АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2025 г. N Ф02-1971/2025
Дело N А19-15072/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2025 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2025 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Курочкиной И.А., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РусИр» Кокоуровой А.Л. (доверенность от 05.04.2025, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2024 года по делу N А19-15072/2024, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2025 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РусИр» (ОГРН 1143801000133, ИНН 3801128110, г. Ангарск Иркутской области; далее — ООО ТД «РусИр», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее — ОСФР по Иркутской области, Фонд) от 24.05.2024 N 38082450000076 о возмещении излишне понесенных расходов в сумме 17 330 рублей 90 копеек и от 24.05.2024 N 3808240000077 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, установленного по результатам проверки полноты и достоверности представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а также для возмещения расходов страхователя на выплату социального пособия на погребение, в виде назначения штрафа в размере 2 227 рублей 14 копеек.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2025 года, заявленные требования удовлетворены.
Получите понятные самоучители 2025 по 1С бесплатно:
ОСФР по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ), Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2375 (далее — Положение N 2375), Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2010 (далее — Правила N 2010), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что в 2021 году назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности осуществлялось в соответствии с Законом N 255-ФЗ и Положением N 2375, которым было предусмотрено представление страхователем в территориальный орган Фонда поступивших от застрахованного лица при наступлении страхового случая документов (сведений), в том числе о застрахованном лице, а также описи представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом; с 01.01.2022 назначение и выплата страхового обеспечения осуществления в соответствии с Правилами N 2010 в проактивном (беззаявительном) режиме, в электронном виде; страхователь не обеспечил переход на «проактивный» механизм направления сведений в соответствии с Законом N 255-ФЗ, Правилами N 2010; сведения для назначения пособий в 2022 году Обществом направлены по форматам 2021 года, предусмотренным Положением N 2375, в виде электронных реестров сведений; следовательно, в распоряжении страховщика имелись только эти сведения; Фонд не наделен полномочиями по проверке данных, представленных страхователем; в этой связи у Фонда отсутствовали основания для направления страхователю извещения о представлении недостающих сведений; контроль за полнотой и достоверностью представленных страхователем сведений возможен только в рамках проведения камеральной или выездной проверки; обязанность Фонда проверять достоверность предоставляемых страхователем сведений при назначении и выплате страхового обеспечения не предусмотрена; виновным лицом в данном случае является страхователь в связи с предоставлением недостоверных сведений; неосуществление проверки достоверности сведений о трудовой деятельности своих работников не может служить основанием для освобождения страхователя от возмещения излишне понесенных Фондом расходов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО ТД «РусИр» считает ее доводы несостоятельными, судебные акты — законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информационной системе «Картотека арбитражных дел» — kad.arbitr.ru); ОСФР по Иркутской области своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ООО ТД «РусИр» в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 02.04.2024 N 38082450000081 Фондом проведена плановая выездная проверка в отношении ООО ТД «РусИр» относительно правильности расчета, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2021 по 31.12.2023.
В ходе проверки Фондом выявлено, что в связи с назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности застрахованным лицам ОСФР по Иркутской области излишне понесены расходы на общую сумму 17 330 рублей 90 копеек.
Излишние выплаты были произведены застрахованному лицу Карпову В.В. ввиду несоответствия страхового стажа Карпова В.В., указанного страхователем (ООО ТД «РусИр»), данным, имеющимся у страховщика по следующим листкам нетрудоспособности: 1) ЛН N 910066496470, выдан 22.05.2021. Период выплат: с 25.05.2021 по 26.05.2021. Излишне выплачено 387 рублей 20 копеек; 2) ЛН N 910068048568, выдан 14.06.2021, период выплат: с 17.06.2021 по 12.07.2021. Излишне выплачено 5 033 рубля 60 копеек; 3) ЛН N 910074296949, выдан 29.07.2021, период выплат: с 01.08.2021 по 04.08.2021. Излишне выплачено 774 рубля 40 копеек; 4) ЛН N 910104908990, выдан 29.01.2022, период выплат: с 01.02.2022 по 02.02.2022. Излишне выплачено 476 рублей 12 копеек; 5) ЛН N 910118089028, выдан 01.04.2022, период выплат: с 04.04.2022 по 07.04.2022. Излишне выплачено 952 рубля 24 копейки; 6) ЛН N 910129629474, выдан 16.07.2022, период выплат: с 19.07.2022 по 12.08.2022. Излишне выплачено 5 951 рубль 50 копеек; 7) ЛН N 910132140302, выдан 12.08.2022, период выплат: с 13.08.2022 по 25.08.2022. Излишне выплачено 3 094 рубля 78 копеек.
Также Фонд посчитал излишне выплаченным пособие по временной нетрудоспособности застрахованному лицу — Решетникову В.А. по ЛН N 910192551603, выданному 18.09.2023, период выплат: 21.09.2023, излишне выплачено 661 рубль 06 копеек в связи с тем, что в нарушение пункта 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ страхователем направлены сведения для оплаты листка нетрудоспособности по уволенному сотруднику с условиями исчисления код «47», который на момент наступления нетрудоспособности уже был трудоустроен у другого работодателя (в АО «АНХК с 06.09.2023).
