Налоговики требуют доначислить НДФЛ и взносы с выплат самозанятому-бывшему сотруднику, уволенному менее 2 лет нащад.

Индивидуальную консультацию запросил Светлана К. (Нижний Новгород, Нижегородская область)

Ответственный за ответ: Вознюк Марина (★9.91/10)

Добрый день! Компания на ОСНО. Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (3.1.37.54). Прошу помощи с следующем вопросе. Налоговая прислала вызов в связи с тем, что бывшие сотрудники оказывали нам услуги, как самозанятые течение срока менее 2 лет с момента увольнения. Было предложено доначислить налог и взносы с суммы дохода, скажем 70 000 руб., главный бухгалтер согласилась с этой позицией, ЕНС пополнили. Мне предстоит сдать корр. Ндфл и РСВ за 1 квартал. Прошу проконсультировать, мне эту операцию проводить через договор подряда? если я завожу договор подряда (убираю галку Отразить Трудовую деятельность?)на 80 460 р., логично ли это? Ведь доход был 70 000. Могут ли быть вопросы по базе у ИФНС? НДФЛ мы будем платить из своих средств (якобы мы его удержали при выплате…)? в ведомости на дату выплаты НДФЛ 10460 отразился. В корр.НДФЛ все должно правильно отразиться, вроде и начислен, и удержан.. Или есть другой вариант решения вопроса?

Метки консультации: Самозанятый
Все комментарии (24)
  1. Здравствуйте!
    Спасибо за вопрос🙏 Прошу немного времени для подготовки ответа. Я подготовлю ответ завтра. Благодарю за понимание ❤️

  2. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Доброе утро! конечно, очень жду)

  3. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Прошу прощения, можно ли ответить в ближайшее время, мне нужно сегодня отправить уточненку по НДФЛ

  4. Здравствуйте!

    Да, конечно, готовлю ответ 🌺

  5. Спасибо за ожидание 🌺

    1. По вопросу: «Прошу проконсультировать, мне эту операцию проводить через договор подряда?»
    Верно, как правило оформляем, как договор ГПХ. Нам нужно законным способом переоформить договор с самозанятым. Т.е. переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой договор или договор ГПХ. Третьего варианта нет.

    2. По вопросу: «если я завожу договор подряда (убираю галку Отразить Трудовую деятельность?)»

    Нет, мы не можем не отражать трудовую деятельность. Мы оформили договор ГПХ. В этом случае появляется обязанность передать для СФР сведения о трудовой деятельности по договорнику – Подраздел 1.1 формы ЕФС-1. Скорее всего, срок будет нарушен. Вопрос соблюдения сроков в случае переквалификации договора лучше уточнить в своем отделении СФР. Но не передавать сведения мы не можем, т.к. эта обязанность прописана в нормативных актах.

    3. По вопросу: «на 80 460 р., логично ли это? Ведь доход был 70 000. Могут ли быть вопросы по базе у ИФНС? НДФЛ мы будем платить из своих средств (якобы мы его удержали при выплате…)? в ведомости на дату выплаты НДФЛ 10460 отразился. В корр.НДФЛ все должно правильно отразиться, вроде и начислен, и удержан.. Или есть другой вариант решения вопроса?»

    Да, я тоже считаю, что можем увеличить начисленную сумму, чтобы за минусом удержанного НДФЛ осталась сумма к выплате, которую самозанятый получил изначально. Не думаю, что у налоговой будут вопросы (можно дополнительно уточнить такой вариант в своей ИФНС). В этом случае в договоре ГПХ нужно будет отразить сумму по договору 80 460.

