральной налоговой проверки, так и на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации.
Пример N 4.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена декларация с суммой налога к уплате.
По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.
В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении всей заявленной суммы по первичной налоговой декларации со ссылкой на факт представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (в отношении 20 руб. также необходимо указать обстоятельства, установленные в ходе проверки).
Пример N 5.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена декларация с суммой к возмещению, равной 110 руб.
По итогам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика сумма налога, в отношении которой установлены нарушения, не изменилась.
В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении 20 руб. Уточненная декларация не учитывается.
Пример N 6.
По первичной налоговой декларации налогоплательщиком заявлено к возмещению 100 руб.
По окончании камеральной налоговой проверки подтверждено и возмещено 80 руб. В отношении 20 руб. имеются претензии.
За рамками окончания камеральной налоговой проверки представлена уточненная налоговая декларация с суммой к возмещению 75 руб.
При этом по информации, имеющейся у налогового органа, налогоплательщик исключил сумму вычетов в размере 30 руб. (в том числе 20 руб., по которой имеются претензии) и заявил новый вычет в сумме 5 руб.
В данном случае должно быть принято решение об отказе в возмещении 30 руб. со ссылкой на факты, установленные в ходе камеральной налоговой проверки, представление уточненной декларации, а также на то обстоятельство, что вычет, заявленный в сумме 5 руб., будет проверен в ходе камеральной налоговой проверки уточненной декларации, по результатам которой будет принято самостоятельное решение.
21.11.2012
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
ОЧЕНЬ ИНФОРМАТИВНО