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 18.04.2024 N 38082480000074.
Решением ОСФР по Иркутской области от 24.05.2024 N 38082450000076 страхователю предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом, в сумме 17 330 рублей 90 копеек.
Решением от 24.05.2024 N 3808240000077 ООО ТД «РусИр» привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 15.2 Закона N 255-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 227 рублей 14 копеек; предложено уплатить указанный штраф.
ООО ТД «РусИр» оспорило данные решения в Арбитражный суд Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу — удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 13 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей на момент назначения и выплаты пособия по нетрудоспособности) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страховщиком. Основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
Страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (часть 8 статьи 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с Правилами N 2010 при наступлении страхового случая застрахованное лицо представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия, в случае их отсутствия у страхователя (пункт 5). Страхователь передает полученные им сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты пособий, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, и сведения о застрахованном лице в территориальный орган страховщика (далее — территориальный орган страховщика) по месту своей регистрации в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения (пункт 7). В случае представления не в полном объеме страховщику сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня их получения вручает страхователю под расписку либо направляет в электронной форме или по почте заказным письмом извещение о представлении недостающих сведений и документов по форме, утверждаемой страховщиком. Страхователю представившему страховщику неполные сведения и документы в электронной форме, извещение направляется в электронной форме (пункт 10). В целях назначения и выплаты пособий страховщик вправе запросить с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения, подтверждающие наличие оснований для назначения и выплаты пособий застрахованным лицам, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (пункт 12).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 22 Правил N 2010 страхователи не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии электронного листка нетрудоспособности по запросу страховщика размещают в информационной системе страховщика подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности, в том числе сведения о продолжительности страхового стажа застрахованного лица на день наступления временной нетрудоспособности.
В силу пункта 23 Правил N 2010 сведения, указанные в пункте 22 настоящих Правил, размещаются страхователем в объеме, указанном в запросе страховщика, который направляется страхователю одновременно с данными о закрытии электронного листка нетрудоспособности. При наличии у страховщика этих сведений они не запрашиваются у страхователя.
Частью 1 статьи 7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается в следующем размере: 1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, — 100 процентов среднего заработка; 2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, — 80 процентов среднего заработка; 3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, — 60 процентов среднего заработка.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, суд апелляционной инстанции правильно указал, что пособия по временной нетрудоспособности рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда в строго установленные законодательством сроки на основании представленных страхователями сведений, а также документов, запрашиваемых Фондом у иных государственных органов, в случае представления страхователем не в полном объеме страховщику сведений и документов, страховщик может запросить их у страхователя, контроль за полнотой и достоверностью предоставляемых страхователями сведений осуществляют территориальные органы фонда.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Фонда полномочий по проверке данных, представленных страхователем, поскольку контроль за полнотой и достоверностью представленных страхователем сведений, в рамках которого Фонд может запрашивать сведения документу, возможен только в рамках проведения камеральной или выездной проверки не соответствует положениям Правил N 2010, предусматривающих возможность запросить необходимые сведения именно в целях назначения и выплаты пособий.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что при представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу Карпову В.В. на основании вышеназванных листков нетрудоспособности страхователь руководствовался сведениями, содержащимися в трудовой книжке Карпова В.В.
Пособие по временной нетрудоспособности начислено и выплачено Фондом застрахованному лицу. В силу положений подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ обязанность обеспечить контроль за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования возложена на Фонд.
При этом обязанность страхователей самостоятельно производить расчет пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда не предусмотрена.
Из части 5 статьи 13, части 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ следует, что в случае, если застрахованное лицо утратило трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страховщиком по страхователю, у которого осуществлялись такие работа или деятельность, в размере 60 процентов среднего заработка.
Судами установлено, что информация страхователя о выплате застрахованному лицу Решетникову В.А. пособия была направлена во исполнение части 2 статьи 7 Закона N 255-ФЗ. Доказательства наличия у Общества сведений о трудоустройстве Решетникова В.А. у иного работодателя, отсутствуют.
В то же время суд апелляционной инстанции правильно признал, что при наличии у Фонда сведений о прекращении трудовых отношений указанного лица с ООО ТД «РусИр», Фонд имел возможность получить сведения о трудоустройстве Решетникова В.А. у нового работодателя, однако Фонд принял решение о выплате пособия по нетрудоспособности в размере 661 рублей 06 копеек.
При таких обстоятельствах суды, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, и установив отсутствие необходимых условий для признания Общества виновным и привлечения к ответственности за вмененные Фондом нарушения, обоснованно признали незаконными и нарушающими права заявителя оспариваемые решения Фонда.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2024 года по делу N А19-15072/2024, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2025 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
И.А.КУРОЧКИНА
А.И.РУДЫХ
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе Бухэксперт на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Получить индивидуальную консультацию от наших специалистов можно в Личном кабинете