    Или можем оставить сумму по договору 70 000 руб. В этом случае, если других доходов по самозанятому (договорнику ГПХ) в текущем периоде нет, с которых можно удержать НДФЛ, то отражаем в налоговой отчетности неудержанный НДФЛ (этот вариант разбираем в статье ниже).
    Посмотрите пожалуйста подробно порядок действий по шагам предлагаем в статье, смотрите «Пример 2. Договор с самозанятым переквалифицирован в облагаемый взносами договор ГПХ»: Договор с самозанятым стал трудовым или обычным договором ГПХ – как учесть ЗУП 3.1

    Если нужно что-то уточнить, пишите, будем разбираться дальше 🌺

  6. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    1. я так понимаю, переквалифицировать договор это наше самостоятельное решение, иначе был бы какой-то акт от налоговой? Мне в действительности нужно переоформить бумажный договор?, мой главбух говорит, что прям переоформлять не нужно, типа наши действия основаны на вызове на комиссию в ИФНС. еще смущает тот факт, что договор с самозанятым тоже относится к категории ГПХ.
    2. По поводу отчетов в СФР поняла.
    3. Платеж СЗ был 27.01 и еще один 27.05, я могу завести условие в договоре оплату по двум актам, каким числом лучше сделать в 1с сам договор? тем же 27.01 и ведомость тоже?
    4. Еще момент я вчера нашла похожую статью, там был вопрос тоже, что налоговики требуют доначислить взносы с суммы, перечисленной СЗ, т о есть со 100 т.р., а далее фразу девушки я не совсем поняла:
    здесь я приведу выдержку из консультации-
    Переквалификация договора с самозанятым в ГПХ
    Индивидуальную консультацию запросил
    Елена А. (Москва)

    Ответственный за ответ:
    Вознюк Марина
    (★9.90/10)

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, алгоритм действий в программе 1С ЗУП при переквалификации договора с самозанятым с 2024 по 1 кв 2025 в обычный договор ГПХ с учетом того, что НДФЛ уплачивает организация и какие отчеты нужно исправлять и пересдавать. А также ,нужно ли пересдавать уведомления по НДФЛ и взносам?

    Метки вопроса: Самозанятый

    https://buhexpert8.ru/voprosy/voprosy-1s-zup/perekvalifikatsiya-dogovora-s-samozanyatym-v-g
    Добрый день! А со взносами тогда как быть?
    Взносы должны быть начислены на 100 000, а не на 114 943 , ИФНС доначисляет взносы на 100 000 которые были выплачены, а не 114 943

    Вознюк МаринаВознюк Марина Сотрудник Бухэксперт10.12.2025 в 11:13
    Да, при этом варианте получается так. Ведь если бы изначально самозанятый оформлялся, как договорник ГПХ, то сумма начисления по договору должна была быть больше.
    Зато при таком варианте не нужно будет отражать уплаченный за договорника НДФЛ, как натуральный доход и начислять на него НДФЛ и взносы.

    Антохина Елена Подписчик Бухэксперт10.12.2025 в 11:16
    Но мне нужно, чтобы и по НДФЛ и по взносам в программе было отражение согласно начислениям ИФНС, если они пишут, что взносы доначислить на эти суммы, зачем мы будем их увеличивать.

    Антохина Елена Подписчик Бухэксперт10.12.2025 в 11:33
    Тогда , я верно понимаю, что в договоре нужно ставить 100 000 и на них уже 1с начислит взносы и НДФЛ.
    А в ведомостях я уже не убираю НДФЛ и тогда в корректирующей 6-НДФЛ НДФЛ будет и исчислен и удержан

    Вознюк МаринаВознюк Марина Сотрудник Бухэксперт10.12.2025 в 11:59
    Да, можно сделать так: исчисленный и удержанный НДФЛ отражаем. Просто фактически сотрудник на руки получил больше, с него не удержали НДФЛ и он будет уплачиваться за счет средств организации. Поэтому, в этом случае согласно разъяснений Минфина у работника образуется доход в натуральной форме, равный сумме уплаченного за него налога. И такой доход должен облагаться НДФЛ.

  7. 1. По вопросу: «я так понимаю, переквалифицировать договор это наше самостоятельное решение, иначе был бы какой-то акт от налоговой? Мне в действительности нужно переоформить бумажный договор?, мой главбух говорит, что прям переоформлять не нужно, типа наши действия основаны на вызове на комиссию в ИФНС. еще смущает тот факт, что договор с самозанятым тоже относится к категории ГПХ.»

    Можно заключить доп. соглашение к договору, в котором отразить какие условия изменились. Например, если меняется сумма или порядок налогообложения, то эти изменения можем отразить в доп. соглашении.

