Списание комплектующих, пришедших в негодность по разным причинам в 1С

Вопрос задал Анна М.

Ответственный за ответ: Орлова Наталья (★9.91/10)

Добрый день!
Прошу подсказать в следующем вопросе:
У нас компания занимается производством медицинской техники и для производства закупаем комплектующие (микросхемы, печатные платы, конденсаторы и т. д.).
Сталкиваемся со следующими ситуациями:
1) Бракованная комплектующая, которую обнаруживаем при производстве продукции.
У нас есть входной контроль закупленных компонентов, по которому мы проверяем 2,5% закупленных компонентов на работоспособность (проверка состоит в том, что из партии выбираются 2,5% штук и припаиваются к прибору и проверяется работоспособность).
И если с 2,5% всё в порядке, то принимается вся партия.
Все 100% проверить не представляется возможным, так как это составляет приличные временные трудозатраты.

Сейчас столкнулись с тем, что из принятой партии микросхем более года назад при производстве медицинской продукции оказалась нерабочих несколько микросхем.
Прошу подсказать, как мне ее списать и могу я взять в расход в НУ?

Вопрос 1: как в НУ и БУ учесть эти расходы (каким документом и какой проводкой) и к каким расходам они относятся?

2) Так как нашу продукцию часто улучшаем (улучшения небольшие), часть комплектующих, которые использовали в старой ревизии, при выпуске новой ревизии становятся неактуальными и использовать их больше не будем.

Вопрос 2: как в НУ и БУ учесть эти расходы (каким документом и какой проводкой) и к каким расходам они относятся?

3) Часто для производства продукции мы закупаем комплектующие в гораздо большем кол-ве, чем нужно для производства, так как в меньшем кол-ве они не продаются.
Вопрос 3: как в НУ и БУ учесть эти расходы на остатки комплектующих, которые куплены с избытком (каким документом и какой проводкой) и к каким расходам они относятся?

4) Часто для производства продукции в связи с тем, что некоторые комплектующие больше не производятся или их больше нельзя купить за границей, то мы пытаемся найти и купить аналоги их, но не все предполагаемые аналоги подходят, и тогда мы ищем дальше.
Вопрос 4: как в НУ и БУ учесть эти «неудачные предполагаемые аналоги» (каким документом и какой проводкой) и к каким расходам они относятся?

Вопрос 5: как эти списания «развести», чтобы можно было в любой момент посмотреть, сколько одних, других и третьих расходов?

Получите понятные самоучители 2024 по 1С бесплатно:

Метки вопроса: —

Все комментарии (5)

  1. Добрый день!

    1) Бракованную и пришедшую в негодность продукцию (товары, материалы), недостачу списываем в БУ в следующем порядке.

    Если по списываемым запасам установлены нормы естественной убыли, то стоимость списываем в пределах норм (пп. «б» п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).
    Сумму сверх нормы естественной убыли либо в полной сумме, если такие нормы не установлены, включаем в прочие расходы (п. 44 ФСБУ 5, ПБУ 10).
    Расход признаем в том периоде, в котором обнаружена порча или недостача запасов (пп. «б», «в» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5).

    Предварительно недостачи учитываем на счете 94 — Дт 94 Кт 10, 41, 43 — документ «Списание товаров, материалов».
    Далее списываем стоимость в пределах норм естественной убыли Дт 20 (44) Кт 94.
    Стоимость запасов сверх норм естественной убыли Дт 91.02 Кт 94.
    Выпуск и списание неисправимой бракованной продукции в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

    Если создавали резерв под обесценение, то списываем сумму с резерва Дт 91.02 Кт 14.
    Резерв под обесценение запасов в 1С

    В НУ бракованный товар, материал в общем порядке возвращается или подлежит замене у производителя.

    По недостачам и испорченному товару есть варианты по списанию в НУ:
    — порча, возникшая по естественным причинам в процессе хранения и транспортировки, включается в материальные расходы в пределах норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК);
    — порча или недостача возникла по вине работников или иных лиц, можно учесть в расходах при выполнении определенных условий, можно учесть во внереализационных расходах:
    Недостача при инвентаризации (виновное лицо не обнаружено) в 1С
    Недостача при инвентаризации (виновное лицо обнаружено) в 1С
    — порча, возникшая в результате стихийных бедствий, включается во внереализационные расходы — при наличии документов, подтверждающих чрезвычайную ситуацию (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК, Письма Минфина России от 15.11.2017 N 03-03-06/1/75493, от 17.10.2017 N 03-07-11/67464);
    — запасы с истекшим сроком годности включаются в прочие или во внереализационные расходы при наличии документов, подтверждающих их уничтожение или передачу специализированным организациям (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265, п. п. 1, 4 ст. 252 НК, Письма Минфина России от 25.10.2021 N 03-03-06/1/86111, от 23.04.2019 N 07-01-09/29286, от 09.07.2018 N 03-03-06/1/47374).

    2,3,4) Запасы, пригодные для дальнейшего использования, как правило, учитываются на остатках.
    Оснований списать их как непригодные или списать в большем объеме оснований нет.
    Есть вариант продать неиспользуемые и пригодные запасы.

    Также и с приобретенными материалами в качестве подбора аналогов.
    Можно вернуть не подходящие материалы либо продать пригодные для использования материалы.
    Нужно рассматривать каждый случай отдельно, если материал испорчен в ходе тестирования, то списываем как описано в 1 пункте.

    Возможно признание товаров (материалов) как неликвидных — морального устаревания или истечения срока годности.
    Списываем на основании акта о списании, составленного комиссией.
    В БУ — Дт 91.02 Кт 10(41,43) — стоимость неликвидных запасов (пп. «в» п. 41, пп. «б» п. 43 ФСБУ 5, п. 11 ПБУ 10).

    В НУ списание неликвидных материалов и запасов с истекшим сроком годности, также расходы на их утилизацию включают в прочие или во внереализационные расходы при наличии документов, подтверждающих их уничтожение или передачу специализированным организациям.
    Учет в расходах НУ стоимости морально устаревших запасов законодательством не предусмотрен (Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332).

    Если изготавливаем опытные образцы, то учет следующий
    Как учитывать опытные (испытательные) образцы, если они изготавливаются с целью улучшения качества продукции?

    5) Специального отчета по расшифровке затрат по различным видам списания материалов не предусмотрено.
    Можно настроить только универсальный отчет по определенным параметрам.
    Как работать с Универсальным отчетом в 1С
    Универсальный отчет по затратам сырья по выпуску продукции в 1С

    Материал по теме, общая схема движения материалов и используемые документы.
    Схема движения материалов в 1С

  2. Добрый день!
    Вы пишите
    «2,3,4) Запасы, пригодные для дальнейшего использования, как правило, учитываются на остатках.
    Оснований списать их как непригодные или списать в большем объеме оснований нет.
    Есть вариант продать неиспользуемые и пригодные запасы.»

    Естественно продажей никто заниматься не будет (это экономически не целесообразно).
    Использовать эти комплектующие тоже не будем, а «тащить» на остатках — не понимаю какой в этом смысл.
    Все-таки должен быть механизм по правильному списанию таких комплектующих. Это не только наша организация такая особенная и делает так, так делают много организаций

  3. По списанию запасов есть определенные правила. Списать больше, чем нужно для производства, нет оснований.
    Если материалы пригодные для дальнейшего использования, то оснований для списания тоже нет.

    В данной ситуации можно рассмотреть вариант как списание морально устаревших, неликвидных МПЗ, запасов с истекшим сроком годности или больше не используемых, так как материалы больше не используются в производстве определенных видов продукции.

    Неликвидные запасы — это запасы, которые не используются и не реализуются длительное время.
    Неликвидные запасы, непригодные к дальнейшему использованию и реализации, списывайте на основании акта о списании, составленного комиссией.

    Механизм списания в БУ и НУ описала в комментарии.

  4. Спасибо за ответ. Попробую по вашему совету списать как морально устаревшие, неликвидные МПЗ, запасов с истекшим сроком годности или больше не используемых, так как материалы больше не используются в производстве определенных видов продукции.
    Просьба дать пример акта о списании, составленного комиссией на основании которого можно списать в НУ и БУ и пример списания в 1С

  5. Приложение  1-2.pdf

    Стоимость списания неликвидных товаров (материалов) в БУ включается в прочие расходы.

    Списание товаров в БУ можно оформить документом «Операция, введенная вручную»:
    Дт 94 Кт 41 (10) – списание неликвидных товаров (материалов);
    Дт 91.2 Кт 94 – признание прочего расхода от списания неликвидных товаров;
    Дт 91.2 Кт 60 (76, 70, 69 и т.д.) – признание прочего расхода по затратам, связанным с выбытием неликвидных товаров (утилизацией).

    Списание неликвидного товара можно оформить также документом «Инвентаризация товаров».
    Инвентаризация в 1С 8.3 Бухгалтерия

    В НУ включить в расходы по налогу на прибыль стоимость списанных неликвидных товаров (материалов) можно:

    — в пределах норм естественной убыли этих товаров, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК, постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814);
    — сверх норм естественной убыли, если обязанность по утилизации этих товаров предусмотрена действующим законодательством (письмо Минфина России от 09.02.2018 № 03-03-06/1/7862).

    Пример акта форма № ТОРГ-16 во вложении.

Комментарии закрыты.