Вопрос: Согласно изменениям, внесенным в НК РФ Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», с 1 января 2025 г. организации и ИП, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, при условии, что за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанных организации или ИП сумма доходов, определяемых в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 настоящего Кодекса, не превысила в совокупности 60 млн руб.
Для организаций и ИП, применяющих УСН и не освобожденных от уплаты НДС, будут действовать следующие налоговые ставки:
5% — если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период была в пределах 250 млн руб.;
7% — если сумма доходов по УСН за предшествующий налоговый период была в пределах 450 млн руб.
Вместе с тем согласно ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения) оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при выполнении следующих условий:
— сумма доходов за предшествующий календарный год не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
— удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания за год составляет не менее 70%;
— среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений работникам, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, в каждом субъекте РФ, в налоговый орган которого представлен расчет по страховым взносам за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» разд. I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Учитывая, что пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, который новым законопроектом не затрагивается, при формулировании условий о размере доходов (доход до 2 млрд руб., удельный вес доходов от услуг общественного питания 70%) содержит непосредственную ссылку на гл. 26.2 НК РФ, возникает вопрос: сможет ли предприятие общественного питания, применяющее УСН с выручкой более 60 млн руб., но не более 450 млн руб. в год (лимит по применению УСН, установленный на 2025 г.) и отвечающее требованиям, изложенным в пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ, с 1 января 2025 г. использовать освобождение от налогообложения НДС на основании пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 августа 2024 г. N 03-07-07/81842
Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 20 августа 2024 г., об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг общественного питания, оказываемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.
При этом подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.
В связи с этим если организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость не имеет, то операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, будут подлежать налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговым ставкам, установленным статьей 164 Кодекса, либо не облагаться данным налогом на основании пункта 2 статьи 146 и статьи 149 Кодекса.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организацией через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налогообложения, условий, предусмотренных данным подпунктом.
Таким образом, организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе в отношении оказываемых услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
29.08.2024
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете