Вопрос: Как применить положения ст. 174.2 НК РФ и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Протокол), к договорам на предоставление неисключительного права пользования программными продуктами, связанным с оказанием электронных услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, оказываемых иностранной организацией, являющейся резидентом страны — члена ЕАЭС?
Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 г. освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Учитывая изложенное, услуги по передаче прав на использование иностранного программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оказываемые после 1 января 2021 г., будут облагаться НДС в порядке, предусмотренном НК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью (далее — Общество) заключило договор с белорусской организацией (далее — Исполнитель) на приобретение услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним.
В перспективе аналогичные договоры (на предоставление прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним) Общество планирует заключать с иными иностранными организациями, являющимися резидентами других стран — членов ЕАЭС.
Протоколом не регулируется вопрос налогообложения электронных услуг по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним.
При этом согласно ст. 174.2 НК РФ оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.
По п. п. 3, 5 ст. 174.2 НК РФ исполнитель услуг — иностранная организация — подлежит постановке на учет в налоговых органах в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ, производит исчисление и уплату налога на территории РФ.
Исполнитель в договоре указывает цену, не учитывая НДС по ставке 20%.
При запросе информации о постановке Исполнителя на учет в налоговых органах РФ, ИНН и КПП Исполнитель (иностранный правообладатель), ссылается на п. 28 Протокола, в соответствии с которым взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено настоящим разделом.
Пункт 29 Протокола передачу, предоставление, уступку патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности… авторских, смежных прав или иных аналогичных прав относит к услугам, место оказания которых определяется по местонахождению покупателя.
По его мнению, Общество, выполняя обязанности налогового агента, должно самостоятельно исчислить и уплатить НДС по ставке 20% в российский бюджет.
Но это противоречит Протоколу, так как, если даже согласиться с логикой Исполнителя, руководствуясь п. 28 Протокола, порядок взимания НДС с такой услуги определяется в соответствии с НК РФ. Это означает, что если такая услуга квалифицируется как электронная согласно ст. 174.2 НК РФ, то именно он должен встать на учет в российском налоговом органе и за реализованные услуги в электронной форме осуществлять уплату НДС в бюджет РФ самостоятельно.
Согласно п. 2.1 ст. 171 НК РФ заказчик услуг имеет право принять к вычету суммы налога, предъявленные ему при приобретении вышеназванных услуг у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации. Поэтому Общество заинтересовано в правильном исполнении налогового законодательства и белорусским партнером.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 марта 2021 г. N 03-07-13/1/15393
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией у белорусской организации услуг по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним, не включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.
На основании пункта 28 раздела IV «Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг» Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) осуществляется в государстве — члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом при выполнении работ (оказании услуг) налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства — члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства — члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.
Таким образом, местом реализации оказываемых белорусской организацией российской организации услуг в электронной форме по предоставлению прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 174.2 Кодекса предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, является услугой в электронной форме.
Пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса предусмотрена постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющей расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг.
Таким образом, белорусская организация, оказывающая услуги в электронной форме, подлежит постановке на учет в российском налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов в целях уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Н.А.КУЗЬМИНА
04.03.2021
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 8 дней бесплатно
Обратите внимание!
В комментариях наши эксперты не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно в Личном кабинете