    2. По вопросу: «Платеж СЗ был 27.01 и еще один 27.05, я могу завести условие в договоре оплату по двум актам, каким числом лучше сделать в 1с сам договор? тем же 27.01 и ведомость тоже?»

    По моему мнению можем , договор оформить 27.01 и ведомость по первому акту тоже.

    3. по вопросу: «Еще момент я вчера нашла похожую статью, там был вопрос тоже, что налоговики требуют доначислить взносы с суммы, перечисленной СЗ, т о есть со 100 т.р., а далее фразу девушки я не совсем поняла»

    Уточните пожалуйста, какая фраза вызывает вопросы?

  8. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Я отметила фразу галками. Как она тогда не убирает НДФЛ в ведомости и в отчете будет начисленный и удержанный налог..По логике, если доначисляем 100 т., на руки выходит 87 в ведомости…

    https://buhexpert8.ru/voprosy/voprosy-1s-zup/perekvalifikatsiya-dogovora-s-samozanyatym-v-g
    Добрый день! А со взносами тогда как быть?
    Взносы должны быть начислены на 100 000, а не на 114 943 , ИФНС доначисляет взносы на 100 000 которые были выплачены, а не 114 943

    Вознюк МаринаВознюк Марина Сотрудник Бухэксперт10.12.2025 в 11:13
    Да, при этом варианте получается так. Ведь если бы изначально самозанятый оформлялся, как договорник ГПХ, то сумма начисления по договору должна была быть больше.
    Зато при таком варианте не нужно будет отражать уплаченный за договорника НДФЛ, как натуральный доход и начислять на него НДФЛ и взносы.

    Антохина Елена Подписчик Бухэксперт10.12.2025 в 11:16
    Но мне нужно, чтобы и по НДФЛ и по взносам в программе было отражение согласно начислениям ИФНС, если они пишут, что взносы доначислить на эти суммы, зачем мы будем их увеличивать.

    Антохина Елена Подписчик Бухэксперт10.12.2025 в 11:33 ✔✔
    Тогда , я верно понимаю, что в договоре нужно ставить 100 000 и на них уже 1с начислит взносы и НДФЛ.
    А в ведомостях я уже не убираю НДФЛ и тогда в корректирующей 6-НДФЛ НДФЛ будет и исчислен и удержан

    Вознюк МаринаВознюк Марина Сотрудник Бухэксперт10.12.2025 в 11:59
    Да, можно сделать так: исчисленный и удержанный НДФЛ отражаем. Просто фактически сотрудник на руки получил больше, с него не удержали НДФЛ и он будет уплачиваться за счет средств организации. Поэтому, в этом случае согласно разъяснений Минфина у работника образуется доход в натуральной форме, равный сумме уплаченного за него налога. И такой доход должен облагаться НДФЛ.

  9. По ссылке вопрос не открывается. Но насколько я помню в этом вопросе речь шла о том, что с сотрудника НДФЛ не удерживается, а организация сама из своих средств перечисляет НДФЛ, подлежащий удержанию. Т.е. организация приняла решение из своих средств уплатить НДФЛ.

  10. Дополню, что в результате такой НДФЛ в отчетности отражается, как удержанный. С сотрудника НДФЛ удерживать уже не нужно.

  11. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    у нас такая же ситуация, мы из своих средств налог будем платить. Сейчас я сделала ведомость на двух бывших СЗ с суммами, которые мы им перечислили. Прилагаю ее

  12. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    моя начальница считает, что мы не можем подводить людей и показывать неудержанный налог (мы его не имеем возможности удержать до конца года), поэтому сами будем платить налог. Только вот если чек они аннулируют, им на ЕНС вернутся 6%, получается они сами ничего не платят. Или я совсем запуталась

  13. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Переквалификация договора с самозанятым в ГПХ
    попробовала скопировать адрес той статьи еще раз. Вроде ситуация, как у нас. Но в ней собираются начислять взносы с суммы на руки, как указала налоговая. Не понимаю как это все технически сделать? доход по взносам и НДФЛ должен быть одинаковым, а в ведомости как 100 т. она ставит? и налог в ведомости при этом со ста тысяч((( Извините, я наверное, уже переработала…и запуталась

  14. Речь о налоге на проф.доход самозатятого 6%? Здесь не подскажу, но скорее всего вернут. Это только в налоговой уточнить можно.
    При варианте, когда организация приняла решение из своих средств уплатить НДФЛ есть сложный момент.
    У договорника образуется доход в натуральной форме, равный сумме уплаченного за него налога. Минфин считает, что с это суммы нужно исчислить НДФЛ. Этот вопрос также можно еще в налоговой уточнить, нужно ли показывать натуральный доход.

  15. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    6% им вернут после аннулирования чека, нам так сказали в налоговой. Но начальница против, чтобы они платили 13 % сами после того, как я покажу неудержанный налог. хотя в таком случае сумма с полученного натурального дохода будет весьма незначительна 10589*13% меньше, чем НПД. Подскажите, пожалуйста, если мы сами заплатили в ИФНС 13% (ведомость я прикладывала ранее), то есть увеличили доход физического лица, чтобы сумма на руки осталась прежней, разве НДФЛ в 6-НДФЛ уточненном не будет отражен как исчисленный и удержанный? каким образом для налоговой будет виден факт образования натурального дохода?

  16. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    давайте, я пошагово опишу, что я сделала в программе еще раз
    сделаем договор на сумму выплаченного дохода +НДФЛ сверху. ОФормляю договор в ЗУП, делаю акты, начисляю взносы с суммы по договору. В примере, что я Вам скидывала , девушка все-таки начисляет взносы с суммы выплаты 100 т.р., как настаивает ИНФС. У нас решения от них нет, поэтому мы накидываем НДФЛ сверх суммы выплаты. ФОрмирую ведомость на выплату, которую я прикладывала. Формирую уточненный расчет по ндфл. Сумма налога будет и начислена и удержана. ЕНС пополнили. РСВ уточненку сдаю. Получается сумма налога, которую мы заплатили за ФЛ это его доход. Если я его не покажу?

  17. Вы пишите: «сделаем договор на сумму выплаченного дохода +НДФЛ сверху»

    В этом случае у физлица уже не будет нат. дохода. При этом варианте получается, что из доходов физ.лица удержан НДФЛ

    Вот если бы договор остался в сумме выплаченного дохода, а организация сама заплатила бы НДФЛ, то тогда да, появляется нат. доход у ФЛ.

  18. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    дошло до меня, что в той консультации, которую я не поняла и Вам присылала для примера, девушка будет именно брать сумму дохода 100 т.р. именно с целью самим заплатить НДФЛ и потом показать натуральный доход. А если увеличить сумму договора то все без проблем должно быть.

  19. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Подскажите, пожалуйста, если я решу оставить сумму на руки в договоре, взносы начислю с суммы 70 000 (примерно), а ведомость мне вручную корректировать на 70000? а какой будет НДФЛ с таком случае? 9100? это и будет сумма натурального дохода?

  20. Да, Вы все правильно поняли.

  21. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    я наверное изначально не совсем корректно написала о ситуации, даже если мы увеличиваем сумму по договору , то для меня уплата налога все равно фактически происходит за счет организации(
    Я правильно понимаю, что если я все-таки оставлю сумму 70000 по договору, оформлю 9100 как натуральный доход, то сумму НДФЛ с него все равно не смогу удержать и покажу ее в 6-НДФЛ, как не удержанную?

  22. Да, верно. Если покажем доход 70000, то вся эта сумма уже выплачена. Удерживать НДФЛ не из чего. Мы можем отразить удержанный в ведомости, но организация в этом случае должна его уплатить сама сверх суммы по договору + показать натуральный доход у сотрудника

  23. Светлана Кирякина Подписчик Бухэксперт:

    Тогда главбух точно будет против) раз с бывших сотрудников налоговая будет сама 1183 р. удерживать) Марина, благодарю за разъяснение в моем вопросе! удачи ВАм и хороших выходных!

  24. Рада была помочь! И Вам хороших выходных 🌺

    1

Комментарии закрыты.